К проблеме реформирования системы социальных услуг для населения в России
Секция: Социальная структура, социальные институты и процессы
XIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия»
К проблеме реформирования системы социальных услуг для населения в России
Аннотация. В данной статье раскрыты проблемы, связанные с предоставлением социальных услуг, проанализированы пути и способы совершенствования социального обслуживания.
Ключевые слова: социальные услуги, социальное обслуживание, инвалиды, психологическая помощь, реабилитация.
Актуальность темы обусловлена возрастанием роли социального обслуживания в современный период. В многонациональной России в начале 90-х гг. ХХ в. происходит развитие института социального обслуживания, вследствие ухудшения социально-экономического положения и снижение жизненного уровня населения.
Проблема социального обслуживания населения получила определенное освещение в научных работах. Н.В. Путило рассматривает социальное обслуживание через призму гарантированной государством специализированной сферы обслуживания.
По его мнению в этом процессе особую роль должно играть государство, которое несет ответственность за социальное обслуживание [1, c. 55-60]. Г.С. Максимова отмечает, что социальное обслуживание - подсистема социальной сферы общества, главная составляющая система социальной защиты [2, с. 81-93]. Социолог П.Д. Павленок определяет социальное обслуживание, как комплекс мер по предоставлению социальной помощи нуждающимся в ней гражданам, который способствует сохранению и укреплению социального здоровья и поддержанию жизнедеятельности, преодолению кризисных ситуаций, формированию взаимопомощи [3 с. 67-80].
В данной статье предпринята попытка рассмотреть систему социального обслуживания и проанализировать проблемы и пути ее реформирования.
В Российской Федерации сформировалось несколько определенных моделей социального обслуживания, которые были представлены Законом РФ от 2 августа 1995 г. «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» [4, с. 43-54]. Согласно этому закону, система социального обслуживания основана на формировании и развитии всех форм собственности, которые включают в себя: государственный, муниципальный и негосударственный секторы социального обслуживания [5, c. 23-32].
Государственный сектор социального обслуживания включает:
1. органы управления социальным обслуживанием субъектов РФ;
2. учреждения социального обслуживания.
В муниципальный сектор социального обслуживания входят:
1. местные органы управления социальным обслуживания;
2. учреждения муниципального подчинения.
Негосударственный сектор социального обслуживания включает:
1. общественные объединения по социальному обслуживанию пожилых и инвалидов;
2. профессиональные ассоциации по социальному обслуживанию пожилых и инвалидов;
3. благотворительные и религиозные организации по социальному обслуживанию пожилых людей и инвалидов [6, с. 29-43].
Согласно ст.15 Федерального закона «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» гражданин признается нуждающимся в социальном обслуживании в случае, если существуют следующие обстоятельства, которые ухудшают или могут ухудшить условия его жизнедеятельности. На основании договора между поставщиком социальных услуг и гражданином, либо законным его представителем предоставляются социальные услуги, которые указываются в индивидуальной программе, составляемой на основе потребностей гражданина в социальных услугах. Рекомендательный характер индивидуальная программа носит для гражданина, либо его законного представителя и обязательный-для поставщика социальных услуг [7, с. 34-47].
Государство принимает меры, которые направлены на улучшение качества и условий жизни пожилых людей и инвалидов. В этих целях совершенствуется система социально-психологической поддержки и медицинской помощи. Деятельность социального обслуживания направлены на реализацию следующих подходов:
· социальное обслуживание должно нести реинтегрирующий характер;
· необходим индивидуальный подход к клиенту в зависимости от его психологических особенностей;
· клиент должен проявлять активность.
В соответствии с Федеральным Законом "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" (2015 г.) выделяют следующие основные направления социального обслуживания населения:
1. оказание материальной помощи людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию, в виде денежных средств, продуктов питания и т. д., а также выделение специальных транспортных средств, технических средств реабилитации инвалидов и лиц, имеющих нужду в постороннем уходе;
2. социальное обслуживание на дому, которое определяется способом оказания социальных услуг людям, имеющим необходимость в постоянном или временном нестационарном социальном обслуживании;
3. социальное обслуживание в стационарных учреждениях, в которых осуществляется предоставление социальных услуг нуждающимся гражданам. Здесь осуществляется медицинская, психологическая, социальная помощь, организация питания и надлежащий уход, создаются условия для организации посильного труда, отдыха и досуга;
4. оказание временного приюта в специализированных учреждениях социального обслуживания гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию;
5. консультативная помощь по оказанию социально-бытового и социально-медицинского обеспечения жизнедеятельности, психолого-педагогической помощи, социально-правовой защиты;
6. реабилитационные услуги лицам, попавшим в трудную жизненную ситуацию и нуждающимся в профессиональной, психологической, социальной реабилитации [8, с. 53-62; 9, с. 37-53].
Несмотря на большую организационную и правовую деятельность по реформированию системы социального обслуживания эффективность ее деятельности не соответствует современным требованиям.
Деятельность социального обслуживания включает в себя следующие недостатки:
1. нехватка финансирования сферы социального обслуживания;
2. кадровый дефицит социальных работников и отсутствие эффективной системы переподготовки сотрудников социального обслуживания;
3. наличие очередей в центрах социального обслуживания;
4. плохое материально-техническое оснащение учреждений социального обслуживания;
5. отсутствие связи между системой социального обслуживания и медицинскими учреждениями [10, с. 47-70; 11].
В настоящее время приобретает особую значимость проблема реформирования системы социальных услуг населению.
Для совершенствования системы социального обслуживания необходимо ввести работу по следующим направлениям:
· совершенствование системы показателей по нуждаемости;
· введение в действие социальных участковых бригадных методов обслуживания на дому;
· развитие отделений социально-медицинского обслуживания инвалидов, тяжелобольных и пожилых людей на дому.
Таким образом, формирование государственного внебюджетного фонда социального обслуживания будет являться необходимым условием оздоровления социальной ситуации в обществе. Следует создать негосударственную систему социального обслуживания, в которой возрастает роль общественных организаций (профсоюзов, религиозных организаций и др.). Необходимо активней стимулировать привлечение средств бизнесменов для развития и совершенствования системы социального обслуживания