Статья:

Роль органов государственного финансового контроля в реализации антикоррупционной стратегии государства

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №14(107)

Рубрика: Экономика

Выходные данные
Ракитенко А.И., Петренко Е.С. Роль органов государственного финансового контроля в реализации антикоррупционной стратегии государства // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2020. № 14(107). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/107/69207 (дата обращения: 29.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Роль органов государственного финансового контроля в реализации антикоррупционной стратегии государства

Ракитенко Арина Игоревна
студент, Российский Экономический Университет им. Г.В. Плеханова, РФ, г. Москва
Петренко Екатерина Сергеевна
студент, Российский Экономический Университет им. Г.В. Плеханова, РФ, г. Москва

 

THE ROLE OF STATE FINANCIAL CONTROL BODIES IN THE IMPLEMENTATION OF ANTI-CORRUPTION STRATEGY OF THE STATE

 

Arina Rakitenko

Student, Russian University of Economics G.V. Plekhanov, Russia, Moscow

Ekaterina Petrenko

Student, Russian University of Economics G.V. Plekhanov, Russia, Moscow

 

Аннотация. В данной статье раскрыта роль органов государственного финансового контроля в реализации антикоррупционной стратегии государства. Определены основные направления работы Федеральной службы по финансовому мониторингу в аспекте антикоррупционной политики.

Abstract. This article discloses the role of state financial control bodies in the implementation of the state anti-corruption strategy. The main areas of work of the Federal Service for Financial Monitoring in the aspect of anti-corruption policy.

 

Ключевые слова: антикоррупционная стратегия, коррупция, государственный финансовый контроль, органы государственного финансового контроля.

Keywords: anti-corruption strategy, corruption, state financial control, state financial control bodies.

 

На сегодняшний день актуальным становится вопрос об усилении антикоррупционных мероприятий в РФ. Важную роль в реализации антикоррупционной стратегии государства отводится органам государственного финансового контроля.

Главным органом финансового контроля является Федеральная служба по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг). Основными полномочиями в реализации антикоррупционной стратегии государства являются [1]:

 

Рисунок 1. Полномочия Федеральной службы по финансовому мониторингу в реализации антикоррупционной стратегии государства

 

Таким образом, роль Федеральной службы по финансовому мониторингу в реализации антикоррупционной стратегии государства существенна. Главным инструментом в данном аспекте является финансовый мониторинг доходов объектов антикоррупционной политики. Объектами антикоррупционной стратегии государства являются [4, c. 27]:

Рисунок 2. Объекты антикоррупционной стратегии государства

 

Итак, финансовый мониторинг, осуществляемый органами финансового контроля, анализирует запутанный или необычный характер сделки, не имеющей очевидного экономического смысла или очевидной законной цели; выявляет неоднократного совершения операций или сделок, характер которых дает основание полагать, что целью их осуществления является уклонение от процедур обязательного контроля, и другие, предусмотренные правилами внутреннего контроля агента финансового мониторинга [3, c. 61].

Также направлением деятельности Федеральной службы по финансовому мониторингу является сопоставительный анализ доходов и расходов государственных и муниципальных служащих. Такой анализ проводится на основе состояния банковских счетов государственных и муниципальных служащих, а также их ближайших родственников (жена, муж, дети), имущества. В случае выявления у государственного или муниципального служащего имущества, не соизмеримое с его доходом или доходом его супруги или мужа, будет назначена проверка [5].

Также можно выделить следующие основные проблемы и пути их решения для органов финансового контроля в эффективной реализации антикоррупционной стратегии государства:

- слабое техническое оснащение органов финансового контроля. В данном аспекте необходимо обеспечить органы финансового контроля более совершенствованной техникой, способной в режиме реального времени анализировать банковские счета объектов антикоррупционной политики и сопоставлять с фактическим уровнем их доходов.

- наличие слабой системы взаимодействия органов финансового контроля с другими органами для обеспечения эффективной антикоррупционной стратегии государства. Стоит отметить, что необходимо улучшить данное взаимодействие на организационном и правовом уровне.

- отсутствие финансового мониторинга родственников государственных и муниципальных служащих. За частую (на основе правоприменительной и судебной практики) оформление «нелегального» имущества (роскошные квартиры, коттеджи, автомобили, которые не сопоставимы с уровнем дохода государственного и муниципального служащего) приходится на дальних родственников. На наш взгляд, необходимо устанавливать контроль появления такого имущества и сравнения с их уровнем дохода.

- отсутствие анализа недвижимости, в которой проживают государственной или муниципальный служащий и его родственники, а также движимого имущества (транспортные средства). На основе правоприменительной и судебной практики, можно отметить, что проживание в роскошных коттеджах, квартирах (не сопоставимых с уровнем дохода государственного и муниципального служащего) также говорит о коррупционной направленности получения данного вида имущества. На наш взгляд, необходимо проводить состояние имущества государственных и муниципальных служащих, путем создания специального отдела и базы данных, который будет заниматься данным вопросом.

Таким образом, роль Федеральной службы по финансовому мониторингу в реализации антикоррупционной стратегии государства существенна. Было установлено, что главным инструментом в данном аспекте является финансовый мониторинг доходов и расходов объектов антикоррупционной политики.

 

Список литературы:
1. Федеральный закон «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 N 273-ФЗ (ред. от 16.12.2019) // Справочно-правовой портал «КонсультантПлюс»
2. Антикоррупционное законодательство : сб. норматив. правовых актов / сост. В. И. Жильцов. — М. : Проспект, 2017. — 512 с.
3. Плывч М. О. Возможности использования зарубежного опыта борьбы с коррупцией в России // Молодой ученый. — 2020. — №8. — С. 183-185.
4. Проданова Н.А., Бочкарева Н.Г. Внутренний контроль выявления и предупреждения фальсификации бухгалтерской отчетности - Изд. Воронежский гос. аграрный университет им. Императора Петра I. – 2019. - С. 27-34
5. Elvira I. BAKHTIGOZINA 1; Elena A. SHEVEREVA 3; Anna A. KURASHOVA 4; Ekaterina I. NALBA-TOVA Fraud in the organization and direction of control in order to prevent it. Espacios Received: 04/04/2018 Approved: 15/05/2018 Number 39 year 2018 Hage 29