Инновации в транспортной и сбытовой логистике
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №22(115)
Рубрика: Экономика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №22(115)
Инновации в транспортной и сбытовой логистике
Одна из проблем логистики в России — это устаревшее оборудование и отсутствие современных методов управления и инновационных технологий, что ведет за собой рост издержек в этой сфере. Как известно, до 70% издержек фирмы приходится на логистику. Введение в работу предприятия современных технологий и инноваций помогает существенно снизить эту долю, а, следовательно, и снизить стоимость единицы продукции. Конечно, доли издержек на тот или иной процесс и операцию в различных компаниях разнообразны, однако согласно исследованиям, использование инновационных технологий может привести к сокращению стоимости цепи поставок до 50% [1].
Именно поэтому, для повышения конкурентоспособности предприятия, внедрение инновационных технологий и их дальнейшее развитие необходимо на современном рынке.
Наиболее перспективными и активно развивающимися нововведениями в логистику являются технологии в складской и транспортной логистике. Одной из самых простых, но эффективных мер по повышению эффективности использования складского пространства является использование многоуровневых мезонинов. Увеличение ярусов размещения на 1-2 единицы, за счет увеличения рабочей высоты требует незначительного роста стоимости при строительстве, однако в будущем это приводит к снижению затрат на единицу товара на объекте. Также к уменьшению затрат на единицу продукции приводит увеличение шага колонн, позволяющего сократить их количество.
Не новой, однако до сих пор не распространившейся технологией является применение системы RFID. Данная система является прорывом в логистике и торговле. Потенциал использования RFID меток особенно велик в складской логистике. Его применение для контроля цепочек поставок может принести предприятию огромную стратегическую выгоду. Однако темпы внедрения этого инновационного продукта на российском рынке до сих пор малы, в сравнении с зарубежными логистическими и торговыми предприятиями. Данная система позволяет в реальном времени передавать информацию о любом передвижении товара в цепи товародвижения. Кроме того, система подразумевает скоростную обработку данных. Так, для считывая информации с одного поддона необходимо около 30 секунд. В то время как без использования RFID это время возрастает до 17 минут [2].
Новейшей разработкой в системе логистического управления является внедрение Google Glass [4]. Это устройство представляет собой очки, со специальным стеклом, на котором отражается самый быстрый маршрут для перевозки. Это устройство также позволяет считывать штрих-код с любой позиции товара. Данная технология не только упрощает работу, но и оптимизирует ее, обеспечивая быстрый грузооборот.
Помимо внедрения инновационных технологий в складской логистике следует особое внимание уделить транспортной логистике. На сегодняшний день доля транспортных издержек компаний на рынке значительно велика. Для снижения этой доли и повышения эффективности работы российским компаниям на рынке следует присмотреться к новым разработкам.
По данным Федеральной службы государственной статистики, только за один месяц автомобильным транспортом совершается около 63% всех перевозок [5], что говорит о необходимости использования технологий именно в этом виде передвижения. Одной из инноваций в этой сфере является использование беспилотного автомобиля. Данный метод уже проверен, и его эффективность и безопасность доказаны. За счет отсутствия необходимости остановок для биологических потребностей человека происходит существенное сокращение времени перевозок. Так, подобный автомобиль способен преодолевать расстояние в 5 тысяч километров всего за 60 часов [1]. Помимо этого, использование данной технологии позволяет сократить издержки на оплату труда персонала, что также является немаловажным аспектом управления затратами.
Разработанные электронные лог-устройства (ELD) могут оказать существенное влияние на транспортную отрасль в 2018 году. Ограничивая время работы водителей в рамках пятидесяти часов в неделю, с двумя выходными днями, эти устройства могут сделать дороги более безопасными, уведомляя водителей о необходимости отдыха. ELD уже внедрят в этом году в США на обязательной основе [3].
Следующее инновационное решение – электронное декларирование. В данной разработке используется комплекс аппаратных и программных систем, позволяющих осуществлять таможенное оформление грузов в электронной форме, что ускоряет процедуру регистрации.
Рассматривая новейшие инновации, также необходимо упомянуть о блокчейне. Его применение становится одной из новых тенденций в торговой и транспортной отрасли. Одним из перспективных направлений использования технологии блокчейн в области грузоперевозок является обеспечение точности и правдивости записей, отображающих производительность, историю обслуживания и различные другие показатели транспортных средств с течением времени. Помимо этого, блокчейн также может быть использован для мониторинга грузоподъемности. Одним из факторов, от которого зависит стоимость транспортировки, является объем груза и его вес. Использование датчиков технологии может помочь определить объем пространства, занимаемого конкретным грузом. Эти данные могут использоваться для расчета стоимости доставки. Хранение этой информации в системе на основе блокчейна, подписанной смарт-контрактом, позволит автоматически выполнять платежи на основе объема пространства, занимаемого отправляемым грузом.
Таким образом, можно сделать вывод, что в мире инновационные технологии в логистике развиваются стремительными темпами. В то время как Россия отстает по этим показателям. В связи с этим, встает проблема необходимости внедрения вышеописанных технологий в повседневное использование на предприятиях для увеличения качества оказываемых услуг, выполняемых функций и операций.
Исходя из того, что на современном рынке постоянно появляются новые технологии, заменяя устаревшие методы работы, а также в связи с постоянным развитием технологий в целом, следует ожидать, что инвестиции в логистическую отрасль продолжат расти в связи с необходимостью повышать конкурентоспособность компаний на рынке путем оптимизации затрат на логистику.