Статья:

Социальное предпринимательство в контексте современной социальной политики

Конференция: XLVIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия»

Секция: Политическая социология

Выходные данные
Картышова Ю.И. Социальное предпринимательство в контексте современной социальной политики // Научный форум: Юриспруденция, история, социология, политология и философия: сб. ст. по материалам XLVIII междунар. науч.-практ. конф. — № 1(48). — М., Изд. «МЦНО», 2021. — С. 11-15.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Социальное предпринимательство в контексте современной социальной политики

Картышова Юлия Игоревна
магистрант, Смоленского Государственного Университета, РФ, г. Смоленск

 

SOCIAL ENTREPRENEURSHIP IN THE CONTEXT OF MODERN SOCIAL POLICY

 

Yulia Kartyhova

Master's degree student of Smolensk State University, Russia, Smolensk

 

Аннотация. В данной статье рассмотрено социальное предпринимательство с точки зрения социальной политики Российской Федерации.

Abstract. This article examines the social entrepreneurship from the point of view of the Russian Federation social policy.

 

Ключевые слова: социальное предпринимательство; экономически рост; благотворительность.

Keywords: social entrepreneurship; economic growth; charity.

 

Переход к рыночным принципам экономики, обуславливает изменения в социальной системе экономических отношений, среди основных социальных институтов меняются приоритеты. В результате происходит изменение в обеспечении ресурсов развития социальной сферы, которая, в свою очередь, актуализирует участие в решении основных общественных проблем представителей разных общин.

Термин «предпринимательство» существует давно и используется в экономическом и деловом контексте. Согласно большому экономическому словарю, «предпринимательство − это инициативная и самостоятельная деятельность граждан, направленная на получение прибыли или личного дохода, осуществляемого от своего имени, под свою имущественную ответственность или от имени и под юридическую ответственность юридического лица» [1].

Основной целью социального предпринимательства является улучшение качества жизни населения путем смягчения и решения ряда социальных проблемы. Потенциал социального предпринимательства позволяет решить проблемы, которые из-за различных факторов и обстоятельств не готовы решить ни коммерческие, ни общественные сектора экономики страны. Это в основном касается таких областей, как культура, образование, здравоохранение и др.

Социальное предпринимательство − это новый способ осуществления социально-экономической деятельности, связывает миссию экономической эффективности и предпринимательских инноваций. Оно основано на создании предприятия, организованного в социальных целях и для создания социального блага и финансовой дисциплины, инновации и сложившихся бизнес-практик в частном секторе.

Социальное предпринимательство, в отличии от благотворительности фокусируется на источнике проблемы, социальное предпринимательство имеет двойную цель: коммерческую и социальную.

Следует выявить главные преимущества коммерческих организаций сферы социального предпринимательства перед государственными учреждениями:

- Личная заинтересованность предпринимателя в успешной реализации деятельности своей организации.

- Возможность при передаче части полномочий государства бизнесу, сократить государственные расходы на административные издержки, а также сократить время воплощения программ в реальность − от начала её разработки и до реального работоспособного социального проекта, своевременно оказывающего поддержку нуждающимся в этом лицам.

Социальное предпринимательство занимает промежуточное положение между сферами традиционного предпринимательства и благотворительности. От первого оно отличается своими целями, а именно направленностью на социальные изменения, разрешение социальных проблем. От второго – коммерческим характером деятельности [4].

Отечественный ученый М. А. Макарченко отмечает, что социальное предпринимательство является той областью деятельности, в которой осуществление экономической деятельности направленно на решение важных общественных проблем посредством эффективного функционирования эконмических субъектов. Социальные предприниматели должны осознавать, что в результате их деятельности они могут получить лишь незначительную экономическую выгоду, или же, совсем ее не получить [3].

Социальные предприниматели, работая в областях здравоохранения, образования, борьбы с бедностью, создают возможности для социально-экономического развития, делают общество более справедливым и повышают уровень стабильности. Таким образом, они обеспечивают будущее развитие общества.

Стоит отметить, что социальное предпринимательство выражается в форме создания условий труда и обеспечения трудоустройства социально незащищенных слоев населения, к примеру лиц, с ограниченными возможностями здоровья, пенсионеров и лиц предпенсионного возраста, лиц, освобожденных из мест лишения свободы и т. д. Данный вид социального предпринимательства направлен на социализацию граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и нуждающихся в поддержке.

Помимо прочего, предпринимательская деятельность в социальной сфере базируется на производстве товаров, выполнению работ и оказанию услуг, для социально уязвимых граждан с целью улучшения их жизни, создание адекватного и равного потенциала в их социализации и нормализации их повседневной жизни.

Социальное предпринимательство, находясь на пересечении бизнеса и благотворительности, решает важные социальные и культурные задачи общества, а также позволяет адаптироваться социально незащищенным категориям граждан. При этом такой вид бизнеса тоже может приносить прибыль своим владельцам.

Созданные организации образуют собой уравновешивающие системы между людьми, которые имеют социальное благо и людьми, которые по каким-либо причинам его иметь не могут. Эти системы будут саморегулирующимися в пределах государственных рамок контроля, что позволит вести мониторинг их эффективности, одновременно избавляя государство от необходимости разработки новых методов решения социальных проблем и передавая данные полномочия на уровень бизнеса.  Конкуренция в сфере данных организаций позволит более качественным из них сосредоточиться на своих конкретных задачах и выполнять их на максимально высоком уровне [5].

Несмотря на динамичность развития сектора социального предпринимательства, появления новых лидеров, разработку и введение новых инструментов поддержки социальных предпринимателей, как на федеральном, так и региональном уровнях существует ряд проблем, которые требуют решения для сохранения обозначенных тенденций:

1. Недостаточность развития нормативно-правовой базы для эффективного и устойчивого развития субъектов в сфере социального предпринимательства. В частности, необходимость принятия закона о социальном предпринимательстве.

2. Низкая эффективность налогового стимулирования субъектов в сфере социального предпринимательства.

3. Отсутствие механизма по пропагандированию и продвижению идей социального предпринимательства.

4. Недостаточный уровень финансирования программ социального предпринимательства на федеральном, региональном и муниципальных уровнях.

5. Наличие сложностей у субъектов социального предпринимательства в получении внешнего финансирования, а также высокая стоимость банковских кредитов.

6. Неразвитость системы подготовки кадров в сфере социального предпринимательства [2].

Таким образом, социальное предпринимательство в Российской Федерации делает первые шаги, многое еще предстоит сделать для развития социальных предприятий и повышения их привлекательности как для предпринимателей, так и для целевых групп населения.

Опираясь на мнение независимых наблюдателей, необходимо сказать, что у России появился реальный шанс стать страной, где социальное предпринимательство станет движущей силой позитивных перемен.

 

Список литературы:
1. Борисов А. Б. Большой экономический словарь / А.Б. Борисов ; сост. А.Б. Борисов. – Изд. 2-е, перераб. и доп. – Москва : Книжный мир, 2006. – 543 с. 
2. Гешко А. О. Проблемы, перспективы и опыт развития социального предпринимательства в омском регионе // Вестник Академии. − 2014. − № 4. − С. 67.
3. Макарченко А. М. Понятие социального предпринимательства и отличительные особенности социальных предпринимателей // Научный журнал НИУ ИТМО. − 2015. − № 2. − С. 35.
4. Мухин М. А. Эволюция понятия социального предпринимательства. Основные функции социального предпринимательства // Новые технологии. − 2012. − № 2. − С. 103.
5. Стагниева Ю. И. Государственная поддержка развития социального предпринимательства в России. − 2015. − С. 305.