Статья:

Обзор конструкции мостовой кран-балки, виды и ее назначение

Конференция: XIX Международная научно-практическая конференция «Научный форум: технические и физико-математические науки»

Секция: Машиностроение и машиноведение

Выходные данные
Айменова Г.Е. Обзор конструкции мостовой кран-балки, виды и ее назначение // Научный форум: Технические и физико-математические науки: сб. ст. по материалам XIX междунар. науч.-практ. конф. — № 9(19). — М., Изд. «МЦНО», 2018. — С. 22-25.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Обзор конструкции мостовой кран-балки, виды и ее назначение

Айменова Гулжан Елеусызовна
магистрант, Карагандинский государственный технический университет, Республика Казахстан, г. Караганда

 

Overview of the construction of the bridge crane-beam, types and its purpose

 

Gulzhan Aimenova

Master, Karaganda State Technical University, Kazakhstan, Karaganda

 

Аннотация. В статье приведены основные сведения об общих понятиях мостовой кран-балки.

Abstract. The article provides basic information about the general concepts of a bridge crane.

 

Ключевые слова: мостовой кран; производительность; скорость подъема груза; крановая эстакада.

Keywords: overhead crane; performance; load lifting speed; crane overpass.

 

Кран-балка – специальное оборудование, использующееся на производстве и в цехах для погрузки и разгрузки грузов, а так же для их транспортировки. Выпускаются грузоподъемностью от 1 т до 12,5 т и пролетом до 28,5 м.

Представляет собой главную балку, по которой происходит дви­жение в горизонтальном направлении, и концевую балку. Концевых балок, как правило, две и расположены они в обоих концах главной балки. Кран-балки достаточно универсальны и малогабаритны, поэтому их применяют в местах труднодоступных и там, где использование других типов кранов представляется весьма затруднительным.

Кран–балки бывают опорными и подвесными. Опорная балка представляет собой несущую балку и ряд вспомогательных механизмов: (предметы для поднятия грузов, ограничители для грузов и другие). Такие кран-балки способны двигаться при помощи привода (как электри­ческого, так и ручного). Управляется такая балка, как из кабины, так и при помощи пульта. Применяется в цехах, для работы с малогабаритными грузами.

Подвесная кран-балка – это мостовой кран с наличием колес и подкрановых рельс. Подобная конструкция включает в себя балку, механизм для поднятия грузов, пульт управления, ходовую тележку и различные вспомогательные устройства. Управление происходит при помощи кнопок. В отличие от опорных кран-балок, подвесные кран-балки используются для поднятия очень тяжелых грузов, используются в метал­лургической промышленности. Опорные краны намного тяжелее, чем подвесные такой же грузоподъемностью.

Основными свойствами крана является поднятие груза, его захват и транспортировка в необходимое место, чтобы затем пустым вернуться в исходное положение. Также хорошими характеристиками являются скорость перемещения крана, его грузоподъемность, ход работы и высота на которую кран способен поднять груз.

Пролет – это то место, где работает кран. В зависимости от того, на какую длину может передвигаться кран различают однопролетные и двухпролетные краны [1, с. 5].

У однопролетных диапазон передвижения составляет до 15 метров, а у двухпролетных кранов — 30 метров. Кран-балки работают от электричества, передаваемого по кабелю. Высота, на которую могут поднять груз, составляет до 36 метров.

Хочется отметить, что существуют ручные кран-балки. Они тоже бывают опорные и подвесные. В ручных опорных кран-балках исполь­зуется ручной механизм подъема, то есть цепь. Ручные опорные кран-балки передвигаются вдоль цеха. В ручных подвесных кран-балках также используется цепной механизм движения и таль для поднятия грузов. 

Концевая балка так же является неотъемлемой частью крана. Она предназначена для механизма передвижения крана, они обеспечивают движение крана по подкрановым путям. В конструкцию концевых балок входят балки, колесные блоки и редуктор.

Концевые балки тоже бывают опорные и подвесные. Соединение с главной балкой может быть жесткое и подвижное. Концевые балки изготовлены из стали, за счет этого у них достаточно хорошая износостойкость. Нагрузка на крановой путь невысока за счет соеди­нения концевой балки с несущей. Это обеспечивает прочность крана.

Главную балку мостового крана конструируют достаточно дли­тельный период. Сначала все детали выкладывают на стенды и каждую деталь, даже самую маленькую зачищают. С них удаляют пыль, ржав­чину, грязь, различные стружки и так далее. Их зачищают на специ­аль­ных шлифовальных машинах до блеска. Затем все детали состыковывают на стеллажах, проверяют правильность состыковки и немножко прихватывают сваркой [2, с. 248].

Потом перед основной сваркой все проверяют, все стыки, все ли параллельно установлено, и только тогда приступают к окончательной сварке деталей. Необходимо строго соблюдать правила сварки, сварка не должна быть мокрой. Когда все сварочные работы закончатся, то все швы зачищаются зубилом и стальной щеткой.

Главные балки имеют вид прямоугольника, который состоит из мелких коробочек. Это конструкция помогает главной балке иметь прочную, устойчивую конструкцию, препятствует вертикальному и горизонтальному изгибу балки. Одна балка, которая расположена внутри моста, называется основной, а другая балка, расположенная снаружи называется вспомогательной. Вспомогательную балку делают с мелкими отверстиями. Это помогает массу моста сделать меньше. Горизонтальные пластины главной балки называются верхними и нижними поясами.

Крановая эстакада – это глобальное инженерное сооружение, состоящее из опор и пролетного горизонтального строения, являю­щегося несущей конструкцией для мостового крана. Крановая эстакада может устанавливаться в производственном помещении или под открытым небом.

Крановая эстакада встроенного типа используется в производствен­ных помещениях или цехах и устанавливается на опоры. В качестве опор могут быть использованы колонны цеха, на которых и устанавливаются подкрановые балки. Также крановая эстакада может иметь самостоя­тельную конструкцию. В этом случае в качестве опор используют колонны или фермы из металлоконструкций с фланцевым основанием.

На площадках открытого типа, под открытым небом, устанав­ливается открытая крановая эстакада. Колонны эстакады при этом устанавливаются на собственном фундаменте [3, с. 201].

В соответствии с Правилами для удобного и безопасного обслуживания кранов, их механизмов и электрического оборудования, расположенных вне кабины, в конструкции мостовых кранов предус­матривается устройство соответствующих галерей, площадок и лестниц.

Грузовая тележка мостового крана или просто крановая тележка предназначена для перемещения и подъема груза вдоль пролета (пролетной балки мостового крана). Конструкция тележки представляет собой раму, сваренную из поперечных и продольных балок, которая опирается на ходовые колеса и имеет очень жесткую конструкцию. На раме тележки располагается подъемный механизм (вспомогательного и основного подъемов), механизм для передвижения самой тележки вдоль моста крана, токоприемник, а также устройства безопасности. На однобалочных мостовых кранах устанавливают таль или тельфер, двухбалочный кран оснащают грузовой тележкой [4, с. 23].

 

Список литературы:
1. Методы и средства измерений при строительстве и эксплуатации подкрановых путей: Монография. — 2-е перераб. и доп. / Е. В. Горохов, Н. Е. Ламбин, В. Н. Ламбин. Донбасс.нац. академ. строит. и арх. — Макеевка: 2008.
2. Балашов В.П. Грузоподъёмные и транспортирующие машины на заводах строительных материалов: Учебник для техникумов. — М.: Машиностроение, 1997. — С. 148-165. — 384 с.
3. Абрамович И.И. Грузоподъемные краны промышленных предприятий: Справочник / И.И. Абрамович, В.Н. Березин, А.Г. Яуре. – М.: Машино-строение, 1999. – 360 с.
4. Галдин Н.С. Особенности проектирования основных механизмов мостовых кранов / Н.С. Галдин, С.В. Ерёмина, О.В. Курбацкая // Вестник СибАДИ. – Омск: СибАДИ, 2012. – № 5 (27). – С. 21 25.