Лицензирование частной детективной и охранной деятельности, сравнение с зарубежным опытом в области лицензирования на примере США
Секция: Судебная деятельность; прокурорская деятельность; правозащитная и правоохранительная деятельность
XIX Международная научно-практическая конференция «Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия»
Лицензирование частной детективной и охранной деятельности, сравнение с зарубежным опытом в области лицензирования на примере США
LICENSING OF PRIVATE DETECTIVE AND SECURITY ACTIVITIES, COMPARISON WITH FOREIGN EXPERIENCE IN THE FIELD OF LICENSING ON THE EXAMPLE OF THE USA
Anastasia Kazakova
student Pacific State University, Russian Federation, Khabarovsk
Albina Oleynikova
Cand. jurid. Sci., Associate Professor, Pacific State University, Russian Federation, Khabarovsk
Аннотация. В статье исследуются проблемы становления и развития института лицензирования. Рассматривается зарубежный опыт лицензирования частной и охранной деятельности. Сравниваются институты лицензирования Российской Федерации и Соединенных Штатов Америки.
Abstract. The article studies the problems of the establishment and development of the licensing institute. The foreign experience of licensing private and security activities is considered. The licensing institutions of the Russian Federation and the United States of America are compared..
Ключевые слова: лицензирование; частная детективная и охранная деятельность; правовое регулирование; лицензия; договор; нормативно-правовые акты.
Keywords: licensing; private detective and security activity; legal regulation, license; contract; normative-legal acts.
Частная детективная (сыскная) и охранная деятельность – это деятельность лицензированная, осуществляемая организациями и индивидуальными предпринимателями. При осуществлении данной деятельности имеет место быть договорная основа. Услуги, оказываемые такими организациями, либо индивидуальными предпринимателями, физическим и юридическим лицам в целях защиты прав и законных интересов, предоставляются на возмездной основе. Лицензирование такого рода деятельности присуще также и в большинстве своем зарубежному законодательству. Но следует отметить, что правовое ее регулирование обладает характерными чертами как в российском, так и в зарубежном законодательстве. Становление и развитие правового регулирования частной детективной (сыскной) и охранной деятельности в Российской Федерации неразрывно связано с нормативно-правовой базой, регулирующей отдельные виды деятельности. Поскольку законодательная регламентация – понятие, являющееся родовым.
О. В. Корниенко отметил, что достаточно сложно проследить возникновение и развитие в России института лицензирования, при этом выделяя этапы его развития. Почти до 90-х гг. двадцатого века нормативно-правовые акты, так или иначе регулирующие институт лицензирования некоторых видов деятельности, содержали расплывчатые нормы и не были систематизированы и скомпонованы.
Вплоть до 20-х гг. двадцатого века в законодательстве дореволюционного периода термина «лицензирование» не существовало как такового. Но на практике некоторые черты данного понятия так или иначе встречались. О. В. Корниенко рассуждает о том, что: «...правило о том, что любая торговля производится по свидетельствам и билетам стало прототипом нормы о современной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, так как эти билеты являлись не только разрешением на занятие тем или иным видом деятельности, а еще и способом регистрации лица в определенном статусе». [3]
Законодательство советского периода включало в себя правовое регулирование лицензирования весьма отрывочно, а применение лицензирования в этот период было довольно ограниченным, в частности, во внешней торговле лицензирование, осуществляемое Министерством внешней торговли Союза Советских Социалистических Республик и последующее заключение гражданско-правовых договоров государственными торговыми организациями являлись одной из форм реализации монополии государства во внешнеторговой сфере деятельности. Второй же вид лицензирования, который предусматривала правовая система того периода, был выдачей разрешений на использование изобретений, предоставляемых на основании лицензионного договора, который относится к области права интеллектуальной собственности и не имеет ничего общего с лицензированием как формой государственного контроля. [4]
Подводя итог, можно сделать вывод о том, что дореволюционный этап характеризовался незнанием термина «лицензирование», а советский этап характерен тем, что на этом этапе лицензирование применялось довольно редко, и объяснялось это тем, что в законодательстве публично-правовые институты преобладали над интересами субъектов предпринимательской деятельности. В данной связи отправной точкой, послужившей началом полноценного правового регулирования лицензирования отдельных видов деятельности, является рубеж конца 80-х и начала 90-х гг. двадцатого века. В этот период российское законодательство выбрало направлением развития рыночную экономику, а также частную собственность и свободу предпринимательства. Это не могло не обозначить значимость применения ряда методов, которые бы обеспечивали и защиту прав граждан, и экономическую безопасность российского государства. Одним из таких методов и явилось лицензирование.
Относительная молодость правового регулирования в сфере лицензирования не явилась препятствием развитию данного явления. Развивалось оно преимущественно за счет сокращения лицензируемых видов деятельности. [6]
Лицензирование частной детективной (сыскной) и охранной деятельности не было структурированным и обобщенным при Советском Союзе в силу отсутствия частной детективной (сыскной) и охранной деятельности как таковой. На данный момент правовое регулирование лицензирования обозначенной деятельности включает в себя целый ряд нормативно-правовых актов. Это и федеральные законы, например Федеральный Закон «О лицензировании», подзаконные нормативно-правовые акты: Постановление Правительства РФ от 23.06.2011 № 498 (ред. от 09.09.2015) "О некоторых вопросах осуществления частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности".
Проводя сравнение сравнительно молодого законодательства в сфере лицензирования частной детективной (сыскной) и охранной деятельности и зарубежным законодательством в этой же сфере, следует отметить, что зарубежное законодательство в рассматриваемой сфере обладает более длительной историей, что нельзя не учесть в оценке его совершенства по многим факторам. Правовое регулирование частной охранной и детективной деятельности в США основывается на таких значительных принципах, как: 1) наличие трех основных видов частных охранных и детективных организаций, к которым относятся розыскные бюро (search bureaus), охранные агентства (security agencies), а также службы безопасности в различных промышленных и коммерческих структурах (security services); 2) отсутствие единого федерального закона о частной охранной и детективной деятельности; 3) осуществление частной охранной и детективной деятельности только при наличии лицензии, которая выдается властями конкретного штата и дает право указанной деятельности исключительно на его территории, при этом, что немаловажно, лицензия имеет классовый критерий деления, ограничивая сферу деятельности частного детектива только сбором информации, допуская, помимо этого, возможность осуществления частным детективом охранительной деятельности и т.д. [7]
Классовый критерий деления лицензии в США – достаточно совершенная правовая система. Но при проведении аналогии и более детальном рассмотрении системы российского лицензирования можно сделать вывод, что американская лицензия класса «А» включает в себя полномочия, аналогичные полномочиям частного детектива в Российской Федерации, а американская лицензия класса «Б» соответственно включает в себя полномочия, предоставляемые частному охраннику. Американская лицензия класса «С» дает право на ведение расследования в установленном законом порядке. В условиях российской действительности данная функция отпадает за ненадобностью.
Обобщая исследование становления и развития правового регулирования частной охранной и детективной деятельности в США, стоит отметить, что на момент своего формирования правовое регулирование в указанной сфере, были условия при которых федеральная и местная правоохранительная система еще не сформировалась, что способствовало более активному развитию института частных детективов.
При всем, сказанном выше, в США активно развивался институт лицензирования отдельных видов деятельности. Г. В. Мельничук отмечает, что в середине двадцатого века лицензированию в США подлежало более восьмисот профессий, включая и профессию частного детектива, частного охранника. [6]
Таким образом, становление и развитие правового регулирования лицензирования частной детективной (сыскной) и охранной деятельности в российском и зарубежном законодательстве происходило дифференцировано, что обусловлено исторически сложившимися политико-правовыми условиями.
Молодость же российской законодательной регламентации лицензирования обусловлена тем, что ее становление пришлось на начало 90—х гг. двадцатого века, что в свою очередь обусловлено полноценным закреплением (в сравнении с ранними периодами)лицензирования отдельных видов деятельности, а также появлением частной детективной (сыскной) и охранной деятельности как таковой.
Зарубежное законодательство, в частности США, в свою очередь имеет более раннее развитие, что явилось последствием выбора пути развития в области частной собственности, свободы предпринимательства и т.д. Соответственно, в сравнении с российском опытом, появление частной охранной и детективной деятельности явилось более ранним.
Подводя окончательный итог, следует уяснить, что и российское и зарубежное законодательство лицензируют частную детективную и охранную деятельность с одной схожей целью, а именно, во избежание нарушений прав и свобод граждан. Частная детективная и охранная деятельность представляют собой достаточно плодотворную сферу, в которой существует широкий спектр возможностей совершения правонарушений, которые, собственно, и являются причиной предъявления к ней особых требований.