Актуальные проблемы договора авторского заказа
Секция: Гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право
XXV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия»
Актуальные проблемы договора авторского заказа
Аннотация. Изучена проблема договора авторского заказа в гражданском законодательстве. Основной задачей в данной проблеме является формирование цивилизованного рынка авторских прав для модернизации страны и динамичного развития ее экономики.
Ключевые слова: интеллектуальная собственность; авторские права; договор; исключительное право; возмездность; безвозмездность; презумпция.
В условиях современных рыночных отношений имущественные права авторов все чаще признаются своеобразным товаром, который способен к свободной передаче и отчуждению на основании гражданско-правовых сделок. К объектам интеллектуальной собственности относятся: произведение науки, литературы и искусства, изобретений, программ для ЭФМ, промышленных образцов и т. д.
Основной задачей в названной сфере является формирование цивилизованного рынка авторских прав, поскольку эффективное использование результатов интеллектуальной деятельности - это одно из значимых условий модернизации страны и динамичного развития ее экономики.
В настоящий момент существует достаточно много различных проблем, касающихся договора авторского права.
Во-первых, проблемы возникают из-за неоднозначности предмета договора авторского заказа. Так, Л. Максимова утверждает, что предмет договора авторского заказа - это произведения, результат выполненной работы. Вместе с тем, по ее мнению, при заключении договора авторского заказа у автора в силу закона не возникает обязанности передать права на использование создаваемого произведения заказчику.
Из этого можно сделать вывод о том, что, передавая право собственности на произведение (материальный объект, в котором произведение выражено), автор не передает таким способом, права на его использование, что в конечном итоге, противоречит п. 1 абз. 2 ст. 1288 ГК РФ [1, с. 5496].
Как отмечал С.П. Гришаев, что «спорным является вопрос о том, относятся ли к предмету договора конкретные права, передаваемые автором, либо само произведение» [2, с. 14].
По нашему мнению, следует, что результатом работы является созданное произведение, которое и должно быть передано автором заказчику со всеми его исключительными правами.
Примером может послужить судебная практика. Так, Богачев М.М. обратился в суд с исковым заявлением к ЗАО о взыскании компенсации за нарушение авторских прав. Истец обосновывал свои требования тем, что им по поручению ответчика было выполнено 37 фотографий. За проделанную работу ЗАО не заплатило истцу вознаграждения, к тому же, разместило данные фотографии на своих официальных страницах в сети «Интернет» без указания автора. Согласно мнению истца, своими действиями ответчик нарушил как его имущественные авторские права (права воспроизведение доведения до всеобщего сведения), так и личные неимущественные права (право на имя). Суд первой инстанции требования Богачева М.М. не удовлетворил.
Однако, данное решение было отменено судом апелляционной инстанции по следующим основаниям: во-первых, был сделан ошибочный вывод о недоказанности факта изготовления фотографий истцом, хотя и был предоставлен компакт-диск. Во-вторых, сделано неверное суждение о недоказанности размещения фотографий, сделанных истцом, на официальных страницах ответчика. В-третьих, суд первой инстанции сделал вывод, что был подписан договор авторского заказа между истцом и ответчиком, тем не менее он не был подписан Богачевым М.М.
Помимо вышесказанного апелляционный суд отметил, что каждая фотография считается самостоятельным произведением и компенсация вычисляется за каждую фотографию и за каждый случай ее незаконного использования. В результате, судом апелляционной инстанции отменено решение суда первой инстанции и вынесено новое решение об удовлетворении исковых требований истца [3, с. 14].
Второй не менее важной проблемой является правовая природа договора авторского заказа. В литературе сформировалось несколько позиций относительно правовой природы договора авторского заказа: одни ученые относят к смешанным договорам, другие- приравнивают к договору подряда (договором об оказании услуг).
Так, И.В. Евстафьева рассматривает договор авторского заказа, при указании на передачу исключительного права, и считает его смешанным договором, предмет которого определяет заказываемое произведение и основание передачи права использования заказанного произведения (договор отчуждения или лицензионной договор) [4, с. 27].
Однако, С.С. Чапанов, не разделяет ее точку зрения и рассматривает договор авторского заказа в двух значениях, полагая, что одно из них (п. 1 ст. 1288 ГК РФ [1, с. 5496]) - это договор интеллектуального подряда на выполнение работы по созданию по заданию заказчика результата интеллектуальной деятельности на материальном носителе и передачу заказчику материального носителя произведения (вещь). При этом заказчик обладает правами только на материальной носитель [5, с. 56-57].
На наш взгляд, даже допуская, что договор авторского заказа содержит в себе элементы договоров подряда и отчуждения исключительного права (лицензионного), нет оснований считать его в качестве смешанного или квалифицировать как договор подряда, по той причине, что договор порождает сложное обязательственное правоотношение с единым предметом - созданием произведения и передачей имущественных прав на созданное произведение. Стало быть, договор авторского заказа является самостоятельным договором.
В-третьих, дискуссионным является вопрос о возмездности договора авторского заказа.
Так, Э. Гаврилов и К. Гаврилов отмечают, что «коль скоро в самом определении договора авторского заказа ничего не говорится об обязанности заказчика оплатить работу по созданию заказного произведения, ясно, что такой договор может быть не только возмездным, но и безвозмездным» [6, с. 35].
Такая проблема возникает из-за того, что нет должного закрепления в гражданском законодательстве определений «безвозмездность» и «возмездность», которая бы четко разграничивала данные понятия. На данный момент существует презумпция возмездности, которая установлена и в абз. 3 п. 1 1 ст. 1288 ГК РФ [1, с. 5496], но презумпция - это не внутреннее свойство договора. Стороны могут предусмотреть плату, отказаться от платежей, а также установить иные формы взаиморасчетов.
Например, по просьбе сестры автор (брат) напишет портрет ее мужа к юбилею. Учитывая близкие родственные отношения, вряд ли брат будет взимать плату за созданный по заказу сестры портрет. В том случае, если договор авторского заказа был бы всегда возмездным, то в приведенном примере стороны не смогли бы в письменном виде заключить договор авторского заказа, либо им пришлось бы включать в договор условие о цене.
И в заключение хотелось бы сказать, что авторский договор заказа считается как благоприятный для творческих работников, но малопопулярен для заказчиков, потому что, несомненно направлен на защиту прав автора.
Подводя итог, можно прийти к выводу, что единства научных позиций о предмете, возмездности и в правовой природе договора авторского заказа до сих пор не достигнуто о поэтому данные вопросы нуждаются в дальнейшем исследовании.