Возможности применения методов векторной оптимизации в управлении эффективностью деятельности надзорных органов МЧС России
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №14(107)
Рубрика: Технические науки
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №14(107)
Возможности применения методов векторной оптимизации в управлении эффективностью деятельности надзорных органов МЧС России
POSSIBILITIES OF APPLICATION OF VECTOR OPTIMIZATION METHODS IN MANAGEMENT OF THE EFFECTIVENESS OF THE ACTIVITIES OF SUPERVISORY BODIES OF THE EMERCOM OF RUSSIA
Anastasia Liptovska
Master’s degree student Saint-Petersburg University of state fire service of EMERCOM of Russia, Russia, St. Petersburg
Olga Yantsova
Teacher, Saint-Petersburg University of State Fire Service of EMERCOM of Russia, Russia, St. Petersburg
Аннотация. Рассмотрены вопросы применения методов векторной оптимизации в управлении эффективностью деятельности надзорных органов МЧС России, оценки эффективности и результативности органов надзорной деятельности МЧС России с учетом изменений законодательства в данной области.
Abstract. The questions of application of methods of vector optimization in management of efficiency of activity of Supervisory bodies of EMERCOM of Russia, an assessment of efficiency and efficiency of bodies of Supervisory activity of EMERCOM of Russia taking into account changes of the legislation in this area are considered.
Ключевые слова: эффективность, управление деятельностью, результативность, метод, векторная оптимизация.
Keywords: efficiency, activity management, efficiency, method, vector optimization.
В настоящее время качество выполнения решаемых задач в МЧС России во многом определяется человеческим фактором. Начиная с 2018 года в МЧС России началась реорганизация деятельности органов Государственного пожарного надзора, что предполагает под собой оптимизацию на всех уровнях, начиная с должностей инспекторского состава.
На данный момент были разработаны показатели, которые отражают результативность и эффективность деятельности [1] органов государственного пожарного надзора, но, в настоящее время, отсутствуют показатели оценки результативности и эффективности должностных лиц надзорных органов МЧС России.
Периодическая оценка эффективности работы сотрудников надзорных органов МЧС России является важным стимулом в совершенствовании исполнения функции по надзору инспекторским составом, а также за выполнением обязательных требований в установленной сфере деятельности [2].
Деятельность сотрудников государственного пожарного надзора направлена на достижение важных результатов – снижение к 2025 году травмированны, пострадавших, а также количества погибших, в результате ЧС, пожаров людей и ущерба от деструктивных событий не менее чем на 30%.
Вопросам разработки подходов и методик оценки деятельности органов ГПН всегда уделялось значительное внимание.
Для совершенствования деятельности органов Государственного пожарного надзора нужно решить множество задач:
- стандартизация методов работы в надзорной деятельности с различными категориями личного состава;
- внедрение автоматизации различных процедур с применением инновационных технологий в системе управления ГПН;
- разработка и применение механизмов и методик по усовершенствованию управления органов ГПН;
- создание в МЧС России системы обеспечения ГПН задач, стоящих перед МЧС России, основанную на научно-обоснованных разработках совершенствования надзорной деятельности;
- усовершенствование и создание наиболее оптимальной нормативно-правовой базы;
Согласно Федеральному закону от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» [3] федеральный государственный пожарный надзор является деятельностью уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также подведомственных им государственных учреждений, осуществляющих переданные полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений требований пожарной безопасности, установленных законодательством.
Оценка результативности и эффективности надзорной деятельности определяется снижением уровня причиняемого ущерба (вреда), возможностью обеспечения его прекращения или ликвидации, а также достижением оптимального распределения трудовых, материальных и финансовых ресурсов государства.
Проблема эффективной деятельности органов Государственного пожарного надзора на сегодняшний день остается актуальной. Ее решение в системе МЧС России предполагается осуществлять на основе дальнейшей автоматизации деятельности органов государственного противопожарного надзора с применением инновационных технологий.
Организация и осуществление деятельности органов ГПН ведется на основе плана.
Планом является документ, который устанавливает перечень запланированных мероприятий, их последовательность и объем, а также ответственных исполнителей, выделенные им ресурсы и сроки.
Обоснованность, конкретика, результативность и эффективность являются важнейшими требованиями, предъявляемые к планам.
Согласно Распоряжению Правительства Российской Федерации от 17 мая 2016 г. № 934-р утверждены основные понятия результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности [4]:
- результативность государственного контроля (надзора) и муниципального контроля - степень достижения общественно значимых результатов государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, выражающихся в минимизации причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям в соответствующей сфере деятельности (далее – результативность контрольно-надзорной деятельности);
- эффективность государственного контроля (надзора) и муниципального контроля – степень устранения риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям с учетом используемого объема трудовых, материальных и финансовых ресурсов, а также уровня вмешательства в деятельность граждан и организаций (далее – эффективность контрольно - надзорной деятельности).
Система управления органами ГПН структурирована, ее деятельность осуществляется на основе подчинения нижестоящих органов ГПН вышестоящим.
Рисунок 1. Структура надзорных органов МЧС России
Представленная система не является эффективной, так как в процессе выработки и принятия решений в системе управления ГПН могут возникнуть следующие противоречия:
- между необходимостью постоянно сокращать время на подготовку решения и возрастающей ответственностью за его принятие;
- между необходимостью повышения ответственности лица принимающего решение (далее ЛПР) и органов ГПН за принятые ими решения и необходимостью исключить субъективность в процессе принятия решений;
- между потребностью повышения обоснованности и законности при принятии решения и необходимостью повышения оперативности его принятия;
- между потребностями ЛПР и органов ГПН в эффективных средствах информационной поддержки.
Разрешение указанных противоречий лежит в основе научных и технологических решений.
В процессе управления постоянно возникают ситуации, когда руководители разных уровней сталкиваются с необходимостью выбора любого из нескольких возможных вариантов действий.
Разработка и принятие решений является ключевой процедурой в деятельности руководителя, которая определяет весь дальнейший ход процесса управления, особенно конечный результат управленческой деятельности.
Обобщая опыт принятия решений в различных сферах человеческой деятельности, можно высказать ряд интуитивных пожеланий к свойствам метода, предназначенного для поддержки процесса принятия решений.
Все методы векторной оптимизации можно разбить на 5 классов [5].
- Методы, которые основанны на формализации, в виде задач математического программирования.
- Методы, которые основанны на ранжировании критериев и их последовательном применении.
- Методы, которые используют обобщенный критерий для сравнительной оценки альтернатив.
- Методы, которые не используют обобщенный критерий для сравнительной оценки альтернатив.
- Методы, которые реализуют процессы структуризации и адаптации при выборе рациональных решений.
Методы расположены в порядке возрастания их потенциальных характеристик (классификационный признак-полнота реализации принципа непротиворечивости).
Методы 1-го и 2-го класса не реализуют в полной мере принцип непротиворечивости (системности).
Методы 3-го класса достаточно конструктивны (они просты в использовании), оно не всегда удается обосновать и построить обобщенный критерий.
Методы 4-го класса являются более прогрессивными, поскольку они предполагают активное использование ЛПР при анализе альтернатив.
Методы 5-го класса отражают современные тенденции в области векторной оптимизации и находят применение в современных перспективных интерактивных автоматизированных системах.
Задача многокретериальной оптимизации состоит в том, что имеется множество допустимых решений , не всегда связанных между собой и противоречивых.
Чтобы оценить конкурирующие решения по различным критериям предельные значения (ограничения) отображают в многомерном векторном пространстве .
Исходя из векторных оценок выбирается наиболее оптимальное решение:
Выбор рационального решения связан с преодолением неопределенностей, которые существуют из-за наличия множества критериев. Эта неопределенность принципиальна. Для компенсации есть только одна возможность: использование системы предпочтений лица, принимающего решение (т. е. более субъективной информации).
Метод должен соответствовать естественному ходу человеческой мысли. Следует иметь в виду, что математика, лежащая в основе метода, не должна подменять человеческий ум и опыт в интерпретации реального мира.
Метод должен служить универсальной систематической основой для принятия решений, позволяя поставить процесс принятия решений на поток. (Вместо мозговго штурма, организованного спонтанно и без четкого плана, мы получаем четкий алгоритм организации размышления по принятию решений в любой сфере деятельности.)
Метод должен уметь решать задачу принятия решений с учетом ее реальной сложности и других сопутствующих проблемх. Отметим, что использование традиционных аналитических технологий невозможно без всевозможных допущений, упрощающих ситуацию.
Метод должен учитывать тот факт, что, как правило, существует много мнений, много стилей принятия решений. В процессе выработки единого решения возможны конфликты. Поэтому необходимы механизмы достижения согласия.
Поэтому для обеспечения ясности необходим механизм количественного ранжирования (приоритизации) возможных решений. (Способность «осознавать» числа - важная особенность человеческого мышления.) С этим связана постановка задачи принятия решения.
Метод должен предполагать разумный и понятный способ оценки возможных решений. В противном случае процесс принятия решений может быть неопределенным и потенциальные возможности могут не быть реализованы.
Для решения сложных структурированных задач наиболее подходит метод анализа иерархий (далее МАИ), разработанный американским математиком Томасом Л.Саати [5].
Метод заключается в декомпозиции проблемы на все более простые составляющие части и дальнейшей обработке последовательности суждений лица, принимающего решения, по парным сравнениям. В результате может быть выражена относительная степень (интенсивность) взаимодействия элементов в иерархии. Эти суждения затем выражаются численно. МАИ включает в себя процедуры синтеза множественных суждений, получения приоритетности критериев и нахождения альтернативных решений.
Этапы МАИ:
1. Очертить проблему и определить, что мы хотим.
2. Построить иерархию ( цель, критерии, альтернативы).
3. Построить множество матриц парных сравнений для каждого из нижних уровней по одной матрице для каждого элемента примыкающего сверху уровня.
4. Проверить индекс согласованности каждой матрицы.
5. Использовать иерархический синтез для взвешивания собственных векторов весами критериев и вычислить сумму по всем соответствующим взвешенным компонентам собственных векторов уровня иерархии, лежащего ниже.
Так как органы надзорной деятельности являются сложно структурированной системой, то для решения задач на различных уровнях данной системы наиболее подходит МАИ. Потому что иерархия является определенным типом системы, основанным на предположении, что элементы системы могут быть сгруппированы в несвязанные множества. Элементы каждой группы находятся под влиянием элементов некоторой четко определенной группы и, в свою очередь, влияют на элементы другой группы. В МАИ элементы в каждой группе иерархии (называемой уровнем) считаются независимыми.
Анализируя различные показатели эффективности и применяя различные многокритериальные методы, основанные на решении сложных проблем при принятии управленческих решений, с помощью метода анализа иерархии можно повысить эффективность управления органов надзорной деятельности МЧС России.