Статья:

СПРАВЕДЛИВОСТЬ И ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Конференция: XCV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия»

Секция: Социальная философия

Выходные данные
Бартагариева И.И. СПРАВЕДЛИВОСТЬ И ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ // Научный форум: Юриспруденция, история, социология, политология и философия: сб. ст. по материалам XCV междунар. науч.-практ. конф. — № 12(95). — М., Изд. «МЦНО», 2024.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

СПРАВЕДЛИВОСТЬ И ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Бартагариева Ирина Ириковна
старший преподаватель кафедры философии, ФГБОУ ВО «Донецкий государственный университет», РФ, г. Донецк

 

JUSTICE AND HUMANITY IN THE MODERN WORLD

 

Irina Bartagariyeva

Senior Lecturer of the Chair of Philosophy, Donetsk State University, Russia, Donetsk

 

Аннотация. Исследование взаимосвязи между концепцией справедливости и сохранением человечности в современном мире, выявление основных проблемы и вызовов, связанных с этой взаимосвязью, и предложение возможных путей их решения.

Abstract. The study of the relationship between the concept of justice and the preservation of humanity in the modern world, the identification of the main problems and challenges associated with this relationship, and the proposal of possible ways to solve them.

 

Ключевые слова: социум, человечность, справедливость, гуманность, кризис, трансцендентность.

Keywords: society, humanity, justice, humanity, crisis, transcendence.

 

В современном мире вопросы справедливости и сохранения человечности приобретают особую актуальность в связи с постоянными изменениями и вызовами, возникающими в различных сферах общественной жизни. В контексте социальных и экзистенциальных бифуркаций, когда общество сталкивается с кризисами и неопределённостью, проблема справедливости становится особенно острой.

В условиях неопределенности и кризиса именно справедливость помогает обществу находить устойчивые формы сосуществования, а человечность – помогает сохранять связь и поддержку между людьми в обществе. Анализ этих двух понятий, создает основу для более глубокого понимания того, как мы можем обеспечить лучшее будущее для себя и государства. Возрастает роль индивидуальной творческой активности морального субъекта, вынужденного осознавать экзистенциальные вопросы в контексте своего повседневного существования, принимать на себя личную ответственность за совершенные на этой основе поступки.

Проблему справедливости и человечности как аксиологических доминант социального развития исследовали разные  авторы. Среди них: Конфуций, Сократ,  Аристотель, Г. Гегель,  И. Кант,  С. Кьеркегор, Н. Бердяев, К. Ясперс.

Справедливость не ограничивается лишь распределением ресурсов, она охватывает более глубокие аспекты человеческого существования, включая достоинство, равенство и возможность самореализации. В точках бифуркации, когда общество сталкивается с выбором между различными путями развития, важно не только оценить потенциальные последствия принимаемых решений, но и сохранить человечность в процессе этого выбора.

В античной и средневековой философии под справедливостью понимается правильное исполнение некоего трансцендентного закона бытия, обеспечивающего порядок в мире. В индуизме – это закон «вед»,  в античной философии – космическая основа, в средневековой христианской философии –это Закон Божий.

С Нового времени феномен справедливости начинает осознаваться как свойство общества и человека, приобретая социально-правовую форму, в рамках которой справедливость понимается как постоянное следование закреплённому в общественном договоре равному праву всех. Таким образом, определяющим условием существования справедливости признаётся равенство.

В восточной философии справедливость понимается как данная высшими силами априорно присутствующая в мире трансцендентная характеристика бытия, определяющая соотношение добра и зла, сущего и должного, деяния и воздаяния.

Этические подходы к пониманию справедливости: с этических позиций справедливость предстаёт в качестве оценки человеком на основании его собственных и общепринятых ценностей соотношения доброго и злого, соответствия сущего должному, соответствия деяния и воздаяния во взаимоотношениях людей.

Понятия равенства и моральной ответственности в контексте социальных конфликтов

Уравнительная справедливость относится к отношениям равноправных людей по поводу предметов («равным – за равное»). Она относится не непосредственно к людям, а к их действиям, и требует равенства (эквивалентности) труда и оплаты, ценности вещи и её цены, вреда и его возмещения.

Понятие человечность заключает в себе понимание другого человека, эмпатию, сострадание и уважение к его правам и достоинству. Эти качества формируют основу для социальных взаимодействий и создают условия для гармоничного сосуществования в обществе [2, с. 38]. Экзистенциальная бифуркация вносит в это понятие аспект выбора смысла собственной жизни и отношения к другим людям. Человечность как категория философии олицетворяет способность человека видеть другого как равного, уважать его индивидуальность и готовность помочь в трудной ситуации.

В условиях современных вызовов, таких как глобализация, технологические изменения и социальные кризисы, концепция человечности становится особенно актуальной. Важным аспектом является то, как человечность проявляется в различных культурных и социальных контекстах. Например, в условиях конфликтов и насилия человечность может подвергаться испытаниям, когда индивиды и группы вынуждены делать выбор между личными интересами и общим благом. В таких ситуациях проявление человечности может стать актом мужества и сопротивления деструктивным силам.

На вопрос о том, что такое человечность, Конфуций ответил: «Тот будет человечен, кто сможет воплотить повсюду пять достоинств: почтительность, великодушие, правдивость, сметливость, доброта» [4, с. 311].   

Справедливость и человечность – два важных аспекта, определяющих нашу жизнь в обществе. В современном мире, где неравенство и социальные противоречия становятся все более острой проблемой, концепция справедливости играет особенно важную роль. В то же время, сохранение человечности в условиях экзистенциальных бифуркаций представляет собой непростую задачу, требующую глубокого понимания сущности человеческого бытия.

Анализируя концепцию справедливости, мы видим, что она основана на идее равенства и справедливого распределения ресурсов, возможностей и прав. Это означает, что каждый человек имеет право на свободу, справедливое вознаграждение за свой труд и защиту своих прав и свобод. Однако, в реальности мы видим, что не все люди имеют равные возможности и права, что приводит к социальным неравенствам и конфликтам.

Кроме того, в условиях социальных изменений и кризисов, таких как пандемия COVID-19, становится очевидным, что справедливость не может быть достигнута без учета уязвимых групп населения. Женщины, дети, пожилые люди и этнические меньшинства часто оказываются в наиболее уязвимом положении, и их права и потребности должны быть в центре внимания при разработке политик и программ.

Таким образом, концепция справедливости – это многогранное и динамичное понятие, которое требует постоянного переосмысления и адаптации к новым условиям. Справедливость не является статичной, она развивается вместе с обществом и его ценностями. Важно помнить, что справедливость – это не только юридическая категория, но и моральная, этическая и социальная. Это стремление к созданию более справедливого и гуманного мира, где каждый человек имеет возможность реализовать свой потенциал и жить достойной жизнью.

Из вышеизложенного, можно сделать выводы по сохранению человечности в условиях бифуркаций. Во-первых, важно развивать диалог между различными социальными группами для лучшего понимания их потребностей и ценностей. Во-вторых, необходимо создавать условия для социальной поддержки и солидарности, что поможет людям справляться с вызовами, связанными с бифуркациями. В-третьих, важно внедрять образовательные программы, направленные на развитие критического мышления и эмоционального интеллекта, что позволит людям более осознанно подходить к вопросам справедливости и человечности.

«Человек – это канат, натянутый между животным и сверхчеловеком, – канат над пропастью» [3, с. 60].  Значит с одной стороны мы соединены с животным миром, базовые потребности никто не отменял, а с другой стороны человек может выйти за пределы человеческого, трансцендентного, а это значит – видеть в каждом человеке – Бога, сострадать другому человеку в его несчастье, или «видеть» в другом хорошие качества и акцентировать на этом внимание. Получается гегелевская триада – «животное-человек-сверхчеловек».

Только через взаимопонимание, сострадание, толерантность и уважение к каждому мы сможем добиться справедливости и сохранить человечность в нашем Мире.

 

Список литературы:
1. Аитова Г.Ш. Новое в понимании справедливости в эпоху глобализации: социально-философский анализ: автореф. дис. ... канд. философ. наук: 09.00.11. – Москва: Ин-т философии РАН, 2011. – 36 с.
2. Курбанов М.Г. К вопросу философского понимания человечности // Вестник СПбГУ. Философия и конфликтология. – 2018. – Т. 34. – Вып. 1. – С. 37–45.
3. Ницше Ф. Так говорил Заратустра. Книга для всех и ни для кого (Перевод В.Рынкевича). – М.: Интербук, 1990. –  304 с. 
4. Переломов Л. С. Конфуций: жизнь, учение, судьба. – М.: Наука,  1993. – 440 с.