Научно-исследовательская деятельность педагога высшей школы
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №13(106)
Рубрика: Социология
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №13(106)
Научно-исследовательская деятельность педагога высшей школы
Основным требованием к педагогу высшего учебного заведения является поиск нового научного знания, его адаптация и передача обучающимся в процессе научения. С приходом академического капитализма вуз стал образовательной корпорацией; в связи с активным развитием дистанционных образовательных технологий произошло изменение требований к преподавателю. Сегодня одним из главных показателей эффективности учебного заведения стала научная деятельность, что потребовало от преподавательского состава активной публикации научных трудов.
Научно-исследовательская деятельность является одним из основных видов деятельности высшего учебного заведения. Публикационная активность является одним из главных критериев оценки преподавателя и научных сотрудников вуза. Да и карьерный рост преподавателя зависит не от результата педагогической работы, а в большей степени от количества персональных публикаций, уровня цитирования.
В современных научных кругах (в частности у Алексова М.Н., Непомнящей Л.В., Макаровой Л.Н и др.) поднимается вопрос о соотношении научно-исследовательской и педагогической деятельности преподавателя. Считается, что увеличение роли научно-исследовательской деятельности может привести к неравномерному перераспределению педагогической деятельности между профессорами, доцентами и их ассистентами в виду чрезмерной занятости исследованиями. Также отмечается, что из-за большой загруженности в процессе преподавания, из-за увеличившейся роли методической работы, у педагогов нет возможности широко заниматься научной работой.
Макарова Л.Н. и Шаршов И.А. проанализировали соотношение научной и педагогической деятельности преподавателя вуза. Респонденты-преподаватели из педагогических вузов распределили соотношение следующим образом: исследовательская деятельность – 35,7%, педагогическая – 64,3%; респонденты-преподаватели из технических вузов: исследовательская деятельность – 68%, педагогическая – 32%. Из этого следует, что преподавателям педагогических вузов необходимо обратить внимание на научный аспект профессиональной деятельности, а преподавателям технических вузов нужно обратиться к педагогической деятельности [1].
Гуцу Е.Г. и Тараканова В.С. в своем исследовании показали отношение к научно-исследовательской деятельности педагогов высшей школы. Они выделили три уровня развития отношения к исследовательской деятельности: высокий, средний и низкий, а также критерии отношения к исследовательской деятельности: увлеченность наукой; использование результатов научно-исследовательской деятельности в содержании преподаваемых курсов; организация и руководство исследовательской деятельностью студентов, привлечение студентов к совместной научно-исследовательской деятельности [2].
Высокий уровень исследовательской культуры помогает решить педагогические задачи различного уровня сложности. Также она участвует в адекватном целеполагании и разработке новых методик обучения и оценке результатов обучения. Это также является одним из главных компонентов организации взаимодействия между преподавателем и студентом. Этот высокий уровень исследовательской культуры предполагает следующие характеристики:
- Высокая увлеченность научной деятельностью, которая также воспринимается как возможность для самореализации и саморазвития;
- Включение результатов научно-исследовательской деятельности в процесс преподавания;
- Активное участие в организации научно-исследовательской деятельности обучающихся, восприятие ее как компонент своей профессиональной деятельности;
- Привлечение обучающихся к научно-исследовательской работе.
Научно-исследовательская деятельность формирует у преподавателя умения изучать современную действительность, получать новые знания, реализовывать исследовательскую деятельность. Это проявляется в его теоретической грамотности, владении методологией педагогического исследования, умении обрабатывать полученные эмпирические данные, формулировать выводы, представлять результаты [3].
Таким образом, научно-исследовательская деятельность преподавателя высшей школы – неотъемлемый компонент его профессиональной деятельности. Она является одним их важнейших условий продуктивности развития педагогической деятельности преподавателя; ее отсутствие или гипертрофированность существенно отражается на качестве профессионально-педагогической деятельности.