Статья:

Расчет компонентного состава выхлопных газов ГТД НК-38 СТ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №22(115)

Рубрика: Технические науки

Выходные данные
Кабатов И.В., Гайфуллин А.И., Титов А.В. Расчет компонентного состава выхлопных газов ГТД НК-38 СТ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2020. № 22(115). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/115/74324 (дата обращения: 29.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Расчет компонентного состава выхлопных газов ГТД НК-38 СТ

Кабатов Иван Викторович
магистрант, Казанский государственный энергетический университет, РФ, г. Казань
Гайфуллин Артур Ильгизарович
магистрант, Казанский государственный энергетический университет, РФ, г. Казань
Титов Александр Вячеславович
канд. техн. наук, профессор, Казанский государственный энергетический университет, РФ, г. Казань

 

CALCULATION OF THE COMPONENT COMPOSITION OF THE COMBUSTION PRODUCTS OF A GAS TURBINE ENGINE NK-38 ST

 

Ivan Kabatov

Master program student, Kazan state power engineering Univercity, Russia, Kazan

Artur Gaifullin

Master program student, Kazan state power engineering Univercity, Russia, Kazan

Alexander Titov

Candidate of science, professor, Kazan state power engineering Univercity, Russia, Kazan

 

Аннотация. Газотурбинный двигатель НК-38 СТ предназначен для привода компрессора в составе газоперекачивающих агрегатов серии «Волга». Он работает на природном газе и состоит из двух модулей: газогенератора и свободной турбины, с выходного вала которой снимается мощность на привод нагнетателя. На базе программы АС ГРЭТ была выполнена модель газотурбинного двигателя, а именно: сформирован облик двигателя, сформирована математическая модель и произведены расчеты для уточнения математической модели. В данных расчетах применялись данные приемо-сдаточных испытаний серийного двигателя.

Abstract. The NK-38 ST gas turbine engine is designed to drive a compressor as part of the Volga gas pumping units. It runs on natural gas and consists of two modules: a gas generator and a free turbine, from the output shaft of which power used to drive the compressor. Using the AS GRET program, a model of a gas turbine engine was implemented, namely: the appearance of the engine was formed, a mathematical model was formed, and calculations were made to refine the mathematical model. In these calculations, acceptance tests of a serial engine were used.

 

Ключевые слова: ГТД, математическая модель, характеристики двигателя, продукты сгорания.

Keywords: Gas turbine engine, mathematical model, engine characteristics, combustion products.

 

Газотурбинный двигатель НК-38 СТ разработан на базе авиационного двигателя НК-93 и предназначен для привода компрессора в составе газоперекачивающих агрегатов серии «Волга».

Он работает на природном газе и состоит из двух модулей: газогенератора и свободной турбины, с выходного вала которой снимается мощность на привод нагнетателя.

Привод нагнетателя осуществляется через мультипликатор, соединенный с выходным валом свободной турбины двигателя. Газотурбинный двигатель НК-38 СТ спроектирован для привода нагнетателя линейных и дожимных компрессорных станций, а также в последнее время ведутся работы по применению этого двигателя в составе газотурбинных электростанций. 

Для исследования работоспособности ГТУ, использовалась программа АС ГРЭТ – Автоматизированная Система Газодинамических Расчетов Энергетических Турбомашин.

На базе программы АС ГРЭТ была построена модель газотурбинного двигателя, а именно: сформирован облик двигателя и произведены расчеты для уточнения математической модели, в которых применялись данные результатов приемо-сдаточных испытаний серийного двигателя.

Проведены расчеты по формированию математической модели ГТД, после чего проведена идентификация, т.е. уточнение математической модели конкретного двигателя, произведенная по результатам испытаний данного двигателя работающего на топливном газе по ГОСТ 5542-2014 «Газы горючие  природные  промышленного и коммунально-бытового значения. Технические  условия», далее выполнены расчеты характеристик двигателя (дроссельная, климатическая) и компонентного состава продуктов сгорания.

Результаты расчетов приведены ниже.

Дроссельная характеристика – зависимости параметров двигателя от мощности на выходном валу свободной турбины.

 

Рисунок 1. Зависимость удельного расхода топлива от мощности

 

Рисунок 2. Зависимость суммарного часового расхода топлива от мощности

 

Рисунок 3. Зависимость эффективного КПД двигателя от мощности

 

Климатическая характеристика, представляющая собой зависимости параметров двигателя на номинальном режиме (16 МВт) при различной температуре окружающего воздуха.

 

Рисунок 4. Зависимость эффективного КПД двигателя от температуры окружающего воздуха

 

Рисунок 5. Зависимость удельного расхода топлива от температуры окружающего воздуха

 

Рисунок 6. Зависимость суммарного часового расхода топлива от температуры окружающего воздуха

 

Таблица 1.

Компоне нтный соста в продуктов сгора ния при ра боте  уста новки на  топливном га зе  по ГОСТ 5542-2014 на разных режимах мощности (16.5 МВт, 15.3 МВт, 14.5 МВт, 8.1 МВт) в проце нта х от обще го потока  выхлоных га зов

H

0,00000000000000

0,00000000000000

0,00000000000000

0,00000000000000

H2

0,00000000000054

0,00000000000039

0,00000000000033

0,00000000000002

O

0,00000000000050

0,00000000000036

0,00000000000031

0,00000000000001

O2

11,42710000000000

11,57690000000000

11,68850000000000

11,87050000000000

C

0,00000000000000

0,00000000000000

0,00000000000000

0,00000000000000

C1O2

3,22919000000000

3,16033000000000

3,10903000000000

3,02539000000000

H2O1

18,16640000000000

18,03780000000000

17,94190000000000

17,78560000000000

C1O1

0,00000000000002

0,00000000000001

0,00000000000001

0,00000000000000

O1H1

0,00000003454620

0,00000002799160

0,00000002536950

0,00000000353275

N

0,00000000000000

0,00000000000000

0,00000000000000

0,00000000000000

N2

66,38810000000000

66,43530000000000

66,47050000000000

66,52780000000000

N1O1

0,00007323080000

0,00006548180000

0,00006226690000

0,00002060860000

N1O2

0,00002870670000

0,00002788200000

0,00002760810000

0,00001883970000

AR

0,78909400000000

0,78965600000000

0,79007400000000

0,79075600000000

 

Список литературы:
1. Буров В.Д., Цанев С.В. Газотурбинные и парогазовые установки ТЭС. – М.: Издательский дом МЭИ, 2009. – 584 с.
2. Зысин Л.В. Парогазовые и газотурбинные тепловые электростанции: учебное пособие. – СПб.: Изд-во Политехн. Ун-та, 2010. – 358 с.
3. Автоматизированная система газодинамических расчетов энергетических машин/(Осипов Б.М., Титов А.В.)//О.В.Ханжина.-Казань: Редакционно-издательский отдел КГЭУ, 2012 г.-273 с.
4. ГОСТ 5542-2014 «Газы горючие  природные  промышленного и коммунально-бытового значения. Технические  условия» РАЗРАБОТАН Обществом с ограниченной ответственностью "Научно-исследовательский институт природных га зов и газовых технологий - Газпром ВНИИГАЗ", вне се н Межгосударственным техническим комитетом по стандартизации МТК 52 "Природный га з", принят Межгосударственным сове том по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 30 мая 2014 г. N 67-П), да та  введения – 01.07.2015. – URL: http://docs.cntd.ru/document/1200113569 (дата  обращения - 12.04.2020). – Текст электронный. 
5. СТО Газпром 2-3.5-039-2005 Ка та лог удельных выбросов вредных веществ газотурбинных газоперекачивающих агрегатов.
6. 38.000.000 ТУ1-101 Двигатель газотурбинный НК-38. Технические  условия.