Статья:

Использование английской сказки при обучении грамматике детей младшего возраста

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №14(107)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Аптыкаева Н.А. Использование английской сказки при обучении грамматике детей младшего возраста // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2020. № 14(107). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/107/69337 (дата обращения: 28.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Использование английской сказки при обучении грамматике детей младшего возраста

Аптыкаева Надежда Аликовна
магистрант Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы, РФ, г. Уфа

 

USE OF THE ENGLISH TALE WHEN TEACHING THE GRAMMAR OF YOUNG CHILDREN

 

Nadezhda Aptikaeva

Undergraduate Bashkir State Pedagogical University them. M. Akmullah, Russia, Ufa

 

Аннотация. Статья посвящена грамматическому аспекту в обучении иностранному языку младших школьников, описываются наиболее эффективные методы и приемы обучения грамматике детей через игровую ситуацию  ̶  сказку.

Abstract. The article is devoted to the grammatical aspect in teaching foreign languages to children, describes the most effective methods for teaching children grammar through a game situation  ̶  fairy tale.

 

Ключевые слова: обучение, грамматический аспект, методы, сказка.

Keywords: teaching, grammatical aspect, methods, fairy tale.

 

Формирование грамматических навыков является одним из самых сложных вопросов методики обучения иностранному языку. Известно, что у детей дошкольного возраста главными приоритетами являются наглядно-образное мышление, воображение и способность к подражанию. Именно на эти качества необходимо опираться при обучении дошкольников грамматике английского языка. Одним из проявлений детского творческого воображения является персонификация. Это значит, что дети наделяют животных, предметов, отвлеченных понятий человеческими качествами и свойствами. Именно с этим мы часто сталкиваемся в сказках, что предоставляет широкие возможности для обучения грамматическим навыкам детей дошкольного возраста[1, с.25].

Ребенок воспринимает сказку как игру, поэтому главная цель сказки состоит не только в развитии возможностей и творческих сил, а также и в отработке языковых умений и навыков [1, с.25].

Обучение основам грамматики детей дошкольного и младшего возраста, как уже говорилось, имеет свою специфику [1, с.26]. В этой связи, прежде всего, необходимо отметить, что на занятиях введение новых грамматических структур происходит не с точки зрения языкознания, а с помощью путешествия по «волшебной стране», в которой живут удивительные «жители» – существительные, прилагательные и глаголы. Детям под руководством воспитателя остается только наблюдать за, тем как они «живут», кем «работают», с кем «дружат» [3, с.3].

Рассмотрим некоторые примеры того, как жители «волшебной страны» могут помочь в работе над грамматическими явлениями, не имеющими аналогий в родном языке.

В волшебной стране живёт глагол to be.  У него есть трое сыновей: am, is, are. Глагол to be имеет своё предприятие. Так как он уже стар и не может работать, то работают только три его сына. Они не всегда переводятся на русский язык. У каждого сына есть свои подчиненные – это местоимения:

I – am                       We - are

You – are                  You - are

He – is                      They - are

She – is

It – is

Известно, что большую трудность в процессе формирования английского языкового сознания у детей вызывает построение различных типов предложений на английском языке [3, с.4]. Во-первых, дети не сразу осваивают жесткий порядок слов в предложении и, во-вторых, немалое затруднение им предоставляют вспомогательные глаголы: где, куда и какой поставить вспомогательный глагол, да и нужен ли он вообще в данном конкретном случае. Так почему же детям так сложно дается выполнение простейших заданий, как составить предложение, задать вопрос или не согласиться с чем-либо? Трудность изучения грамматики на иностранном языке заключается в том, что само понятие «глагол» и все, что с ним связано, вводится на уроках родного языка значительно позже, чем на уроках иностранного языка [2, с.56].

Для того, чтобы детям было проще воспринимать глаголы на английском языке, нам помогут грамматические сказки о «сильных» и «слабых» глаголах. “Strong Verbs”  ̶  это сильные люди, которые привыкли сами справляться со всеми проблемами. Среди таких «силачей» – глаголы am/is/are (was/were), have/has, can (could), must, may. Они бесстрашно выходят вперед, чтобы поинтересоваться чем-то, и легко поднимают словечко “not”, чтобы возразить.

Остальные глаголы в английском языке – “Weak verbs” ̶ это «беспомощные» люди, которым нужны помощники. Эти помощники с удовольствием помогают своим беспомощным товарищам спросить о том, что их интересует или не согласиться с чем-либо. Немного фантазии и «жители» волшебной страны становятся нашими лучшими друзьями и помощниками в обучении детей дошкольного и младшего возраста грамматике английского языка [2, с.56].

Рассмотрим преимущества использования сказок при подачи грамматического материала:

• грамматическая сказка существенно облегчает понимание абстрактных грамматических понятий и содействует их сознательному усвоению;

• грамматическая сказка способствует развитию воображения ребенка, что прямо связано с развитием речи и эмоциональной сферы личности, и является средством творческого моделирования ситуаций общения;

• словесный способ подачи новой информации способствует развитию речевых способностей ребенка;

• грамматическая сказка провоцирует на самостоятельное соотнесение сказочного сюжета и грамматического правила, т.е. стимулирует умственную активность учащихся [1, с.57].

Необходимо отметить, что если ребенку интересен сюжет сказки, если педагог проводит занятия в непривычной форме, то это способствует  повышению мотивации к изучению грамматики английского языка и создает дружелюбную атмосферу на уроках [1, с.57].

Грамматический материл, ее особенности и формы нуждаются в более точном и конкретном объяснении;  необходимо обратить внимание ребенка на грамматическую конструкцию и продемонстрировать употребление в речи.

На занятиях английского языка помимо языковых сказок часто применяются и английские литературные сказки [5, с.90]. Английская литературная сказка  ̶  это жанр литературы, включающий авторские произведения словесно-художественного творчества. Он ориентирован по большей части на детскую аудиторию формой повествования, существует в одном строго зафиксированном варианте, характеризуется установкой на вымысел, своей системой образов и сюжетов и особым использованием художественных средств [5, с.91].

В сказках литературного жанра ярко выражены особенности национального быта и уклада, самобытность народа, его культура, моральные принципы, нравы и обычаи. Мы можем заметить, что в сказках англоязычных стран также особое внимание уделено общечеловеческим ценностям, прививаемые детям с ранних лет. Поэтому, как показывает практика, такие сказки являются благодатным источником раннего иноязычного образования [5, с.91].

Рассмотрим в качестве примера сказку народную сказку “The three Billy goats” (Три козленочка). Данную сказку можно использовать в качестве введения или повторения неправильных глаголов и глаголов прошедшего времени.

На практике показали свою эффективность следующие упражнения:

- на предтекстовом этапе:

1. Мотивационные вопросы: «Любите ли вы читать сказки? Какие сказки вы уже прочитали? Чему они нас учат? Почему в сказке всегда добро побеждает зло? Читали вы сказку «Три козленочка»?»);

2. Угадывание содержания сказки (в том случае, если сказка детям не знакома);

3. Постановка контекстных вопросов перед чтением сказки;

4. Выдвижение предположений по серии картинок [1, с.56].

После выполнения этих упражнений детям объявляется о предстоящей работе со сказкой на английском языке. Можно попросить детей сказать название сказки на английском языке.

- текстовый этап (на этом этапе развиваются коммуникативные умения различных видов чтения):

1. Внимательно прочитать текст;

2. Найти в тексте неправильные глаголы;

3. Подчеркнуть время глаголов, найденные в тексте;

4. Кратко пересказать текст с помощью картинок [5, с.93].

- в послетекстовый этап можно включить упражнения «Вопрос-ответ». Например: Какие формы и времена глаголов “to get” и “to look” вы нашли в тексте?

Грамматическая сказка используется на начальном этапе формирования навыка и сопровождается рядом заданий, раскрывающих ее смысл [4]. Но, разумеется, грамматическая сказка должна соответствовать определенным требованиям. Известный российский психолог и ученый А.А. Плигин формулирует следующие требования:

  1. грамматическая сказка должна быть написана простым языком с учетом сенсорных систем восприятия;
  2. она должна строиться на основе понятных для детей дошкольного и младшего возраста объектов и моделей;
  3. исполнение принципа одной сложности;
  4. сюжет истории должен быть изоморфен значимым дидактическим элементам [5, с.92].

Таким образом, работа над грамматическим материалом с помощью сказки является одним из путей интенсификации учебного процесса, повышения уровня владения языком. Она активизирует мыслительную деятельность обучаемых, позволяет сделать учебный процесс интересным. Это мощный стимул к овладению иностранными языками.

 

Список литературы:
1. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам: Лингводидактика и методика: учебное пособие для вузов. – М.: Академия, 2007. – 336 с.
2. Гудкова Л.М. Стихи и сказки на уроках английского языка в начальной школе. - М., 2005.
3. Кузьмина, И. Сказка приходит на помощь / И. Кузьмина // English. – 2010. – № 4. (15-28 февраля). – С. 3-4.
4. Кунгурова И.М., Кутявина Е.А. Интерактивная книга для чтения «Winnie-the-Pooh and his Friends. Chapter 1. Winnie-the-Pooh and the Honey Tree» как средство обучения младших школьников технике чтения на английском языке // Интерактивный научно-методический журнал «Сообщество учителей английского языка». – 2013. – Т.4. - №4-4.
5. Седельникова Л.М., Зиман Л.Я. Англоязычная литературная сказка: учебное пособие. - М., 2009.