По вопросам о трудовой миграции и правового регулирования труда иностранцев и лиц без гражданства
Секция: Трудовое право; право социального обеспечения
XVII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия»
По вопросам о трудовой миграции и правового регулирования труда иностранцев и лиц без гражданства
The labour migration and the legal regulation of the labour of foreigners and stateless persons
Ekaterina Gavrilova
Student, Institute of Law Enforcement, Saratov State Law Academy, Russia, Saratov
Аннотация. В данной статье дается определение миграции в общем и в частности - трудовой миграции. Анализируются причины и последствия трудовой миграции. Выясняется как должен регулироваться труд иностранных граждан и лиц без гражданства, работающих в Российской Федерации, на каком основании могут работать эти лица, какие документы необходимы им и какую ответственность несет работодатель за нарушение правовых норм.
Abstract. This article defines migration in General and in particular - labor migration. The causes and consequences of labor migration are analyzed. Established shall be governed by the labor of foreign citizens and individuals without citizenship working in the Russian Federation, on what basis can work with these individuals, what documents do they need and what is the responsibility of the employer for violation of the law.
Ключевые слова: миграция; экономический рост; квалифицированные кадры; «утечка мозгов»; нормы трудового права; трудовой договор
Keywords: migration; economic growth; qualified personnel; "brain drain"; labor law; labor contract
Миграция - термин распространенный и широко известный, который в переводе с латинского означает переселение. Вопросы, связанные с миграцией и миграционными процессами рассматриваются с точки зрения различных наук. Мы же попробуем разобраться, что представляет собой трудовая миграция, какие ее виды существуют, а также какие последствия может вызывать трудовая миграция.
Под трудовой миграцией понимается перемещение трудоспособного населения, в связи с различными экономическими причинами. Международная миграция осуществляется перемещением трудоспособного населения из одной страны в другую с целью трудоустройства на более подходящих условиях [5, с. 48].
Актуальность темы обусловлена тем, что данный вопрос не теряет своей остроты, несмотря на немалое внимание, уделенное ему; именно процесс трудовой миграции оказывает существенное влияние на темпы экономического роста и развития страны.
Современная миграция может принимать разнообразные формы; так, люди могут покидать свое место жительства на длительный срок (например, устроившись на постоянное место работы в другом регионе или стране), а также миграция может носить «маятниковый характер» при занятости на сезонных работах. К тому же, существуют два вида трудовой миграции: внешняя и внутренняя. Внешняя представляет собой выезд за пределы страны, а внутренняя, соответственно, перемещение в ее пределах (между регионами). Тем не менее, не зависимо от форм и видов трудовой миграции, объективно возникает вопрос, как она регулируется со стороны государства? Попробуем разобраться.
В нашей повседневной жизни мы часто говорим о, так называемой, «утечке мозгов», что квалифицированные рабочие кадры покидают страну в поисках работы. Конечно, данное явление нельзя назвать положительным для развития экономики и государства в целом. Однако не стоит забывать, что в РФ также приезжают кадры из других стран, причем это и простые рабочие, и высококвалифицированные специалисты, поэтому говорить лишь с отрицательной точки зрения по поводу трудовой миграции в РФ не приходится.
Для того, чтобы труд людей, не являющихся гражданами РФ, регулировался с правовой стороны, в ТК РФ была введена глава 50.1, регулирующая труд иностранных граждан и лиц без гражданства. Также существует ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». Работодатель, принимающий на работу лицо, не являющееся гражданином РФ, должен четко и точно соблюдать нормы ТК и данного ФЗ, чтобы избежать ответственности за нарушения и не столкнуться с определенными проблемами.
Основным положением является то, что в течение трех рабочих дней с даты заключения или прекращения договора с иностранным лицом работодатель обязан уведомить об этом орган МВД по вопросам миграции [3]. Данное правило распространяется и на иностранных граждан, которым не требуются разрешительные документы на осуществление трудовой деятельности. Кроме того, что должны быть соблюдены положения ч. 2 ст. 52 ТК РФ, работодатель обязан включить дополнительные сведения об иностранном гражданине в трудовой договор (уточнение места работы и рабочего места; об испытании; о неразглашении тайны, установленной законом). По вопросам, связанным с расторжением (прекращением) трудового договора, также существуют свои особенности. Например, увольнение на основании перевода к другому работодателю возможно только, если иностранный гражданин временно или постоянно проживает на территории РФ, к тому же временно проживающий иностранный гражданин может быть переведен только к работодателю, находящемуся в том же субъекте, где иностранцу выдано разрешение на работу. В ст. 327.6 ТК РФ закреплены дополнительные основания прекращения трудового договора с работником, являющимся иностранным гражданином или лицом без гражданства. За нарушение норм ТК и пренебрежение нормами законодательства в отношении заключения / расторжения трудового договора с иностранным гражданином или апатридом на работодателя возлагается административная ответственность.
Помимо этого, нужно отметить, что обязанности имеет не только работодатель, но и иностранный работник. Так, он должен предоставить дополнительный пакет документов, для устройства на работу (миграционную карту, визу, разрешение на работу или патент; договор добровольного медицинского страхования). При этом с такого лица также удерживаются налоги в соответствии с российским законодательством. Трудящимся государств ЕАЭС не требуется получать разрешение на осуществление трудовой деятельности; их привлечение на рынок труда происходит без ограничений; документы об образовании не требуют дополнительное процедуры признания этих документов [4].
Подводя итог всему вышесказанному, можно сказать, что трудовая миграция - явление естественное и нельзя охарактеризовать его лишь с отрицательно точки зрения, так как оно стимулирует развитее экономики страны, порой устраняет существующий дефицит рабочей силы, способствует интеллектуальному развитию. В РФ вопросы, связанные с трудовой миграцией и регулированием труда иностранных граждан и лиц без гражданства, получают правовую оценку в нормативных правовых актах. Законодатель не случайно выделил в ТК отдельную главу, посвященную регулированию трудовых отношений с иностранными гражданами и лицами без гражданства. По нашему мнению, этим закреплением законодатель хотел обратить внимание работодателей и их кадровых служб на особенности оформления и расторжения трудовых правоотношений с иностранными работниками. При этом не стоит забывать о постоянном мониторинге трудового и миграционного законодательства на предмет нововведений, так как несоблюдение каких-либо правил и требований могут дорого обойтись работодателю, о чем свидетельствует имеющаяся судебная практика по таким делам.