Стратегическое влияние газопровода "Северный поток" на сотрудничество России и ЕС в сфере энергетической безопасности
Секция: Политические проблемы международных отношений, глобального и регионального развития.
XXIV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия»
Стратегическое влияние газопровода "Северный поток" на сотрудничество России и ЕС в сфере энергетической безопасности
The Strategic Influence of the «Nord Stream» Gas Pipeline on the Cooperation between Russia and EU in the Field of Energy Security
Oleg Khlopov
Candidate of Science, associate professor of the Chair of American Studies Russian State University for the Humanities , Russia, Moscow
Аннотация. В статье раскрывается содержание двухсторонних отношений России и Европейского Союза в сфере энергетической безопасности. В настоящее время наблюдается рост политизации энергетических взаимоотношений ЕС и РФ. Данный фактор приводит к необходимости перехода от конфликтных ситуаций к компромиссам между двумя сторонами. Таким образом, реализация проекта «Северный поток-2» способствует не только расширению сотрудничества Европейского Союза и России, но и развитию собственного ТЭК и усилению международной энергетической безопасности.
Abstract. The article reveals the content of bilateral relations between Russia and the European Union in the field of energy security. Currently, there is an increase in the politicization of energy relations between the EU and the Russian Federation. This factor leads to the need to move from conflict situations to compromises between the two parties. Thus, the implementation of the «Nord Stream-2» project contributes not only to the expansion of cooperation between the European Union and Russia, but also to the development of Russian energy complex and strengthening international energy security.
Ключевые слова: энергетическая безопасность; газопровод; геополитика; международные отношения; Россия; ЕС.
Keywords: energy security; gas pipeline; geopolitics; international relations; Russia; EU
Развитие долгосрочного сотрудничества России и ЕС основывается на возрастающей взаимосвязанности обеспечения ЕС своей энергетической безопасности с экономическими интересами РФ: сбытом на рынок ЕС энергоносителей; инвестиционным сотрудничеством, товарооборотом и т. д. Нарастание напряженности геополитической ситуации вокруг Украинского кризиса; экономическая изоляция России, продиктованная Западом; ограничения в связи с реализацией Третьего энергопакета ЕС - являются ключевыми факторами для поисков новых приоритетных форматов взаимодействия. Вследствие повышения спроса на энергоносители в странах ЕС и неспособностью обеспечить энергетическую безопасность государств союза, борьба за контроль над энергоресурсами и их транспортировкой напрямую влияют на формирование напряженности международного политического порядка. Данный фактор обостряет вопрос энергетической обеспеченности и приводит к борьбе за контроль над энергоресурсами и их транспортировкой.
Процессы, происходящие в сфере энергетического сотрудничества в европейском регионе, влияют на отношения между Россией, как одной из крупнейших стран экспортеров энергоресурсов и Евросоюзом, как крупным потребителем энергоресурсов. В рамках энергетического сотрудничества между РФ и ЕС проблемы возникают в газовой сфере, несмотря на факт увеличения потребности государств-членов ЕС в природном газе, согласно прогнозам, импорт природного газа в Евросоюз к 2030 г. возрастет к 512 млрд. куб. м. [1]. Российские газовые месторождения обеспечивают около четверти дополнительного импорта газа.
Решение о строительстве «Северного потока» открыло новые перспективы сотрудничества между Россией, Германией и Евросоюзом в энергетическом секторе [2]. Одной из приоритетных сфер их общих интересов является энергетическая инфраструктура в виде современных газопроводов для обеспечения надежных поставок газа. «Северный поток» является морским трубопроводом природного газа, пролегающим от города Выборг в Российской Федерации до Грайфсвальда, Германия; его управляющей компанией является компания «Nord Stream AG». Проект включает в себя две параллельные линии газопровода, первая из которых была заложена в мае 2011 г. и открыта 8 ноября 2012 г., в то время как вторая линия была запущена 8 октября 2012 г. [3]. Общая протяженность газопровода составляет 1222 километра, что делает его самым протяженным морским трубопроводом в мире. Газопровод обладает мощностью 55 млрд. кубометров в год, однако в связи с ограничениями ЕС фактически используется только 22,5 млрд. куб м.в год [4].
Политическое значение строительства «Северного потока» проистекает из того факта, что на фоне усложнения политических отношений с транзитными странами, в частности Украиной, он позволяет осуществлять прямые поставки газа из России в Западную Европу, минуя все существующие транзитные страны. Такие страны включают в себя Беларусь, Украину, Польшу и Словакию, которые в свою очередь находятся в зависимости от импорта российского газа. После реализации проекта «Северный поток» Россия способна поддерживать стабильные поставки в западную Европу, ограничив поставки в страны-транзитеры. Для Германии наличие прямой нити поставки является гарантом обеспечения стабильных импортных поставок и обеспечения энергетической безопасности. Сотрудничество Германии с Россией в газовой сфере развивается по многим направлениям и имеет стратегическое значение для экономического развития Европейского Союза. Необходимость совместных инвестиций обусловлена стремлением ЕС к надежной добыче, транспортировке, хранении и реализации газа. Германии отводится ведущая роль как традиционно самому крупному торговому партнеру России в Европе. Использование природного газа получило широкое распространение среди промышленных и энергетических предприятий. «Северный поток» имеет ключевое значение для Германии, принимая во внимание место Германии на европейском континенте и международном уровне. Германия не только является крупнейшей страной ЕС с точки зрения населения, но и самой большой в ЕС и третьей в мире экономикой.
Основой для экономического роста и стабильности являются непрерывные поставки энергии, в случае приостановки или недостаточных объемов поставок, представится необходимость в увеличении использования альтернативных источников энергии, однако природный газ на данном этапе является самым рациональным выбором.
Несмотря на согласие немецкого правительства и представителей германского газового комплекса в развитии стабильных и долгосрочных экономических отношений с Россией, строительство нового газопровода вызывало негативную международную оценку стран Восточной Европы, Балтики и США. Департамент США рассматривал данный проект в качестве инструмента давления на Европейский союз и усиления зависимости от российского газа.
Вопросы иного характера возникли в процессе строительства проекта «Северный поток». Существенная проблема заключалась в применении условий Третьего энергетического пакета относительно обязательств по предоставлению третьим сторонам доступа к газопроводам. Данный фактор препятствовал реализации планов РФ в отношении реализации транзитных маршрутов. Так, Европейская миссия ограничила право «Газпрома» в использовании газопровода «Северный поток»» половиной его пропускной способности, предоставив право другим компаниям поставлять газ по данной магистрали в ЕС. Впоследствии операторы газопроводов «NEL» и «OPAL», соединяющие «Северный поток» с газовой инфраструктурой ЕС, обязаны были резервировать до 50 % их мощности для доступа других поставщиков. В 2016г. наблюдаются значительные изменения в условиях третьего Энергопакета, согласно которому российскому «Газпрому» было предоставлено право использовать до 90 % мощности «OPAL» (наземная система распределения трубопровода «Северный поток»). Данное условие станет ключевым фактором для строительства газопровода «Северный поток-2» [5].
В 2016 году Российский концерн «Газпром» заключил договор о строительстве первого участка газопровода «Северный поток-2» с рядом европейских фирм, что стало новым шагом в сторону реализации проекта. «Северный Поток- 2» является проектом нового магистрального газопровода из России напрямую в Западную Европу. Решение о создании этого проекта основывается на существовании и функционировании уже существующего проекта «Северный поток». Точкой входа газопровода «Северный поток- 2» в Балтийское море станет район Усть-Луги Ленинградской области, далее газопровод пройдет по дну Балтийского моря и выйдет на территории Германии (район Грайсфальд) недалеко от точки выхода «Северного потока». Протяженность маршрута более 1200 км. Новый проект является значимым объектом энергетического сотрудничества между западноевропейскими странами и Россией. Предпосылками реализации проекта по созданию «Северного потока-2» следует рассматривать отказ России от исполнения проекта по строительству «Южного потока», который предполагалось проложить по дну Черного моря, связав тем самым Российскую Федерацию со странами Южной Европы.
Основным препятствием для реализации данного проекта является оппозиция многих европейских стран, согласно которой, строительство «Северного потока-2» способно оказать негативное влияние на энергетическую безопасность всего ЕС [6].
Такого рода влияние приведет к нарушению стабилизации политической обстановки в восточной части Европы. Новые потоки способны влиять на существующие схемы транзита природного газа и создать угрозу безопасности стран в энергетическом секторе. Большинство аналитиков сходятся во мнении, что рынок ЕС сегодня полностью отличается от того, каким он был пять или десять лет назад. Европейской комиссии при помощи законодательства с далеко идущей стратегией развития, особенно «Третьего Энергетического пакета» (2009), удалось создать интегрированный, конкурентный рынок газа в ЕС. Положения, благодаря которым «Газпром» и другие поставщики имели возможность контролировать рынок, были запрещены, и разделение собственности трубопроводов стало обязательным. В настоящее время Европейская комиссия занимается продвижением строительства газовых потоков между Болгарией и Сербией, газовой системы между Румынией и Молдовой и газовой системы с возможностями обратного потока между Польшей и Украиной.
Внутренний газовый рынок ЕС способен пройти путь к решению проблемы зависимости о России, что характерно в некоторых странах Восточной Европы. Данный фактор имеет дополнительное преимущество в создании экономического роста в странах Юго-Восточной Европы. Страны в этом регионе могут стать источником газа для Северо-Западной и Центральной Европы через австрийский хаб, сжиженный природный газ (СПГ) от мировых рынков, и газа из Южного газового коридора [7]. В будущем Израиль, Кипр и Египет могут стать поставщиками газа, если начнется эксплуатация значительных запасов газа в районе восточного средиземноморья [8].
С другой стороны, согласно утверждению экспертов, трубопровод «Северного потока-2» не имеет экономического значения. Например, Ричард Л. Морнингстар, председатель Глобального энергетического центра вашингтонского Атлантического совета, сказал в интервью: «Существует серьезный вопрос о том, есть ли коммерческая потребность в строительстве «Северного потока-2». Добыча газа в Европе будет снижаться, в то время как спрос будет увеличиваться. Я считаю, что существует множество других источников, которые могли бы решить любую потребность». Представители проекта «Северный поток-2» отвергают любые предположения о том, что данный проект не является экономически обоснованным. По словам Пола Коркорана, финансового директора «Северного потока-2», который занимал ту же должность в «Северном Потоке», транзит через «Северный поток» является более экономичным, чем через Украину. «Транзитная стоимость «Северного Потока» составляет € 1,86 за 1000 кубометров на 100 км, в то время как в случае транзита через Украину она составляет € 2,26 за 1000 кубометров на 100 км. Коркоран также ожидает, что транзитные затраты на «Северном потоке-2» будут аналогичными затратам на «Северном потоке» [9]
Строительство «Северного потока» и «Северного потока-2», в первую очередь, оказало политическое влияние на транзитные страны: некоторые из них обеспокоены тем, что долгосрочным планом Российской Федерации является попытка оказать политическое влияние на них с помощью угроз ограничения поставок газа без ущерба для поставок в Западную Европу. Опасения усиливаются тем фактом, что Россия отказалась ратифицировать «Договор к Энергетической Хартии» (1998 г.). Критики «Северного потока» ссылаются на наличие рисков в строительстве проекта. Так, Европа будет находиться в опасной зависимости от российского природного газа, в частности потому, что Россия может столкнуться с проблемами, приводящими к всплеску внутреннего и внешнего спроса [10].
После газовых конфликтов между Россией и Украиной, учитывая общий курс внешней политики по отношению к Восточной Европе, аргументы относительно поставки газа в обход традиционным транзитным странам могут быть использованы в качестве политического инструмента. Норвежский исследователь Бендик Вист в своем докладе, опубликованном в Институте Фритьофа Нансена в 2008 г., отметил, что компания «Nord Stream AG» была зарегистрирована в Швейцарии, что подразумевает «строгую банковскую тайну, делающую проект в целом и особенности его функционирования менее прозрачными, чем это обычно принято в рамках Европейского Союза» [11].
Создание проекта строительства «Северного потока-2» началось с неоспоримого факта: в снижении собственной добычи и производства природного газа в Европейском Союзе. Данную проблему возможно решить тремя способами: разработка собственных сланцевых месторождений, снижение потребления газа или увеличение импорта. Добыча сланцевого газ находится в затруднительном положении в Европе. Такие страны, как Германия, Нидерланды и Франция запретили технологию разрыва гидравлического пласта, однако Великобритания является единственной страной, которая активно стимулирует использование данной технологии, но общественная оппозиция этому сильна. Исходя из вышесказанного, нельзя ожидать увеличения объемов добычи сланцевого газа в Великобритании в будущем.
Для преодоления энергетических и геополитических разногласий, необходимо объединение усилий многих стран, активно развивающих взаимовыгодное сотрудничество. Россия, как один из ведущих экспортеров природного газа, находится в поисках нового маршрута транспортировок энергоресурсов и энергетического партнерства. Становление Турции в качестве основного газового хаба в обеспечении безопасной передачи энергоресурсов в страны Европы, подразумевает ее геополитическое преимущество.
В настоящее время энергетический потенциал предоставляет возможность стране, имеющей ресурсы и инфраструктуру их доставки, лоббировать свои интересы, оказывать влияние на мировые политические процессы. Тем самым энергетическая политика в современных условиях является одним из важных средств и способов продвижения национальных интересов.
Таким образом, на современном этапе энергетическое сотрудничество России и ЕС представляет собой основу развития двустороннего энергетического сотрудничества на уровне компаний и отраслей. В ближайшей перспективе России и ЕС следует оставаться партнерами в газовой отрасли с целью обеспечения и формирования международной энергетической безопасности в евразийском регионе. Сотрудничество России в энергетической сфере со странами ЕС в контексте реализации проекта «Северного потока-2» служит основным механизмом формирования единой согласованной политики в сфере энергетики. Обеспечение энергетической безопасности становится приоритетным компонентом стратегии развития России и ЕС на международной арене.