Статья:

Субъектный состав дел о защите прав потребителей

Конференция: XII Международная заочная научно-практическая конференция «Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия»

Секция: Гражданский процесс; арбитражный процесс

Выходные данные
Федулова М.В. Субъектный состав дел о защите прав потребителей // Научный форум: Юриспруденция, история, социология, политология и философия: сб. ст. по материалам XII междунар. науч.-практ. конф. — № 10(12). — М., Изд. «МЦНО», 2017. — С. 73-77.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Субъектный состав дел о защите прав потребителей

Федулова Марина Владимировна
магистрант ФГБОУ ВО «Саратовская государственная юридическая академия», Россия, г. Саратов

 

Аннотация. В данной статье рассмотрена система субъектов в области защиты прав потребителей. Проанализированы их полномочия и выявлена проблематика их применения. Внесены предложения о наделении субъектов определенных полномочий с целью изменения практики их реализации.

 

Ключевые слова: субъекты по делам о защите прав потребителей; полномочия субъектов по делам о защите прав потребителей; система субъектов в области защиты прав потребителей.

 

В настоящее время широкое распространение получили потребительские правоотношения, динамично развивается предприни­мательская деятельность. В частности, это выражается в том, что все новые и новые субъекты вовлекаются в сферу регулирования законодательства в области защиты прав потребителей.

Сторонами данных отношений согласно ст. 38 ГПК РФ выступают потребитель (истец) и его контрагенты (ответчик) - продавец, исполнитель, изготовитель, уполномоченная изготовителем (продавцом) организация или уполномоченный изготовителем (продавцом) индивидуальный предприниматель, импортер. Истец - сторона гражданского процесса, обратившаяся в суд для возбуждения дела, права которой нарушены в области защиты прав потребителей. Ответчик - сторона гражданского процесса, предположительно, по мнению истца, нарушившая его право и привлекаемая судом к ответственности. Исходя из анализа положений Закона РФ «О защите прав потребителей», потребитель представлен как слабая сторона правоотношений, поскольку не обладает соответствующими знаниями (о товарах, работах, услугах, их особенностях в использовании и так далее). Контрагент потребителя является в данных отношениях сильной стороной, которая не всегда действует в соответствии с нормами закона, рассчитывая на неосведомлённость покупателя в данной сфере. Определяя потребителя как незащищенную сторону, законодатель установил несколько способов защиты его прав:

1. подача искового заявления в суд потребителем самостоятельно;

2. подача искового заявления в суд иными лицами, выступающими в защиту одного потребителя, либо неопределенного круга потребителей. Потребитель может обратиться для оказания помощи по защите своих прав:

· в органы исполнительной власти.

Согласно ст. 40 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей» органы исполнительной власти имеют право осуществлять контроль и надзор за исполнением требований законодательства о защите прав потребителей, уведомлять об итогах проверок соответствующие органы с целью решения вопроса о привлечении нарушителя к ответственности. Кроме этого, они могут обратиться в суд с исковым заявлением в пользу неопределенного круга лиц, права которых были нарушены контрагентом. Как известно, в структуру таких органов входит Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека – Роспотребнадзор. К сожалению, обладая вышеуказанными полномо­чиями, на деле он не старается их применить. При привлечении его к участию в судебном заседании в большинстве случаев, представителем Роспотребнадзора всего лишь заявляется ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие. Кроме уклонения от участия в рассмотрении дела судом, наблюдается и отсутствие желания осуществлять защиту прав потребителей при их обращении, на которые в основном даются указания, куда было перенаправлено их обращение или рекомендации по обращению в суд.

· в органы исполнительной власти субъектов РФ.

Им предоставлены полномочия по вопросу выдачи и оформле­ния лицензий индивидуальным предпринимателям, организациям, продающим товары, выполняющим работы и предоставляющим услуги в субъекте РФ. Они ведут реестры таких лицензий, что позволяет осуществлять контроль деятельности контрагентов для недопущения совершения нарушений прав потребителей указанными субъектами. Так же они имеют право обратиться в суд с исковым заявлением о признании лицензий, выданных ими юридическим лицам и предпринимателям недействительными [1, ст. 42] Кроме вышеука­занного, они обладают правом разработки программ, которые должны обеспечивать безопасность продуктов питания, реализуемых потребителям, а также соблюдение требований, предусмотренных государственными стандартами, к качеству пищевой продукции на территории соответствующего субъекта. Данное правомочие эффективно для обеспечения качества товаров, услуг, работ.

· к прокурору РФ [2, ст. 45].

Прокурор осуществляет надзор за исполнением всеми органами и организациями законодательства в области защиты прав потребителей. Прокурор в соответствии со ст. 45 ГПК РФ вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований.

· в органы местного самоуправления.

На территории муниципального образования специалист органа местного самоуправления имеет право консультировать потребителей по вопросу защиты их прав, рассматривать их жалобы. Кроме этого, органы местного самоуправления имеют право обращаться в суд с исковыми заявлениями в защиту неопределенного круга лиц, осу­ществлять мероприятия по защите прав потребителей в соответствии со ст. 46 ГПК РФ. Полномочия органов местного самоуправления по защите прав потребителей установлены статьей 44 Закона «О защите прав потребителей». Проблема состоит в том, что деятельность органов местного самоуправления в области защиты прав потребителей не отнесена Законом к их обязанности, а устанавливает лишь их правомочия в данной сфере. Кроме этого, Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что защита прав потребителей не отнесена к вопросам местного значения. Именно поэтому затрудняется реализация органами местного самоуправления соответствующих прав, установленных Законом «О защите прав потребителей». Полагаем необходимым внести изменения в Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ и наделить органы местного самоуправления правом на проведение самостоятельных проверок соблюдения прав потребителей и составление актов о выявленных нарушениях с последующей передачей информации в компетентные надзорные органы или самостоятельного привлечения к ответственности.

· в общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы).

Они могут обращаться в суды с заявлением в защиту прав потребителей и законных интересов отдельных потребителей (группы потребителей, неопределенного круга потребителей). Кроме этого, могут участвовать в разработке обязательных требований к товарам, а также проектов законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей; проводить независимую экспертизу качества, безопасности товаров, а также соответствия потребительских свойств товаров заявленной продавцами (изготовителями) информации о них; осуществлять общественный контроль за соблюдением прав потреби­телей и направлять в соответствующие органы информацию о фактах нарушений прав. В Законе РФ «О защите прав потребителей» указаны права общественных объединений потребителей (их ассоциаций, союзов), но не раскрывается механизм и порядок их осуществления, что может негативно повлиять на реализацию закрепленных прав и в итоге на эффективность функционирования всего механизма защиты прав потребителей. В связи с этим, предлагаем внести дополнения в статью 45 Закона РФ «О защите прав потребителей», и наделить правом издания методических рекомендаций общественными объеди­нениями потребителей.

Истец - сторона гражданского процесса, обратившаяся в суд, права которой нарушены в области защиты прав потребителей. Истцом является потребитель. Согласно Закона РФ «О защите прав потребителей» потребителем является гражданин, желающий заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или исполь­зующий товары для личных, семейных, домашних и иных нужд, не предназначенных для осуществления предпринимательской деятель­ности. Это означает, что, обратившись к продавцу с просьбой показать товар и рассказать о его свойствах, гражданин уже признается потребителем. Неисполнение продавцом указанных требований считается нарушением законодательства о защите прав потребителей. Необходимо отметить, что согласно данному Закону, потребитель не имеет какие-либо возрастные ограничения. Не является потребителем гражданин, который использует приобретенные товары в деятельности, которую он осуществляет самостоятельно на свой риск с целью систе­матического извлечения прибыли. Цели, для которых приобретается товар должны быть исключительно личные (бытовые). Под потребителем понимается не только гражданин, который непосредственно приобрел товар, но и гражданин, пользующийся им, но не является потребителем гражданин, приобретающий товары для организаций и за их счет с целью использования этих товаров в производстве. Потребитель занимает главное место в системе субъектов отношений, регулируемых законодательством о защите прав потребителей. Это обусловлено направленностью законодательства о защите прав потребителей - охраной прав и законных интересов потребителя.

Ответчик - сторона гражданского процесса, нарушившая право истца (потребителя). Ответчиком могут выступать продавец, исполнитель, изготовитель, уполномоченная изготовителем (продавцом) организация или уполномоченный изготовителем (продавцом) индиви­дуальный предприниматель, импортер. Так, нередко потребитель, приобретая тот или иной товар, затрудняется с выбором, к кому конкретно из своих контрагентов предъявлять требования в случае нарушения его прав. Определения «продавец, изготовитель, исполнитель, импортер» содержатся в преамбуле Закона РФ «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 N2300-1. Необходимо отметить, что такой субъект как импортер появился в преамбуле Закона недавно - с 2006 года, что свидетельствует о том, что система субъектов отношений по данной категории дел не стоит на месте и находится в динамике.

Произведенный анализ законодательства о защите прав потребителей показал, что оно распространяет свое действие на определенный круг лиц. Система субъектов по данной категории дел находится в состоянии постоянной динамики, возникают новые отношения, подпадающие под действие Закона РФ «О защите прав потребителей», следовательно, происходит увеличение субъектного состава. Появляются дополнительные разъяснения в отношении ранее не урегулированных вопросов в этой области, меняется содержание самого закона, тем самым совершенствуется система охраны прав потребителей и повышается эффективность ее работы. Таким образом, определяются возможные дальнейшие тенденции развития системы субъектов.

 

Список литературы:
1. Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 01.05.2017) "О защите прав потребителей"//КонсультантПлюс.URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_305   (дата обращения: 25.10.2017).
2. Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1 (ред. от 29.07.2017) "О прокуратуре Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 10.08.2017) //КонсультантПлюс.URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_39570/50875fed0372a5790275c99c446ca160acc331c7/ (дата обращения: 25.10.2017).
3. "Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации" от 14.11.2002 N 138-ФЗ (ред. от 29.07.2017) (с изм. и доп., вступ. в силу с 10.08.2017) // КонсультантПлюс.URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_39570/
4. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 29.07.2017) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 10.08.2017) // КонсультантПлюс.URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_44571/