Статья:

Интенсификация инвестиционной привлекательности проектов в золотодобывающей отрасли

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №10(103)

Рубрика: Экономика

Выходные данные
Верхоланцева О.Н. Интенсификация инвестиционной привлекательности проектов в золотодобывающей отрасли // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2020. № 10(103). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/103/68151 (дата обращения: 28.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Интенсификация инвестиционной привлекательности проектов в золотодобывающей отрасли

Верхоланцева Ольга Николаевна
магистрант Сибирского института управления – филиал РАНХиГС, РФ, г. Новосибирск

 

ASSESSMENT OF INVESTMENT ATTRACTIVENESS OF PROJECTS IN THE PRECIOUS METALS INDUSTRY IN THE SIBERIAN FEDERAL DISTRICT

 

Olga Verkholantseva

Undergraduate, Siberian Institute of Management - branch of RANEPA, Russian Federation, Novosibirsk

 

Аннотация. В статье рассмотрена система государственной инновационной политики в золотодобывающей отрасли. Предложен современный инструмент финансирования отрасли – венчурное финансирование, механизм которого должен быть отражен в государственной инновационной политике развития отрасли.

Abstract. The article discusses the features of the Russian gold mining and refining industries. The problems of their investment attractiveness are presented and a modern tool for financing the industry is proposed - venture financing, the mechanism of which should be reflected in the state innovation policy for the development of the industry.

 

Ключевые слова: золотодобывающая отрасль, венчурное финансирование, инвестиционная привлекательность, государственная инновационная политика.

Keywords: gold mining industry, refining, venture financing, investment attractiveness, state innovation policy.

 

За последнее время экономика потерпела определенные потрясения, которые связаны как с глобальным экономическим кризисом, так и с определенными политическими потрясениями внутри страны. Все это не очень положительно повлияло на состояние государственной экономики. Поэтому, сегодня экономика страны требует принятия дополнительных мер для более быстрого ее реформирования и воспроизведения собственного потенциала [4].

Одной из мер для повышения инвестиционной привлекательности проектов в золотодобывающей отрасли является совершенствование и развитие системы венчурного финансирования, как весомого направлении в государственной инновационной политике. Функционирующая система финансового обеспечения сегментов венчурного финансирования для любой развитой страны играет важную роль, поскольку помогает увеличивать и развивать потенциал экономики страны и в то же время создавать новые высокоэффективные и престижные инновационные проекты, не говоря о том какую важную роль, оно играет для экономики РФ. Поэтому является актуальным и необходимым усовершенствовать систему финансового обеспечения в государственной инновационной политике, которая сегодня нуждается в совершенствовании [3].

Существующая система государственной инновационной политики состоит из трех подсистем: нормативного регулирования, институциональной инфраструктуры и прямой финансовой поддержки инновационного развития, которые тесно связаны между собой. Через эти подсистемы государство может осуществлять регулирование инновационной деятельности, в частности реализацию инновационных проектов. Согласно действующей нормативно-законодательной базы реализация проектов может осуществлять различными путями и через различные механизмы поддержки инновационного развития. Инновационные проекты отличаются как по форме реализации, так и по составу работ в соответствии с инновационной составляющей, которая содержится в проекте [5].

По ряду характеристик инновационные проекты в золотодобывающей отрасли можно разделить на три большие группы [6]:

1. Инновационное предложение может быть реализовано в форме совершенствования элементов существующей технологии производства на функционирующем предприятии;

2. Инновационное предложение может быть реализовано в форме создания нового предприятия, предусматривающие создание новой техники, технологии;

3. Инновационное предложение может быть реализовано в форме крупных целевых программ, которые создаются на основе инновационных предложений первой и второй формы.

Инновационные проекты в золотодобывающей отрасли первой формы сегодня реализуются в государстве, поскольку снижены риски и соответствующие условия для их внедрения. Проекты второй формы реализации связаны с рискованным финансированием, потому как показывают проведенные исследования инвесторы настороженно относятся к вложению средств в такие проекты. Для реализации таких проектов необходимым является создание в государстве такой системы финансового обеспечения государственной инновационной политики, которая бы учитывала возможность осуществления отдельного (венчурного) финансирования инновационной части проекта. Поскольку в существующей системе реализации государственной политики в инновационном развитии сегодня не созданы условия для реализации таких проектов [6].                         

Определен механизм работы системы финансового обеспечения в государственной инновационной политике, получены новые показатели для определения возможности реализации инновационного проекта, которые приведены в таблице 1.

Таблица 1.

Полученные показатели для определения возможности реализации инновационного проекта в золотодобывающей отрасли

Полученный показатель

Пояснение

E1 = a + bR1 + cR21

Е1 - предельно допустимая эффективность капитальных вложений по инновационному блоку в %; R1 - степень риска по инновационному блоку, в %; a, b, c - коэффициенты эмпирической модели, которые зависят от показателя значения суммы инвестиций по инновационному блоку

E2 = a + bR2 + cR22

Е2 - предельно допустимая эффективность капитальных вложений по инвестиционному блоку, в %; R2 - степень риска по инвестиционному блоку - 20%; a, b, c - коэффициенты эмпирической модели, которые зависят от показателя значение суммы инвестиций по инвестиционному блоку (принимаются в обоих случаях по таблице полученных эмпирических моделей).

Пк - показатель капитализации инвестиций в инновационный блок проекта в долях единицы или в %, если умноженное на 100; Q1, Q2 - объемы инвестиций, необходимых соответственно для реализации инновационного и инвестиционного блоков проекта; Е1, Е2 - предельно допустимое значение эффективности капитальных вложений для инновационного и инвестиционного блока проекта, рассчитанного по формулам, приведенным выше в табл.13

КМР - коэффициент возможности реализации инновационного проекта. Измеряется в единицах, чем выше 1, тем проект может быть более эффективно реализован с наилучшими технико-экономическими показателями, если меньше, проект реализован быть не может и для его реализации необходимо принимать дополнительные организационные и технические решения, которые обеспечат значение коэффициента больше единицы.

 

Усовершенствованная система реализации государственной политики инновационного развития представлена на рисунке 1.

 

Рисунок 1. Усовершенствованная система реализации государственной политики инновационного развития в золотодобывающей отрасли [Составлено автором]

 

Представленная ​​на рис. 1 усовершенствованная система реализации государственной политики инновационного развития в золотодобывающей отрасли отличается от существующей тем, что в составе существующих подсистем нормативного регулирования, институциональной инфраструктуры, прямой финансовой поддержки инновационного развития, заложено создание сегментов финансового обеспечения для реализации инновационной части проектов. Это обусловлено тем, что существующая система не учитывала возможность осуществлять отдельное (венчурное) финансирование инновационной части проекта (1/7 этапа) или стартапа.

Рассмотрим каждую подсистему отдельно и определим, что именно необходимо совершенствовать для функционирования системы финансового обеспечения государственной инновационной политики.

Для совершенствования подсистемы нормативного регулирования инновационного развития в золотодобывающей отрасли предложено принятие необходимых нормативных актов РФ «О венчурном финансировании» и создании центральных и региональных венчурных фондов (ВФ) при центрах РАН России, или в регионах концентрации научного потенциала. Это обусловлено тем, что нормативно-правовая законодательная база все еще нуждается в совершенствовании, поскольку не созданы возможности для реализации инновационной части проектов, для инновационного развития государства, что является первоочередной и необходимой задачей.

Реализация инновационной части проектов не может происходить как при отсутствии нормативной базы, так и при отсутствии институциональной инфраструктуры. Поэтому для реализации таких проектов необходимо предусмотреть определенный механизм, через который это сможет происходить, поскольку существующий не учитывает такой возможности.

В подсистеме институциональной инфраструктуры инновационного развития в золотодобывающей отрасли предлагается создание центральных и региональных венчурных фондов при научных центрах РАН России, или в регионах концентрации научного потенциала.

Еще одной подсистемой, в которой необходимо сделать определенные изменения для возможного усовершенствования государственной политики в инновационном развитии выступает подсистема прямой финансовой поддержки. В указанной подсистеме, кроме существующих программ, необходимо принять программы финансирования инновационной части проектов средней и высшей инновационной категории через которые, имея усовершенствованную нормативную базу, и созданные венчурные фонды, можно будет реализовывать инновационные проекты.

Таким образом, усовершенствованная система реализации государственной политики в инновационном развитии в золотодобывающей отрасли, имеет обоснованную структуру и создает возможность для реализации высоко рискованной инновационной части проектов.

 

Список литературы:
1. Глухов В.В., Коробко С.Б., Маринина Т.В. Экономика знаний. − СПб: Питер, 2016. – С.220
2. Борецкий Е. А., Егорова М. С. Горнодобывающая промышленность в России // Молодой ученый. — 2015. — №11.4. — С. 45-47. 
3. Межов, С.И. Проектирование бизнес-процессов на основе инструментов бизнес-моделирования / С.И. Межов, А.В. Болденков // Вестник алтайской науки. – 2015. – №3, 4. – С. 361
4. Политикова Т.В. Горнодобывающие предприятия России: список и отраслевые направления // Проект ФБ.ру. - 2017
5. Золотой запас Российской Федерации / официальная информация Центрального банка России // http://www.cbr.ru
6. Наука и инновации / Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. – Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/science_and_innovations/science/# 
7. ttp://infoline.spb.ru/upload/iblock/e79/e79225d8482ffb7ce3da2d45e86c492a.pdf
8. http://www.ey.com/Publication/vwLUAssets/EY-business-risks-report-rus/$FILE/EY-business-risks-report-rus.pdf
9. https://www2.deloitte.com/ru/ru/pages/energy-and-resources/articles/2017/tracking-the-trends.html