Влияние информационных технологий на развитие детей
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №8(101)
Рубрика: Психология
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №8(101)
Влияние информационных технологий на развитие детей
Аннотация. В статье анализируется влияние информационных технологий на развитие личности человека, в частности в период детского возраста. Рассматриваются позитивные и негативные стороны включения информационных технологий в жизнь современного человека.
Ключевые слова: компьютер, социальная сеть, информационные технологии, развитие, Интернет.
В настоящее время во всем мире отмечается стремительно активное формирование информационно-коммуникационных, компьютерных, электронных, цифровых, а также интернет-технологий.
Инновационные технологии проникают во все без исключения области жизнедеятельности людей, в следствии этого, радикальным образом трансформируется и наш социум, производство и жизненный уклад социума. В настоящее время, сложно не заметить, что почти у каждого жителя нашей страны в доме есть стационарный компьютер, ноутбук, планшет или хотя бы мобильный телефон, имеющий доступ к сети Интернет [1].
Данные российской технологической исследовательской компании Mediascope установили, что ежемесячно аудитория сети Интернет растет, так в ноябре 2017 — марте 2018 года она достигла 91 млн человек в возрасте 11–65 лет, что составило 71 % от всего населения страны. Современных детей можно официально считать «цифровым поколением», так как их процесс взросления происходит неразрывно от информационных технологий: в настоящее время многие подростки получают доступ к сети Интернет, гаджетам и находятся непосредственно в зависимости от данных информационных ресурсов. Нынешнее поколение детей большую часть свободного время проводят в интернете, предпочтительно общаясь с друзьями в социальных сетях или же играя в онлайн и офлайн игры. Поэтому возникает потребность в исследовании этого процесса: его ресурсы и механизмы, практические воздействия и поведение подростков в киберпространстве, возникающие установки и их воздействие на растущее поколение, вероятные и положительные и отрицательные следствия.
Первый советский и российский ученый, который обратил свое внимание на данную насущную проблему был психолог, специалист в области мышления О. К. Тихомиров. Так как именно он возглавил исследование в 70–80-е гг. прошлого столетия, начав исследование взаимовлияния человека и компьютера и заложил фундаментальные основные положения формирования нового направления изучения психологии — психологии компьютеризации. Опираясь на данный фундамент, он выработал несколько значимых заключений, однако наиболее важным было аргументированая потребность психологической оценки процесса компьютеризации, а также его следственных результатов [2].
В настоящее время, насущная проблема воздействия современных информационных технологий на человека выступает одной из наиболее актуальной и противоречивой, ей отдано большое число трудов отечественных и зарубежных авторов как во рамках социологии, так и в психологии с недавнего времени и в педагогике. Эта актуальная проблема в настоящее время выступает предметом спора многих ученых: каким воздействием подвергают социальные сети (Вконтакте, Одноклассники и д.р.); в какой мере опасны компьютерные и массовые многопользовательские онлайн и офлайн игры; правда ли что всемирная информационная компьютерная сеть выступает основой и средством обучения. В связи с этим образовывается потребность наиболее узкого специализированного исследования отдельно взятой технологии, к примеру просто компьютера, всемирной сети в целом или же социальная сеть или компьютерная игра. В 2014 году было организовано и проведено первое в России научное исследование компетентности детей и их родителей, в частности, в сфере информационных технологий. Изучение компьютерной компетентности было организовано фондом развития всемирной сети Интернет и факультетом психологии МГУ имени М. В. Ломоносова при поддержке американской транснациональной корпорации Google. В организованном научном исследовании было опрошено 1302 подростка. Исходя их полученных результатов исследования, в нашей стране каждый день пользуются интернетом 91 % детей в возрасте 12–17 лет (в 2009 году — 79 %), учитывая это, нужно опираться на факт того, что подростки посещают любые интернет-сайты, которые так или иначе вызывают социальный интерес [5]. Кроме этого, в рамках реализованного научного исследования, родителям нужно было дать оценку интернет-заинтересованности их детей. В основном, родители, опирались на действительно реальные о том, чем дети охотнее предпочитают заниматься в интернете. Не смотря на этот факт, стоит также отметить что родители не дают полноценной оценки активности своих детей в поисках актуальной, ценной информации и пролистыванию ленты раздела «новости» в социальных сетях, а также общение в сети-интернет в частности, и незначительно больше, чем сами подростки, дают оценку их заинтересованностью к компьютерным играми. Член-корреспондент Российской академии образования А. В. Мудрик причисляет Интернет к мегафакторам социализации, наряду с космосом, планетой, миром; при этом он отмечает, что следует расценивать Интернет как часть средств массовой коммуникации, то есть как один из мезофакторов социализации человека.
Данный фактор, А.В. Мудрик, ученый в области педагогики, характеризует определенной двойственностью. Утверждая, что, есть положительные стороны: значимая мера суверенности, внушительные ресурсы для создания и самореализации человека и вообще общества в целом. С другой стороны, изрядно колоссален и отрицательный резерв: киберпространство способно порождать взаимозависимость, оказывать негативное воздействие на восприятии человеком действительности. В связи с этим, возможно происхождение деструкции отдельных аспектов первичной социализации: формирование навыков коммуникации, лимитирование общественных взаимодействий; геймеры подросткового возраста и интернет-пользователи нередко соотносят себя с собственными виртуальными персонажами, воспринимая все успехи и провалы как что-то существенное и весомое в процессе жизнедеятельности, то есть снова происходит трансформация ценностных ориентаций и, скорее всего, восприятие окружающей действительности, что в свою очередь приводит к деструкции/отторжению/неприятию общественных общепризнанных норм, установок и прочее. В этой связи, учёный педагог основываясь на изучении С. Шапкина, высказывается о том, что информационные технологии, онлай-игры могут оказать как позитивное влияние на детей, к примеру также они помогают им развить способность контроля окружающей их действительности, включить их в деятельность способствующей из развитию, формированию их социально-значимых навыков и умений [1].
Иная доля экспертов заявляет о негативном воздействии киберпространства в абсолютно всех его проявлениях. Стоит отметить, что Репринцева Е. А. в собственных научных работах подвергает анализу отрицательные веяния в формировании современной информационно-игровой культуры, а именно: соц. отчуждение, виртуализация сознания, гедонизация, эгоицазия также индивидуализирование игрового процесса, «варваризация» смысла игры [4].
Каждое из приведенных ранее направлений деятельности имеет характерные деструктивные последствия, которые выражаются в более присущих качествах социального воздействия на социум и взаимоотношений стоящихся в нём, в арсенале социально значимых для них приоритетов и ценностных ориентаций. В 2006 году зародилась концепция киберсоциализации: данный термин был введен членом-корреспондентом Международной академии наук педагогического образования, кандидатом педагогических наук, доцентом В. А. Плешаковым. Киберсоциализация — это процесс происхождения высококачественных трансформаций структуры самосознания личности и целеполагающей области индивидуума, протекающий под воздействием и в следствии применения в человеком в повседневной жизни передовых информационно коммуникационных, цифровых и компьютерных технологий в контексте освоения и воспроизводства им культуры в рамках своей жизнедеятельности [3]. Данный процесс ученый в области педагогике интерпретирует как определенный, заданный конкретной целью, вид социализации. В своем исследовательском труде «Киберсоциализация человека: от Homo Sapiens’а до Homo Cyberus’а» он предлагает детальное формулировка данного процесса, основываясь на нынешнюю интерпретацию определения «социализация», а также ее системного устройства. Приняв за базу систематику факторов социализации профессора кафедры социальной педагогики и психологии А. В. Мудрика, который акцентирует и описывает главные факторы киберсоциализации человека. В.А. Плешаков дополняет научные труды, выделяя агентов, «институты» и, непосредственно, средства киберсоциализации, которые в своей целостной составляющей представляют собой социализирующую сферу киберпространства, во взаимодействии с которой и происходит процесс киберсоциализации личности в обществе [3].
В нынешнем обществе достаточно большое количество диспутов вызывает явление «интернет-зависимости»: это заболевание или придуманная социумом проблема?
Определение «интернет-зависимость» введено в оборот американским психологом А. К. Гольдбергом и трактуется оно следующим образом: это расстройство поведения в следствии длительного взаимодействия с интернетом и ПК, оказывающего негативное влияние на домашнюю, учебную, общественную, рабочую, экономическую или психологическую области в жизнедеятельности человека.
Профессор К. Янг еще в 90-ых годах прошлого столетия создала тест-опросник на интернет-зависимость. В результате проведенного ею социального исследования данной проблемы ею были выделены пять основных типов зависимости: киберсексуальная зависимость, зависимость виртуальных знакомств, навязчивая потребность в Сети, информационная перегрузка, игровая зависимость [6]. Кимберли Янг считает, что стать зависим может каждый из нас, ни у кого нет предостерегающего барьера.
В настоящее время сложно назвать точное число интернет-зависимых детей: в справочник заболеваний интернет-зависимость не входит, в следствии этого официальная статистика по данному «заболеванию» отсутствует. Однако, согласно социальному опросу ВЦИОМ в 2012 году, 23 % россиян ответили, что проводят в сети Интернет практически всё свободное время [2]. Также стоит отметить, что именно дети и подростки выступают менее социально-защищенной составляющей пользователей: в сети в совершенно свободном доступе находятся тыс. гб. информации, носящей эротическое содержание; актуально иметь много подписчиков социальных сетях, приложениях с элементами соц. сетей; в сети сейчас огромное количество игр как азартных, так и всевозможных жанров игр, с элементами насилия, жестокости, - хотя на законодательном уровне только стартуют деятельность по исследованию операций по защите детей в виртуальной реальности, в образовательных учреждениях не организуются уроки безопасности в сети Интернет, а родители, зачастую, не всегда знают то, чем занимаются их дети, проводя время за компьютером. В настоящее время, частные компании разрабатывают стратегию по предоставлению платных услуг по осуществлению контроля за детьми в сетевом пространстве: с кем общаются, в каких группах состоят, какой контент интересует. На основе полученных данных о группах-смерти «Синий кит» эти услуги могут быть крайне востребованы [5].
На сегодняшний день исследование воздействия информационных технологий на человека только обретает популярность. Существующую проблемную ситуацию активно исследуют ученые из разных научных областей: социологии, девиантологии, психологии, педагогики и даже психиатрии. Множество выносимых в кругах ученых положений порождают как одобрению, так и критическому изысканию. С течением времени станет выстроена конкретная теория, обладающая практическим подтверждением. Один факт остается не оспоримым: разработанные и разрабатывающиеся технологии уже сейчас воздействуют на человека и будут продолжать существенное воздействие на общество в целом. В настоящее время стоит задача разобраться в механизме данного феномена, детально изучить все возможные факторы развития события и сосредоточить это движение на эффективность действий.