Социальное предпринимательство в контексте современной социальной политики
Секция: Политическая социология
XLVIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия»
Социальное предпринимательство в контексте современной социальной политики
SOCIAL ENTREPRENEURSHIP IN THE CONTEXT OF MODERN SOCIAL POLICY
Yulia Kartyhova
Master's degree student of Smolensk State University, Russia, Smolensk
Аннотация. В данной статье рассмотрено социальное предпринимательство с точки зрения социальной политики Российской Федерации.
Abstract. This article examines the social entrepreneurship from the point of view of the Russian Federation social policy.
Ключевые слова: социальное предпринимательство; экономически рост; благотворительность.
Keywords: social entrepreneurship; economic growth; charity.
Переход к рыночным принципам экономики, обуславливает изменения в социальной системе экономических отношений, среди основных социальных институтов меняются приоритеты. В результате происходит изменение в обеспечении ресурсов развития социальной сферы, которая, в свою очередь, актуализирует участие в решении основных общественных проблем представителей разных общин.
Термин «предпринимательство» существует давно и используется в экономическом и деловом контексте. Согласно большому экономическому словарю, «предпринимательство − это инициативная и самостоятельная деятельность граждан, направленная на получение прибыли или личного дохода, осуществляемого от своего имени, под свою имущественную ответственность или от имени и под юридическую ответственность юридического лица» [1].
Основной целью социального предпринимательства является улучшение качества жизни населения путем смягчения и решения ряда социальных проблемы. Потенциал социального предпринимательства позволяет решить проблемы, которые из-за различных факторов и обстоятельств не готовы решить ни коммерческие, ни общественные сектора экономики страны. Это в основном касается таких областей, как культура, образование, здравоохранение и др.
Социальное предпринимательство − это новый способ осуществления социально-экономической деятельности, связывает миссию экономической эффективности и предпринимательских инноваций. Оно основано на создании предприятия, организованного в социальных целях и для создания социального блага и финансовой дисциплины, инновации и сложившихся бизнес-практик в частном секторе.
Социальное предпринимательство, в отличии от благотворительности фокусируется на источнике проблемы, социальное предпринимательство имеет двойную цель: коммерческую и социальную.
Следует выявить главные преимущества коммерческих организаций сферы социального предпринимательства перед государственными учреждениями:
- Личная заинтересованность предпринимателя в успешной реализации деятельности своей организации.
- Возможность при передаче части полномочий государства бизнесу, сократить государственные расходы на административные издержки, а также сократить время воплощения программ в реальность − от начала её разработки и до реального работоспособного социального проекта, своевременно оказывающего поддержку нуждающимся в этом лицам.
Социальное предпринимательство занимает промежуточное положение между сферами традиционного предпринимательства и благотворительности. От первого оно отличается своими целями, а именно направленностью на социальные изменения, разрешение социальных проблем. От второго – коммерческим характером деятельности [4].
Отечественный ученый М. А. Макарченко отмечает, что социальное предпринимательство является той областью деятельности, в которой осуществление экономической деятельности направленно на решение важных общественных проблем посредством эффективного функционирования эконмических субъектов. Социальные предприниматели должны осознавать, что в результате их деятельности они могут получить лишь незначительную экономическую выгоду, или же, совсем ее не получить [3].
Социальные предприниматели, работая в областях здравоохранения, образования, борьбы с бедностью, создают возможности для социально-экономического развития, делают общество более справедливым и повышают уровень стабильности. Таким образом, они обеспечивают будущее развитие общества.
Стоит отметить, что социальное предпринимательство выражается в форме создания условий труда и обеспечения трудоустройства социально незащищенных слоев населения, к примеру лиц, с ограниченными возможностями здоровья, пенсионеров и лиц предпенсионного возраста, лиц, освобожденных из мест лишения свободы и т. д. Данный вид социального предпринимательства направлен на социализацию граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и нуждающихся в поддержке.
Помимо прочего, предпринимательская деятельность в социальной сфере базируется на производстве товаров, выполнению работ и оказанию услуг, для социально уязвимых граждан с целью улучшения их жизни, создание адекватного и равного потенциала в их социализации и нормализации их повседневной жизни.
Социальное предпринимательство, находясь на пересечении бизнеса и благотворительности, решает важные социальные и культурные задачи общества, а также позволяет адаптироваться социально незащищенным категориям граждан. При этом такой вид бизнеса тоже может приносить прибыль своим владельцам.
Созданные организации образуют собой уравновешивающие системы между людьми, которые имеют социальное благо и людьми, которые по каким-либо причинам его иметь не могут. Эти системы будут саморегулирующимися в пределах государственных рамок контроля, что позволит вести мониторинг их эффективности, одновременно избавляя государство от необходимости разработки новых методов решения социальных проблем и передавая данные полномочия на уровень бизнеса. Конкуренция в сфере данных организаций позволит более качественным из них сосредоточиться на своих конкретных задачах и выполнять их на максимально высоком уровне [5].
Несмотря на динамичность развития сектора социального предпринимательства, появления новых лидеров, разработку и введение новых инструментов поддержки социальных предпринимателей, как на федеральном, так и региональном уровнях существует ряд проблем, которые требуют решения для сохранения обозначенных тенденций:
1. Недостаточность развития нормативно-правовой базы для эффективного и устойчивого развития субъектов в сфере социального предпринимательства. В частности, необходимость принятия закона о социальном предпринимательстве.
2. Низкая эффективность налогового стимулирования субъектов в сфере социального предпринимательства.
3. Отсутствие механизма по пропагандированию и продвижению идей социального предпринимательства.
4. Недостаточный уровень финансирования программ социального предпринимательства на федеральном, региональном и муниципальных уровнях.
5. Наличие сложностей у субъектов социального предпринимательства в получении внешнего финансирования, а также высокая стоимость банковских кредитов.
6. Неразвитость системы подготовки кадров в сфере социального предпринимательства [2].
Таким образом, социальное предпринимательство в Российской Федерации делает первые шаги, многое еще предстоит сделать для развития социальных предприятий и повышения их привлекательности как для предпринимателей, так и для целевых групп населения.
Опираясь на мнение независимых наблюдателей, необходимо сказать, что у России появился реальный шанс стать страной, где социальное предпринимательство станет движущей силой позитивных перемен.