Принудительный труд заключенных в экономической системе советского государства военного и послевоенного времени (1941-1953 годы)
Секция: Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве
XVI Международная научно-практическая конференция «Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия»
Принудительный труд заключенных в экономической системе советского государства военного и послевоенного времени (1941-1953 годы)
Forced labor of prisoners in the economic system of the Soviet state of the military and post-war period (1941-1953)
Ivan Uporov
Doctor of Historical Sciences, Ph.D., Professor Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Russia, Krasnodar
Petr Bondarev
Ph.D., teacher Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Russia, Krasnodar
Аннотация. В статье рассматриваются некоторые аспекты, связанные с привлечением заключенных, содержавшихся в местах лишения свободы, на строительство и эксплуатацию крупнейших народнохозяйственных объектов в военный и послевоенный периоды. Анализируются научные труды по заявленной теме, документальные свидетельства бывших осужденных, нормы Указа 1943 г. о ведении каторжных работ. Выявляются основные тенденции, отмечается противоречивая оценка эксплуатации труда заключенных, имея в виду, что без нее военно-экономический потенциал был бы значительно снижен.
Abstract. The article deals with some aspects related to the involvement of prisoners held in places of deprivation of liberty for the construction and operation of major national economic facilities during the military and postwar periods. Analyzed scientific works on the stated subject, documentary evidence of former convicts, the provisions of the decree of 1943 on the conduct of hard labor. The main trends are revealed, there is a contradictory assessment of the exploitation of prisoners' labor, bearing in mind that without it the military and economic potential would be significantly reduced.
Ключевые слова: принудительный труд; заключенные; лагеря; экономика; эксплуатация; война; советская власть; государство; ГУЛАГ.
Keywords: forced labor; prisoners; camps; economy; exploitation; war; Soviet power; state; GULAG.
В период Великой Отечественной войны значимость экономического фактора в деятельности уголовно-исполнительных учреждений существенно возросла, что вполне объяснимо, учитывая военно-стратегическое положение СССР в те годы. Когда начались военные действия, на укрепление экономического потенциала советского государства были направлены «почти 2 млн заключенных, из них в промышленность – 310 тыс. человек, лесную промышленность – 320 тыс., горно-металлургическую промышленность - 171 тыс., строительство железных дорог - 448 тыс., аэродромное и шоссейное строительство - 268 тыс., строительство оборонительных сооружений - 200 тыс. человек. Наиболее значительными сферами в производстве чисто военной продукции заключенными были выпуск мин, гранат, авиабомб, запалов), спецукупорки для боеприпасов, средств связи и других изделий» [4, с. 29]. Все управление вопросами трудоиспользования заключенных сосредоточивалось в ГУЛАГе, подразделения которого в виде крупных ИТЛ находились преимущественно в отделанных районах, которых не коснулись военные действия, что позволяло сосредотачивать усилия на производственной деятельности, направленной на укрепление военно-экономической мощи Советского Союза.
При этом многие ИТЛ формировались специально для решения определенных задач военного характера.
Это хорошо видно на примере Тагиллага, образованного в ноябре 1941 г. для сооружения 2-й очереди Ново-Тагильского металлургического комбината, объектов рудничного хозяйства. Как отмечается в литературе, «по состоянию на декабрь 1941 г. списочный состав заключенных охватывал 3587 человек. Однако уже к февралю 1942 г. их численность увеличилась до 5250, а к концу этого года - до 43000 человек. Руками самих же заключенных в кратчайшие сроки было создано крупное лагерное хозяйство. По состоянию на май 1943 г. Тагиллаг состоял из 18 лагерных подразделений, расположенных в радиусе от 30 до 200 километров от места расположения основных объектов. В связи с таким масштабом строительство и лагерь разбивались на районы, которые привязывались к определенным хозяйственным единицам.
Заключенные возводили коксовые батареи, доменные печи, авторемонтный завод, литейные и прокатные цехи, плотины, водопроводы и многие другие объекты» [6, с. 11]. Труд заключенных был преимущественно ручным и тяжелым, продолжительность рабочего дня как правило составляла более десяти часов. Питание заключенных было далеким от нормативного, то же касалось и медобслуживания. В результате имела место высокая смертность. В том же Тагиллаге в 1943 г. умерло 7090 заключенных. А в целом по стране только в одном в 1942 г. в ИТЛ умерли по разным причинам 248 877 человек [5, с. 58]. Аналогичное положение наблюдалось и во многих других лагерных подразделениях ГУЛАГа. Можно констатировать, что благодаря принудительному труду заключенных Урал превратился в опорную базу военной промышленности нашей страны. Объективно привлечение их в огромных количествах способствовало процессу урбанизации ранее малонаселенного региона, превращению его в крупнейшую промышленную базу.
Однако, как справедливо замечает В.М. Кириллов, «в то же время это привело к колоссальной деформации морали и нравственности уральцев и невольных мигрантов, среди которых формировался новый тип человека - надломленного, привыкшего жить тяжелым нелюбимым трудом, молчаливого и покорного государственному насилию» [4, с. 36] В этой связи следует заметить, что в период Великой Отечественной войны в СССР некоторое время действовал такой вид наказания, как каторжные работы, которые были установлены Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 апреля 1943 г. [12] Этот документ официально не публиковался, поэтому для широкой общественности он стал доступен лишь в конце 1980-х гг. Каторжные работы предназначались для фашистских убийц, предателей, пособников оккупантов, наказание составляло как правило 10-20 лет лишения свободы.
Приговоры выносили военные трибуналы, а после окончания войны - особые совещания, причем эти решения обжалованию не подлежали. Содержались каторжане в отдельных лагпунктах (а позже, с 1948 г., в особых ИТЛ). Рабочий день заключенных этой категории длился 10 часов, фактически же, с учетом времени на дорогу туда и обратно эта цифра увеличивалась на два- три часа. До 1947 г. труд каторжников совершенно не оплачивался (затем, до 1953 года, пока действовало это наказание, они получали некоторое денежное вознаграждение). Этой категории заключенных запрещалось получение писем, посылок, денежных переводов от родных и близких. Существование каторжных лагерей держалось в секрете.
По некоторым свидетельствам, в такой лагерь, находившийся под Норильском, за восемь лет ни разу не посетил прокурор; даже прокуратура Норильского ИТЛ не имела полномочий вмешиваться в деятельность этих спецлагерей [7, с. 69]. В целом же оценка экономического потенциала заключенных в годы Великой Отечественной войны достаточно подробно проанализирована в литературе, и прежде всего В.А. Пронько и В.Н. Земсковым [9; 3]. При этом ученые брали за основу доклад о работе Главного управления исправительно-трудовых лагерей и колоний НКВД СССР за годы отечественной войны, подготовленный в августе 1944 г. для наркома внутренних дел СССР Л.П. Берии и введенный в научный оборот сравнительно недавно. В связи с этим мы не считаем необходимым более подробно останавливаться на данном вопросе.
После окончания войны перед ГУЛАГом были поставлены новые задачи в рамках 4-й пятилетки – в частности, «только на строительстве железных дорог следовало освоить 5,5 млрд рублей - почти в два раза больше, чем за предыдущую пятилетку. Предстояло построить в пять раз больше шоссейных дорог, на 18 % увеличить добычу угля. На строительстве предприятий цветной металлургии было запланировано освоить 3 млрд рублей, на строительстве БАМа - 4 млрд рублей. Предстояло также завершить строительство автомобильных дорог Москва-Минск, Москва-Харьков, Москва-Ленинград, Харьков-Симферополь, Ленинград-Таллин, Смоленск-Рига, Харьков-Киев, Москва-Брест и др. Для решения этих: задач ряд крупных ИТЛ были передислоцированы, в частности, для продолжения строительства Байкало-Амурской железной дороги» [11, с. 175-176].
Условия содержания заключенных в местах лишения свободы после окончания войны были улучшены, в частности, они могли получать за свой труд определенное денежное вознаграждение – например, «Анарлаге на основании приказа N 298 от 13 июля 1950 г. по ИТЛ заключенным после всех вычетов выдавалось на руки от 40 до 200 рублей ежемесячно (для сравнения - вольнонаемный шофер получал 1100 рублей, уборщица - 410, стрелок ВОХР - 240 рублей). По сравнению с довоенным и военным временем это был, конечно, шаг вперед. В целом достаточно умеренной выглядела, во всяком случае формально, рабочая нагрузка по распорядку дня (в том же Анарлаге он выглядел следующим образом: подъем в 6 утра, туалет с 6 до 6.20, завтрак – с 6.20 до 7, утренняя поверка - с 7 до 7.15, развод - с 7.15 до 7.30, начало работы в 8 часов, обед-с 12.30 до 13.30, окончание работы - в 18.00, санобработка и культпросвет- работа с 20 до 22.30, далее вечерняя поверка и отбой - в 23 часа). В декабре 1958 г. приказом МПС СССР N 3001 железнодорожная линия протяженностью в 720 километров была сдана в эксплуатацию и включена в состав Восточно-Сибирской железной дороги» [2, с. 23].
Тем не менее труд заключенных по-прежнему оставался малоэффективным. Несмотря на то, что в НКВД были сосредоточены огромные людские ресурсы (в лице заключенных) и огромный штат инженерно-технических работников разного профиля, он не мог все же полноценно заменять специализированные отрасли народного хозяйства, имевшие соответствующий опыт, научно-экспериментальную базу, систему подготовки кадров и т. д. Работая в основном «на ура», без должных подготовки, изысканий и расчетов, стремясь к внушительности цифр, руководители ГУЛАГа и их подразделений нередко допускали крупные просчеты, наносившие государству значительный экономический ущерб. Практически по всем крупным объектам, где привлекались заключенные, наблюдались нерасторопность, перебои со снабжением стройматериалами, технические ошибки, случался, и довольно часто, и неисправимый брак. Были случаи, когда на отдельных объектах оказывался в итоге ненужным уже выполненный огромный объем работ. Так, «согласно постановлению Совета Министров СССР на дальневосточном побережье была начата секретная стройка N 506 (сооружение тоннеля под проливом Невельского). Там работало около 13 000 заключенных (в 1951 г.), которые, согласно постановлению Совета Министров СССР, должны были быть годными «к тяжелому физическому труду в суровых климатических условиях». В итоге же, спустя два года после начала работ (были проложены, в частности, 26 километров рельсовых путей, 75 - автодорожного покрытия, введены в эксплуатацию кирпичный, известковый, лесо- и шпалозаводы), все это было заброшено, так как такой объект оказался не востребованным» [8, с. 24-25]. Аналогично, но еще в больших масштабах, обстояло дело со строительством железной дороги Салехард-Игарка (совершенно секретное решение Совета Министров СССР от 4 февраля 1947 г.), продолжавшееся около шести лет; эта магистраль получила название «мертвой дороги» [1, с. 8-15], поскольку итог этой незавершенной стройки оказался не нужным государству, которое после смерти Сталина потеряло интерес к сооружению трансмагистрали.
Делая сопоставление с петровской эпохой, когда, как известно, каторжане также активно привлекались для общегосударственных экономических задач, зададимся вопросом: имело ли Советское государство в рассматриваемый период альтернативу, то есть могло ли оно отказаться от рабочей силы заключенных? Как нам представляется, при сложившейся системе государственного управления, характеризуемой резким усилением принципа централизации и недостаточно эффективными производственными отношениями, государство было «обречено» использовать лиц, лишенных свободы, на наиболее тяжелых и масштабных работах. В противном случае экономика не досчиталась бы значительной прибавки, причем в такой степени, что, на наш взгляд, могло на порядок снизить экономическую и, следовательно, оборонную (военную) мощь. С учетом весьма сложных и напряженных отношений Советского государства на международной арене данное обстоятельство могло серьезно подорвать его внешнеполитические позиции (в этой связи в литературе справедливо отмечает, что «международная обстановка требовала крутого подъема всех отраслей народного хозяйства», и при реализации этой задачи ИТУ учитывались в качестве важнейшего резерва экономики» [11, с. 168]. Кроме того, если оценивать деятельность исправительно-трудовой системы в целом, то, по замечанию Н.А .Стручкова, лагеря были необходимыми элементами той репрессивной государственной машины, которая начала действовать еще в 1920-30-е гг. [10, с. 22]. Поэтому в рамках выбранного страной социалистического устройства общества альтернативы не было; в этих рамках можно, по нашему мнению, говорить об объективном характере влияния экономического фактора на формирование государственной пенитенциарной политики (суть которой - предельно возможное использование труда осужденных преступников). Если вновь обратиться к временам Петра I, то разница в альтернативности заключается в том, что тогда без эксплуатации труда преступников государству грозило лишь определенное снижение его экономического потенциала при сохранении государственной безопасности; в советский же период под угрозу могло быть поставлено само существование советского строя.
Вот таким образом интересы большой политики оказались в непосредственной связи с назначением и исполнением наказания в виде лишения свободы. И одновременно стремление государства максимально эксплуатировать труд заключенных, на наш взгляд, сыграло весьма негативную роль на правосознание в советском обществе, то есть, это явление имеет чрезвычайно противоречивый характер.