Статья:

К проблеме реформирования системы социальных услуг для населения в России

Конференция: XIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия»

Секция: Социальная структура, социальные институты и процессы

Выходные данные
Марченко Н.Ю., Пономарёв П.А. К проблеме реформирования системы социальных услуг для населения в России // Научный форум: Юриспруденция, история, социология, политология и философия: сб. ст. по материалам XIII междунар. науч.-практ. конф. — № 11(13). — М., Изд. «МЦНО», 2017. — С. 42-46.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

К проблеме реформирования системы социальных услуг для населения в России

Марченко Наталья Юрьевна
студент Институт сферы обслуживания и предпринимательства (филиал) Донского государственного технического университета в г. Шахты, РФ, г. Шахты
Пономарёв Пётр Андреевич
д-р филос. наук, профессор; Институт сферы обслуживания и предпринимательства (филиал) Донского государственного технического университета в г. Шахты, РФ, г. Шахты

 

Аннотация. В данной статье раскрыты проблемы, связанные с предоставлением социальных услуг, проанализированы пути и способы совершенствования социального обслуживания.

 

Ключевые слова: социальные услуги, социальное обслуживание, инвалиды, психологическая помощь, реабилитация.

 

Актуальность темы обусловлена возрастанием роли социального обслуживания в современный период. В многонациональной России в начале 90-х гг. ХХ в. происходит развитие института социального обслуживания, вследствие ухудшения социально-экономического положения и снижение жизненного уровня населения.

Проблема социального обслуживания населения получила опреде­ленное освещение в научных работах. Н.В. Путило рассматривает социальное обслуживание через призму гарантированной государством специализированной сферы обслуживания.

По его мнению в этом процессе особую роль должно играть госу­дарство, которое несет ответственность за социальное обслуживание [1, c. 55-60]. Г.С. Максимова отмечает, что социальное обслуживание - подсистема социальной сферы общества, главная составляющая система социальной защиты [2, с. 81-93]. Социолог П.Д. Павленок определяет социальное обслуживание, как комплекс мер по предостав­лению социальной помощи нуждающимся в ней гражданам, который способствует сохранению и укреплению социального здоровья и поддержанию жизнедеятельности, преодолению кризисных ситуаций, формированию взаимопомощи [3 с. 67-80].

В данной статье предпринята попытка рассмотреть систему социального обслуживания и проанализировать проблемы и пути ее реформирования.

В Российской Федерации сформировалось несколько определенных моделей социального обслуживания, которые были представлены Законом РФ от 2 августа 1995 г. «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» [4, с. 43-54]. Согласно этому закону, система социального обслуживания основана на формировании и развитии всех форм собственности, которые включают в себя: госу­дарственный, муниципальный и негосударственный секторы социального обслуживания [5, c. 23-32].

Государственный сектор социального обслуживания включает:

1.    органы управления социальным обслуживанием субъектов РФ;

2.     учреждения социального обслуживания.

В муниципальный сектор социального обслуживания входят:

1.    местные органы управления социальным обслуживания;

2.    учреждения муниципального подчинения.

Негосударственный сектор социального обслуживания включает:

1.    общественные объединения по социальному обслуживанию пожилых и инвалидов;

2.    профессиональные ассоциации по социальному обслуживанию пожилых и инвалидов;

3.    благотворительные и религиозные организации по социальному обслуживанию пожилых людей и инвалидов [6, с. 29-43].

Согласно ст.15 Федерального закона «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» гражданин признается нуждающимся в социальном обслуживании в случае, если существуют следующие обстоятельства, которые ухудшают или могут ухудшить условия его жизнедеятельности. На основании договора между поставщиком социальных услуг и гражданином, либо законным его представителем предоставляются социальные услуги, которые указываются в индивидуальной программе, составляемой на основе потребностей гражданина в социальных услугах. Рекомендательный характер индивидуальная программа носит для гражданина, либо его законного представителя и обязательный-для поставщика социальных услуг [7, с. 34-47].

Государство принимает меры, которые направлены на улучшение качества и условий жизни пожилых людей и инвалидов. В этих целях совершенствуется система социально-психологической поддержки и медицинской помощи. Деятельность социального обслуживания направлены на реализацию следующих подходов:

·      социальное обслуживание должно нести реинтегрирующий характер;

·      необходим индивидуальный подход к клиенту в зависимости от его психологических особенностей;

·      клиент должен проявлять активность.

В соответствии с Федеральным Законом "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" (2015 г.) выделяют следующие основные направления социального обслуживания населения:

1. оказание материальной помощи людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию, в виде денежных средств, продуктов питания и т. д., а также выделение специальных транспортных средств, техни­ческих средств реабилитации инвалидов и лиц, имеющих нужду в постороннем уходе;

2. социальное обслуживание на дому, которое определяется способом оказания социальных услуг людям, имеющим необходимость в постоянном или временном нестационарном социальном обслуживании;

3. социальное обслуживание в стационарных учреждениях, в которых осуществляется предоставление социальных услуг нуждаю­щимся гражданам. Здесь осуществляется медицинская, психологическая, социальная помощь, организация питания и надлежащий уход, создаются условия для организации посильного труда, отдыха и досуга;

4. оказание временного приюта в специализированных учреж­дениях социального обслуживания гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию;

5. консультативная помощь по оказанию социально-бытового и социально-медицинского обеспечения жизнедеятельности, психолого-педагогической помощи, социально-правовой защиты;

6. реабилитационные услуги лицам, попавшим в трудную жизненную ситуацию и нуждающимся в профессиональной, психологической, социальной реабилитации [8, с. 53-62; 9, с. 37-53].

Несмотря на большую организационную и правовую деятельность по реформированию системы социального обслуживания эффективность ее деятельности не соответствует современным требованиям.

Деятельность социального обслуживания включает в себя следующие недостатки:

1. нехватка финансирования сферы социального обслуживания;

2. кадровый дефицит социальных работников и отсутствие эффективной системы переподготовки сотрудников социального обслуживания;

3. наличие очередей в центрах социального обслуживания;

4. плохое материально-техническое оснащение учреждений социального обслуживания;

5. отсутствие связи между системой социального обслуживания и медицинскими учреждениями [10, с. 47-70; 11].

В настоящее время приобретает особую значимость проблема реформирования системы социальных услуг населению.

Для совершенствования системы социального обслуживания необходимо ввести работу по следующим направлениям:

·      совершенствование системы показателей по нуждаемости;

·      введение в действие социальных участковых бригадных методов обслуживания на дому;

·      развитие отделений социально-медицинского обслуживания инвалидов, тяжелобольных и пожилых людей на дому.

Таким образом, формирование государственного внебюджетного фонда социального обслуживания будет являться необходимым условием оздоровления социальной ситуации в обществе. Следует создать негосударственную систему социального обслуживания, в которой возрастает роль общественных организаций (профсоюзов, религиозных организаций и др.). Необходимо активней стимулировать привлечение средств бизнесменов для развития и совершенствования системы социального обслуживания

 

Список литературы:
1. Байгереев М. Анализ российской бедности: причины, особенности, методика счета. //Человек и труд. - 2014. - № 8. - С. 55-60.
2. Ерусланова Р.И. "Технологии социального обслуживания лиц пожилого возраста и инвалидов на дому. Учебное пособие" Издательство: Дашков и К, 2014. - С. 81-93.
3. Жуков В.И., Займышев И.Г. и др. Теория и методика социальной работы. В 2 томах. - М.: Союз, 2013. С. 67-80.
4. Мачульская Е.Е. Практикум по праву социального обеспечения. - М.: НОРМА-ИНФРА-М, 2012. С. 43-54.
5. Олейник А. Институциональная экономика // Вопросы экономики. № 1 12, 2014. С. 23-32.
6. Селезнев А.З. Ограничения экономического роста в России. // Проблемы прогнозирования. - 2012. - №6. С. 29-43.
7. Социальная политика: Учебник / Под общ. ред. Н.А. Волгина. - М.: Экзамен, 2012. С. 34-47.
8. Холостова Е.И. Социальная политика: Учеб. пособие. - М.: ИНФРА-М, 2012. С. 53-62.
9. Якобсон Л. Экономика общественного сектора. Основы теории государственных финан¬сов. - М.: Наука, 2014. С. 37-53.
10. Якобсон Л.И. Государственный сектор экономики. Экономическая теория и политика. - М.: ВШЭ, 2013. С. 47-71.
11. http://fb.ru/article/263221/sotsialnoe-obslujivanie-printsipyi-i-vidyi (Дата обращения: 21.11.2017).