КИТАЙСКАЯ МЯГКАЯ СИЛА И ЕЕ ПОСЛЕДСТВИЯ В АРАБСКИХ НЕФТЯНЫХ СТРАНАХ
Секция: Политическая культура и идеологии

XCVII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия»
КИТАЙСКАЯ МЯГКАЯ СИЛА И ЕЕ ПОСЛЕДСТВИЯ В АРАБСКИХ НЕФТЯНЫХ СТРАНАХ
CHINESE SOFT POWER AND ITS CONSEQUENCES IN THE ARAB OIL STATES
Lena Shaaban
Candidate of political Science, Peoples' Friendship University of Russia, Russia, Moscow
Аннотация. Цель данной статьи пролить свет на китайскую «мягкую силу» в одном из важнейших регионов мира, а именно в арабских нефтяных странах. Метод статьи основывается на соглашениях и сотрудничестве между Китаем и арабскими нефтяными государствами в области энергетики, экономики и образования. Результаты отражаются в объеме экономического обмена, особенно в сфере коммерческих перевозок товаров, экспорта энергии и нефти, а также сотрудничества в области образования, культуры и СМИ. Выводы Продолжение сотрудничества между двумя сторонами свидетельствует о консенсусе взглядов по экономическим и политическим вопросам и позитивном отражении сотрудничества между двумя странами в различных областях.
Abstract. Of this article is to shed light on Chinese soft power in one of the most important regions of the world, namely the Arab oil states. The method of the article is based on the agreements and cooperation between China and the Arab oil states in the fields of energy, economy and education. The results are reflected in the volume of economic exchange, especially in commercial transportation of goods, energy and oil exports, and cooperation in education, culture and media. Conclusions The continued cooperation between the two sides shows a consensus of views on economic and political issues and a positive reflection of cooperation between the two countries in various fields.
Ключевые слова: Китай; арабские страны; нефть; СМИ.
Keywords: China; Arab Countries; oil; media.
С помощью мягкой силы страна может проникнуть в другую страну, используя набор инструментов, не прибегая к жесткой силе. Известно, что компонентами мягкой силы являются культура, ценности, политика и внешняя политика, поэтому мягкая сила не означает заботу только о национальных интересах и игнорирование другой стороны.
Китай является одной из ведущих стран, оказывающих влияние и навязывающих свое присутствие на международной арене, опираясь на свою культуру, экономическую и инвестиционную мощь и в течение последних двух десятилетий Китай активно занимался вопросами экономики и безопасности в регионе Персидского залива и стремился укрепить свои отношения с шестью странами Совета сотрудничества стран Персидского залива (ССАГПЗ), Хотя интерес к региону был обусловлен растущим внутренним спросом на энергоносители, Пекин быстро стал важным партнером арабских стран Персидского залива во многих областях, включая инвестиции в инфраструктуру, торговлю товарами и услугами, цифровые технологии, а также вопросы обороны и безопасности [1,c.397].
Поскольку энергетика остается важным фактором экономического роста, Пекин заинтересован в стабилизации мировых энергетических рынков, и ни один регион мира не имеет такого значения, как Персидский залив, для Китая, чей спрос на энергоносители резко вырос в период с 2000 по 2020 год, когда его экономика увеличилась в пять раз. Шесть стран Персидского залива входят в число крупнейших поставщиков сырой нефти для Пекина, и в 2018 году Китай покупал почти каждый шестой баррель нефти, экспортируемой странами Персидского залива [2,c.83].
Например, через Ормузский пролив проходит почти половина китайского импорта нефти и газа, а Баб-эль-Мандебский пролив имеет еще большее значение, поскольку через него проходит пятая часть китайского экспорта на Ближний Восток, в Северную Африку и Европу, а также нефть из Алжира, Ливии и Судана и в рамках усилий Китая по расширению своего влияния и экономических интересов на Ближнем Востоке Пекин уже пообещал предоставить Ближнему Востоку 23 миллиарда долларов в виде кредитов и помощи в рамках Форума китайско-арабского сотрудничества, подписал соглашения о сотрудничестве в рамках инициативы «Пояс и путь» с 17 арабскими странами, а также значительно расширил свое экономическое и дипломатическое взаимодействие с Ближним Востоком, сосредоточив свои инвестиции в регионе на энергетике, строительстве инфраструктуры, атомной энергетике, новых источниках энергии и новых источниках энергии [3,c.252].
На политическом уровне саудовско-китайские отношения имеют огромное значение в силу ключевого положения двух стран на глобальном уровне, их лидирующей роли на региональном уровне, их экономического веса, а также сотрудничества в борьбе с терроризмом и экстремизмом.
Китай играет важную роль в экономике Саудовской Аравии, он является крупнейшим торговым партнером королевства, китайские компании участвуют в большом количестве строительных и инфраструктурных проектов по всему королевству, и существует значительный синергетический эффект между китайской инициативой «Пояс и путь» и саудовской программой «Видение 2030», которая направлена на создание более диверсифицированной и устойчивой экономики. Совместная комиссия высокого уровня Китая и Саудовской Аравии является координационным механизмом для совместного сотрудничества и стратегического планирования во многих областях в поддержку амбициозного видения и для обеспечения безопасности и стабильности[4,c.73].
Спустя три года после азиатского турне Мухаммеда бин Салмана в 2019 году правительство Саудовской Аравии наладило стратегическое и экономическое партнерство с Китаем. Оно повысило статус китайского языка и сделало его третьим языком образования в стране после арабского и английского[5,c.44].
Как мы знаем что СМИ самая сильная рука «мягкой силы», поэтому Китай сосредоточился на этом аспекте, пытаясь бороться с международными медиа-организациями путем запуска большого количества китайских каналов, но, несмотря на все эти усилия, он не мог конкурировать в этой области из-за языкового барьера, поэтому Китай сосредоточил свои усилия на распространении китайской культуры и языка путем предоставления университетских стипендий иностранным студентам, отправки большого количества китайских студентов в разные страны мира, а также через свою торговлю.
Университет короля Сауда подписал соглашение с Институтом Конфуция о создании факультета китайского языка. Университет Джидды ввел обязательное изучение китайского языка для новых студентов, независимо от их специализации. В декабре 2021 года количество средних школ с китайским языком обучения увеличилось до более чем 700. Саудовские государственные СМИ называют китайский язык «языком будущего» [6,p.160].
Значительные инвестиции саудовского правительства в образование на китайском языке, несомненно, обусловлены геополитикой и стремлением реализовать всеобъемлющую программу “Saudi Vision 2030” эта программа представляет собой стратегическую основу для снижения зависимости Саудовской Аравии от нефти и диверсификации партнеров королевства в сфере экономики и безопасности.
Можно сказать, что Китай и арабские нефтяные государства представляют собой уникальную модель, в которой сотрудничество между ними достигает положительных результатов для обеих сторон без каких-либо разногласий, причем не только на экономическом уровне, но и в других областях, таких как консенсус по международным политическим вопросам и работа по поиску положительных решений многих конфликтов, будь то на Ближнем Востоке или на международном уровне.
В заключение мы говорим, что мягкая сила играет ключевую роль в создании репутации и уважения стран среди других стран и народов. Это происходит благодаря правильному и идеальному использованию инструментов мягкой силы, среди которых СМИ являются наиболее важными и опасными одновременно, поскольку СМИ можно использовать для построения государств и обществ, а можно и для их разрушения.
