Научно-исследовательская работа педагогической деятельности грядущего воспитателя профессионального обучения
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №19(112)
Рубрика: Педагогика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №19(112)
Научно-исследовательская работа педагогической деятельности грядущего воспитателя профессионального обучения
RESEARCH WORK PEDAGOGICAL ACTIVITY FUTURE CAREGIVER VOCATIONAL TRAINING
Rustem Sabriyev
Undergraduate, Crimean Engineering and Pedagogical University named after Fevzi Yakubov, Russia, Simferopol
Аннотация. В статье рассматривается содержание понятия «научно-исследовательская деятельность» будущих педагогов профессионального обучения на основе совмещения основных параметров следующих видов деятельности: педагогической, творческой, исследовательской. Особенностью процесса научно-исследовательской деятельности является индивидуальный подход к творческой самореализации каждого студента, результат научно-исследовательской деятельности – интеллектуальный продукт, включающий в себя новое знание, а также развитие критического мышления, познавательной активности, самостоятельности и инициативы в учебе.
Abstract. The article deals with the concept of «scientific-research activity» of a future teachers of vocational training on the basis of combining the main parameters of pedagogical, creative, and research activities. The peculiarity of the process of scientific-research work is the individual approach to creative self-realization of each student; the result of the research activity -intellectual product, which includes new knowledge, as well as development of critical thinking, cognitive activity, independence and initiative in studies.
Ключевые слова: научно-исследовательская деятельность, педагогическая деятельность, творческая деятельность, исследовательская деятельность, творческая самореализация.
Keywords: scientific-research activity, pedagogical activity, creative work, research, creative self-rea-lization.
Постановка проблемы. Педагог профессионального обучения в техническом вузе получает особенное системное образование, состоящее из трех интегрированных компонентов, включающих в себя психолого-педагогическую, отраслевую подготовку и подготовку по рабочей профессии. Деятельность педагога профессионального обучения является полифункциональной и предполагает интеграцию общепедагогической и профессиональной культуры. Именно основательная общеобразовательная и профессиональная подготовка дает широту общего и профессионального кругозора, способность быстро ориентироваться в новых экономических, социальных, технологических и организационных ситуациях, быстро осваивать новое содержание, формы и способы труда. Поэтому необходимость усиления общеобразовательного и теоретического профессионального фундамента в качестве общей тенденции подготовки педагогов профессионального обучения все больше начинает осознаваться.
Цель статьи – научно-исследовательская деятельность будущего педагога.
Изложение основного материала. Современные социально-экономические условия развития общества предъявляют особые требования к профессиональной подготовке будущего специалиста. В связи с реформированием системы образования повышенное внимание сегодня уделяется выпускникам педагогических вузов.
Подготовка специалиста для современного инновационного, стремительно обновляющегося, общества требует особого подхода к формированию компетентной, творческой, инициативной, самостоятельной личности, конкурентной на рынке труда, способной разрабатывать идеи и находить нетрадиционные решения задач, возникающих в профессиональной деятельности. Современная система образования способна решить задачу подготовки такого специалиста при условии предоставления студентам возможности включаться в творческий поиск путем введения его в научно-исследовательскую работу, которая обладает широким потенциалом в формировании цельной личности будущего профессионала.
Для наиболее успешной реализации целей профессиональной подготовки будущих специалистов в педагогическом вузе научно-исследовательская деятельность должна стать неотъемлемой ее частью. Так, в положениях Болонской декларации говорится о фундаментальности образования, нацеленности на подготовку специалистов, способных заниматься наукой. Социально-экономический прогресс невозможен без науки [1, с. 4].
В условиях осуществляемой модернизации образования учебная деятельность обучающихся все в большей мере становится исследовательской. Инновационный специалист сегодня должен владеть исследовательскими знаниями и умениями, быть способным и мотивированным к постоянному саморазвитию и самосовершенствованию. В этом случае научно-исследовательская деятельность может стать для будущего педагога ориентиром в его жизненном самоопределении, самопознании и саморефлексии, открытии своих способностей. Таким образом, именно направленность на исследовательский характер всей системы профессионального образования необходима для ее инновационного развития.
В нашем понимании научно-исследовательская деятельность студентов - это профессионально-творческая деятельность по овладению студентами целостной системой методов, приемов и формированию навыков решения научно-исследовательских задач, развитию способностей к научному творчеству, самостоятельности и инициативности.
Таким образом, для большинства будущих учителей исследовательская деятельность не является ценностно-значимой. Как следствие, современная образовательная практика не строится как наукоемкий процесс, и это, в свою очередь, не позволяет перевести образование в режим инновационного развития [3, с. 17].
Проблема все возрастающих массивов научной информации, которая актуализирует задачу их дидактического уплотнения и перевода профессионального обучения на личностно-развивающий уровень. Определяющим становится не количество усвоенной студентом научной информации, а система ключевых и профессиональных компетенций, в числе которых - способность находить, систематизировать, генерировать новую информацию на основе существующей [5, с. 104]
Формальное отношение к осуществлению научно-исследовательской деятельности в образовательном процессе. Научно-исследовательская работа, призванная по своей внутренней природе способствовать развитию творчества будущих учителей, максимально формализована и не осуществляет своего назначения. Следовательно, высшая педагогическая школа при изначально имеющемся потенциале актуально не готова к выполнению поставленной обществом задачи обучения и воспитания учителя инновационного типа. Современная практика высшей школы пока еще не сориентирована на эффективное использование имеющихся у нее условий (в том числе в научно-исследовательской деятельности), способствующих развитию творчества будущих педагогов [2, с. 3-7].
Недостаточная вовлеченность студентов в научно-исследовательскую деятельность профессорско-преподавательского состава вузов. Введение студентов в собственную исследовательскую деятельность является важным аспектом деятельности преподавателя университета, обладающая широким потенциалом для саморазвития всех активных субъектов данного процесса. Включенный в такую работу студент получает возможность решать не поставленные кем-то, а собственные задачи. Тем не менее, на сегодняшний день подавляющее большинство студентов даже не имеют точного представления об исследованиях, проводимых их педагогами, следовательно степень их вовлеченности в эту деятельность не высока.
Отсутствие целостной программы, способствующей поэтапному последовательному вовлечению студентов в научно-исследовательскую деятельность, с четко обозначенными критериями и показателями как промежуточных, так и итогового результатов достижения определенного уровня в развитии научного потенциала личности будущего специалиста.
Направления решения указанных проблем позволяют выделить основные перспективы развития научно-исследовательской деятельности в процессе подготовки будущего педагога.
Широкое использование исследовательского принципа в обучении, который предполагает такую организацию учебного процесса, при которой студенты знакомятся с основными методами исследования, применяемыми в изучаемых ими науках, усваивают доступные им элементы исследовательской методики и овладевают умением самостоятельно добывать новые знания путем исследования явлений и процессов. Применение исследовательского принципа способствует развитию познавательных способностей, активности и самостоятельности обучаемых, повышает интерес к овладению знаниями и методами познавательной деятельности. Значимыми для студентов становятся способность к целеполаганию и проектированию своей деятельности, критическое мышление и выработка собственных выводов [1, с. 4].
Реализация проектно-исследовательской модели «обучения посредством действия», которая предполагает, что студенты учатся не только у преподавателя, но и в процессе анализа реальных проблем, участвуя в их исследовании и обсуждении полученных решений [4, с. 101]. Так студенты приобретают опыт проведения педагогических исследований, опыт созидательной деятельности. Важной функцией преподавателя становится поддержка обучающегося в его самостоятельной работе.
Развитие идей компетентностного подхода в образовании, который нацеливает на формирование универсальных учебных действий обучающихся, позволяя им самостоятельно решать проблемы, организовывать познавательную деятельность и в дальнейшем не просто переносить полученные навыки, но и творчески их преобразовывать решении реальных педагогических задач, возникающих в профессиональной деятельности.
Вывод
Широкое вовлечение будущих специалистов в научно-исследовательское пространство вуза, включение их в научно-педагогическую школу преподавателя. В таких условиях наиболее ярко проявляется субъектное взаимодействие преподавателя и студента, сотворчество и соучастие в решении образовательных и воспитательных задач, передача личностного смысла и диалоговое общение в творчески развивающемся педагогическом процессе.
Таким образом, обеспечение качества высшего профессионального образования сегодня невозможно без осуществления интеграции учебной и научно-исследовательской деятельности, которая предоставит будущему педагогу возможность включаться в творческий поиск с учетом его потребностей и современных требований к подготовке квалифицированного специалиста.