Необходимость совершенствования правового статуса холдинга в Российской Федерации
Секция: Гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право
XXI Международная научно-практическая конференция «Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия»
Необходимость совершенствования правового статуса холдинга в Российской Федерации
Аннотация. В статье проводится анализ правового положения таких набирающих популярность в России предпринимательских объединений, как холдинг, а также рассматривается возможность создания более эффективных правовых условий для развития структурных коммерческих организаций.
Ключевые слова: холдинг; правовой статус холдинга; холдинговые объединения; предпринимательские объединения, интегрированные структуры; правовое регулирование; субъекты правового регулирования.
В настоящее время глобализация экономических отношений является одним из определяющих факторов развития экономики практически во всех странах мира. Желание предпринимателей развивать бизнес, а также увеличивать прибыль приводит к тому, что всё чаще возникают крупные предпринимательские объединения. Одним из таких объединений является холдинг. Холдингом называется такая структура коммерческих организаций, которая включает в себя материнскую (главную) компанию и сеть более мелких дочерних компаний, которые она контролирует. Такая форма объединений достаточно распространена в мировой практике, но в России данное явление только набирает обороты. Ввиду этого российское законодательство об интегрированных структурах находится в стадии формирования, многие понятия эволюционируют, получают развитие в правоприменительной практике.
Попытка создания единого закона о холдингах в Российской Федерации была предпринята еще в 1999 г. В Государственной Думе Российской Федерации около трех лет обсуждался проект федерального закона «О холдингах» [2]. Но при разработке данного проекта закона не была четко определена экономическая и юридическая цели создания и регламентации деятельности объединения – холдинга, также законопроект включал в себя большое количество неясных положений, применение которых затруднено, а отдельные из них противоречат положениям Гражданского кодекса и некоторым другим федеральным законам Российской Федерации [1].
Представленный проект содержал в себе отсылочный характер, отсутствие механизмов реализации тех положений, которые он в себя включал. Также в законопроекте не учитывались аспекты хозяйственных взаимоотношений в таком объединении организаций, вопросы корпоративного управления и контроля в группах компаний, не затрагивались особенности правового регулирования холдингов антимонопольным законодательством.
Проанализировав правовой статус холдинга, можно выделить несколько проблемных моментов.
Во-первых, в российском законодательстве правовому регулированию холдингов посвящены только некоторые отдельные законодательные акты, так или иначе при этом упоминая понятие «холдинг», «холдинговая компания» в самом тексте нормативного акта. Другие правовые акты регламентируют отношения экономической зависимости между формально самостоятельными юридическими лицами в результате использования категориального аппарата (характерного для соответствующей отрасли права). Например, корпоративное право регулирует правовое положение основного и дочерних хозяйственных обществ; налоговое право определяет особенности правового регулирования взаимозависимых лиц; антимонопольное законодательство содержит положения, в которых раскрывается регулирование аффилированных лиц и группы лиц [4, с. 48]. Большее количество нормативных актов принадлежит ко второй группе. Нормы, содержащиеся в таких актах, распространяются на все холдинги, независимо от желания их собственников позиционировать свой бизнес именно как «холдинговый»: если есть отношения экономической зависимости, то возникает необходимость соблюдать запреты, установленные действующим законодательством, и ограничения установленные, соответственно, для взаимозависимых лиц, групп лиц и прочих.
Во-вторых, особенностью правового обеспечения деятельности холдингов является принятие их участниками внутренних документов по модельным образцам (стандартам), разрабатываемым в основном обществе, в результате чего в группе компаний создается единое правовое пространство, которое регулирует деятельность холдинга актуальней существующего законодательства. При отсутствии надлежащего правового регулирования деятельности холдингов на законодательном уровне локальное нормотворчество приобретает в этом предпринимательском объединении особое значение.
В таком случае необходимо внесение дополнений в действующие акты вместо принятия полного комплексного закона, посвященного правовому регулированию различных аспектов деятельности холдингов. Такой подход связан с необходимостью «атомистской» концепции правового регулирования, характерной для российской системы права. Суть этой концепции - в регулировании отдельных субъектов права, юридических и физических лиц и в отсутствии традиции обращения правовых предписаний к участникам интегрированного бизнеса [5, с. 3]. «Отказ» от комплексного правового регулирования холдингов, помимо юридико-технических сложностей в принятии системного нормативного акта, также обусловлен пониманием того, что каждая отрасль права имеет специфические цели правового регулирования экономической зависимости. Гражданское законодательство в качестве главной цели правового регулирования холдинговых отношений имеет защиту интересов акционеров и кредиторов дочерних обществ; налоговое — максимальное получение в бюджет налогов с участников группы компаний; антимонопольное законодательство – обеспечение конкурентной среды для развития бизнеса [3, с. 7].
Отсутствие системного правового регулирования деятельности участников холдингов не является фактором, ограничивающим осуществление предпринимательской деятельности в холдинговой форме. Но с другой стороны, данное обстоятельство осложняет правоприменительную практику, затрудняет защиту интересов государства, участников холдинга.
Также необходимо установление единых подходов к регулированию интегрированных объединений в отраслях экономики. При анализе российского законодательства о холдингах, следует отметить, что оно носит фрагментный характер и нуждается в системности, наличии в нормативных документах норм прямого действия, содержащих механизмы их реализации. Многие из нормативных документов, регулирующих холдинговые объединения, противоречивы и непоследовательны, не имеют единого понятийного аппарата и характеризуются отсутствием достаточной юридической техники.
Применительно к правовому регулированию холдингов необходимо:
· формализовать основания экономической зависимости – наряду с имущественной предусмотреть, и договорную, и организационную зависимость, привести примерный перечень оснований возникновения договорного и организационного видов холдинга;
· конкретизировать перечень оснований аффилированности для различных целей и разработать четкие критерии отнесения тех или иных лиц к аффилированным;
· оптимизировать взаимодействие органов управления головного и дочерних юридических лиц, предусмотрев возможность прямого распространения на стопроцентные дочерние общества решений органов управления основного;
· освободить от антимонопольного контроля сделки, совершаемые внутри группы лиц;
· предусмотреть режим консолидированного налогообложения участников холдинга;
· установить требования к осуществлению консолидированной отчетности участников холдинга, признанных консолидированным налогоплательщиком, в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности;
· урегулировать косвенный контроль в многоуровневом холдинговом объединении, построенном на системе участия, подобно тому, как это сделано в налоговом законодательстве — при установлении взаимозависимости, в законодательстве о банках и банковской деятельности — при определении банковского холдинга (группы).
Холдинг является эффективной формой организации предпринимательской деятельности, поскольку он позволяет сочетать гибкость и мобильность небольших формально самостоятельных организаций и масштаб деятельности крупных корпораций. Целостность холдинга обеспечивается при этом управлением входящими в него участниками исходя из известной в мировой практике формулы «децентрализация операций при централизации контроля», что обеспечивает жизнеспособность объединения в целом.
Создание холдинговых структур в современной динамично развивающейся экономике является способом снижения коммерческих рисков, сокращения расходов производства. Указанные предложения позволять систематизировать действующее законодательство в сфере регулирования деятельности участников холдинга, привести к единообразию судебную практику, выработать единую концепцию развития холдинговых взаимоотношений, а значит - повысить эффективности предпринимательской деятельности.