Правовое положение холдинга в России: мировой опыт, проблемы, пути решения
Секция: Гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право
XXIV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия»
Правовое положение холдинга в России: мировой опыт, проблемы, пути решения
Аннотация. Мировая практика показывает, что такая структура коммерческих организаций, как холдинг является популярной, но в Российской Федерации в отличие от других стран правовой статус таких объединений не обеспечивает эффективное ведение предпринимательской деятельности.
В статье проводится анализ законодательства зарубежных стран, регулирующего правоотношения, которые складываются между компаниями, входящими в группу компаний, их правовое положение в России.
Ключевые слова: холдинг; правовой статус и правовое положение холдинга; холдинговая модель организации бизнеса; законодательное регулирование деятельности холдинга; налоговый режим холдинговых компаний; налоговый статус холдинга.
На современном этапе развития российской экономики наблюдается активизация интеграционных процессов на основе формирования холдинговых предприятий (структур, объединений). В связи с отсутствием в России правовой базы, полностью или частично регламентирующей деятельность холдингов, изучение законодательства других стран мира представляется перспективным. Но следует иметь в виду, что оно тоже имеет недостатки, а прямое заимствование и копирование не всегда возможно.
Холдинговая модель организации бизнеса в любой стране, несомненно, имеет определенное преимущество по сравнению с любыми другими формами [9, с. 178].
В праве Великобритании существует точное и четкое определение понятия «холдинг». В данной стране предпринимаются реальные шаги к обеспечению надлежащего регулирования холдинговых отношений.
Что касается исторической родины классических холдинговых объединений и структур – это США, то здесь, в силу специфики государственного устройства, отсутствует одинаковое для всех штатов страны законодательство, определяющее правовое положение корпораций. Поэтому предпринимательские объединения регистрируются и функционируют в основном в штатах с льготным налоговым режимом. Холдинги торгово-промышленных компаний относятся к корпорациям общего типа, а холдинги финансовых предприятий - к финансовым компаниям. Из первых полностью урегулирована работа холдингов электро- и газоснабжающих организаций, где существует правило - корпорация, имеющая более 10 процентов акций с правом голоса в другой компании, подлежит регистрации холдинговая.
В некоторых европейских странах отсутствуют специальные законодательные акты, касающиеся регулированию деятельности холдингов. При в Англии, Германии, Франции, Ирландии, Бразилии правовое обеспечение деятельности объединений осуществляется при помощи законодательства, регулирующего организационно-правовые формы участников таких объединений. Например, в Германии законодательное регулирование холдингов осуществляется Законом об обществах с ограниченной ответственностью.
Следует учесть, в Российской Федерации правовое регулирование холдингов в отдельных отраслях имеет некоторые особенности. Например, банковская сфера, которая более развита, в части установления критериев банковского холдинга, оно может служить основой для дальнейшего законотворчества.
Основой для создания специальных правил о банковских холдингах стали нормы общего законодательства – пункт 3 статьи 1 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ (с изм. от 01.09.2018) «Об акционерных обществах» [1, ст. 1]; пункт 2 статьи 1 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ (23.04.2018) «Об обществах с ограниченной ответственностью» [2, ст. 1], где указаны особенности правового положения, порядка создания, реорганизации и ликвидации хозяйственных обществ в сфере банковской деятельности, которые определяются федеральным законом.
В России внутри холдинга отсутствует конкуренция, которая поддерживает качество производимой продукции и (или) оказываемых услуг; поддерживаются нерентабельные предприятия, снижает экономическую эффективность полностью.
В Великобритании существуют особенности регулирования взаимоотношений внутри холдингов - запрет перекрестного участия в холдинге, в соответствии с которым дочерняя компания не может являться участником главной. Такая передача акций - недействительна [10, с. 48]. Следует в российском законодательстве рассмотреть возможность установления ограничений на «перекрестное владение акциями». Данный запрет достаточно эффективен для целей развития холдингов.
У холдинговых структур (объединений) по сравнению с другими формами организаций наименее выгодный режим налогообложения. Преодоление «границы юридического лица» влечет за собой возникновение налогооблагаемой базы. В юридическом лице убытки одного производства могут погашаться прибылью другого, следовательно, может устанавливаться баланс доходов и расходов. Также в РФ не применяется характерный, как в США, принцип унитарного налогообложения. В России холдинги имеют, по сути, «двойное налогообложение» [5, с. 39].
Или, например, в Испании действует законодательство, которое предусматривает применение другого налогового режима к холдинговым объединениям. Режим носит название - «компания по владению иностранными ценными бумагами». Суть режима в том, что при выполнении определенных условий компания освобождается от налога на получаемые ею дивиденды и на доходы от реализации активов, а также от налога на исходящие дивиденды [5, с. 57]. Получается, что испанский холдинг приобретает свойство налоговой прозрачности, и устраняются негативные эффекты двойного налогообложения.
Российское законодательство в данной области на сегодняшний момент носит отчасти фрагментарный характер и намного отстает от требований правоприменительной практики. Некоторые нормативные (правовые) документы непоследовательны, противоречивы, а также не имеют единого понятийного аппарата и характеризуются отсутствием адекватной и корректной юридической техники [6, с. 64].
На сегодняшний день можно выделить некоторые острые проблемные моменты в сфере правового положения холдинга в России, такие как: отсутствие законодательно установленной и закрепленной дефиниции «холдинг»; отсутствие взаимодействия органов управления головного предприятия и дочерних юридических лиц; отсутствие режима консолидированного налогообложения участников холдинга.
Применительно к законодательству РФ необходимо рассмотреть возможность нормативно-правового закрепления следующих норм:
- для решения первой проблемы представляется изложить определение «холдинг» в новой редакции: «Холдинг – форма предпринимательского объединения, которая представляет собой группу организаций (участников), основанную на отношениях экономического контроля, участники которой, сохраняя юридическую самостоятельность, в своей деятельности подчиняются холдинговой компании, т. е. головной организации холдинга»;
- для решения второй проблемы предлагается дополнить нормы права следующим: «По требованию ревизионной комиссии (ревизора) головной компании холдинга участники всего холдингового объединения обязаны представить в установленные ревизором сроки документы о своей финансово-хозяйственной деятельности»;
- в ходе проведенного исследования было выяснено, что для разрешения третьей проблемы была уже предпринята попытка закрепления возможности признания холдинга (холдинговой структуры) консолидированной группой налогоплательщиков, например, в Проекте федерального закона № 99049555-2 «О холдингах» [4, ст. 10]. Существующий Федеральный закон от 27.07.2010 № 208-ФЗ (в ред. 31.12.2017) «О консолидированной финансовой отчётности» [3, ст. 2] не учитывает холдинги в качестве субъекта, который применяет положения указанного закона [7, с. 59].
Таким образом, первой ступенью закрепления возможности признания холдинга (холдинговой структуры) консолидированной группой налогоплательщиков может быть внесение в указанный Федеральный закон от 27.07.2010 № 208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчётности» следующих изменений в части включения в пункт 9 в часть 1 статьи 2 в редакции: «…на холдинги, действующие в порядке, установленном законодательством Российской Федерации».
Проанализировав зарубежное законодательство в области регулирования деятельности холдинговых структур и объединений, можно сделать вывод о целесообразности определения обстоятельств, в силу наступления которых могут возникать холдинговые отношения, а также определить момент их возникновения. Необходимо четко и точно закрепить в налоговом законодательстве «унитарного принципа», согласно которому в целях налогообложения доходов формально самостоятельные организации рассматриваются в качестве единой целой структуры (системы). Также существует необходимость развить возможность формирования договорного холдинга (право головной компании осуществлять руководство дочерними компаниями; право определять решения дочерних обществ путем дачи им обязательных указаний, требовать и контролировать их выполнения) [8, с. 172].
Решение перечисленных правовых задач поможет структурировать российское законодательство, наметить пути прогрессивного и правильного развития. Практика создания холдингов идет со значительным опережением законотворческой деятельности, и это «бросает» на холдинги тень недоверия.
Холдинговые объединения (структуры) ассоциируются с извлечением высокой (маржинальной) прибыли. Законодательство должно сформировать институт холдинга, чтобы такая модель была универсальна для ее применения во всех отраслях экономики - как для крупных, так и для малых форм, а также с другой стороны, были найдены решения таких проблем функционирования как налогообложение, взаимодействие органов управления, ответственность и др.
Таким образом, можно констатировать, что в России сложилась такая ситуация, когда холдинги нельзя уже ни игнорировать, ни рассматривать их поверхностно. Необходимо полноценно, системно и комплексно рассмотреть проблемы деятельности холдингов, т. к. указанные проблемы не являются исчерпывающими. Их список пополняется с каждым годом скорого развития холдинговых объединений. Для того, чтобы будущее законодательство о холдинге (холдинговых объединениях) имело практическое значение и реальное применение, его нормы должны адекватно отразить природу и сущность холдинга, в противном случае, получим неработающий закон, либо, что еще хуже, закон, работающий на искоренение холдинга.