Социальные практики малого бизнеса в преодолении административных барьеров
Секция: Экономическая социология и демография
V Международная заочная научно-практическая конференция «Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия
Социальные практики малого бизнеса в преодолении административных барьеров
Social practices of small business in overcoming of administrative barriers
Diana Stupina
post-graduated student, St. Petersburg State University, Russia, St. Petersburg
Аннотация. Публикация посвящена анализу административных барьеров в малом бизнесе и социальных практик по их преодолению. В работе описывается феномен административных барьеров, а также сущность современных социальных практик, которые используют современные субъекты малого предпринимательства для преодоления барьеров.
Abstract. The publication is devoted to the analysis of administrative barriers in small business and social practices for their overcoming. The paper describes the phenomenon of administrative barriers, as well as the essence of modern social practices that are used by modern small business entities to overcome barriers.
Ключевые слова: административные барьеры; малый бизнес; социальные практики; трансакционные издержки; бюрократия.
Keywords: administrative barriers; small business; social practices; transaction costs; bureaucracy.
Малый бизнес выполняет особую роль в экономике, характеризуется повышенной мобильностью и гибкостью к адаптации, обладает повышенной инновационной активностью и зачастую образовывается там, где производственные процессы не могут быть стандартизированы. Также малый бизнес укрепляет социальную стабильность общества, образовывая новые рабочие места и увеличивая слой собственников; финансирует местные бюджеты.
Экономические институты с течением времени реформируются, в том числе это является результатом институциональных инноваций. Накопление капитала в Российской Федерации осуществляется специфическими способами, объясняемыми социалистическим прошлым и высокой долей теневизации экономики.
Современная экономическая обстановка в Российской Федерации характеризуется рисковым характером, а также слабой развитостью институциональных условий, благоприятствующих развитию конкурентной среды. Имеет место высокий уровень неопределенности, также наличие высоких материальных и временных затрат на осуществление процессов обмена, в том числе, таким образом, велика доля трансакционных издержек [4, с. 37].
На пути развития предприятий стоит множество ограничений и препятствий, которые сдерживают увеличение их доли в экономике и увеличению капитализации каждого из них. Одно из ограничений касается доступа экономических субъектов к использованию таких ресурсов, как экономические, правовые, информационные.
Становление барьерности в экономике опосредовано интеграцией бюрократических структур. Бюрократическая организация – наиболее рациональное институционализированное устройство для решения сложных поставленных задач управления в обществе.
Однако такой формальный подход к контролю заставляет сужать видение конкретных ситуаций, сводя все к единому, не взирая на обстоятельства, а также убирает из взаимоотношений все неформальное и личностное.
В качестве общеадминистративной структуры на уровне государственного управления бюрократия становится политически самостоятельной силой, которая может противостоять власти [3, с. 52]. Такая проблема опосредована неэффективным контролем органов государственной власти высших инстанций.
Бюрократия складывается при отношениях управления, где объектом выступают ни вещи, ни люди, а бесчисленные соединения между ними. Тогда собственностью бюрократии является все общественное взаимодействие, которое охватывает аппарат.
Недостаточная рациональность действия госаппарата обеспечивает организованные частные интересы, что приводит к неравномерному распределению ресурсов и обуславливает, таким образом, барьерность экономической системы для различных социальных групп и экономических субъектов.
Таким образом, барьеры появляются исходя из неравномерного распределения ресурсов, будь то ресурсы материальные или властные полномочия, что опосредовано государственным планированием и определением с какой приоритетностью и по каким каналам происходит регулирование. Такие функции и определяют привилегированность одних групп над другими по отношению доступности к ресурсам и их распределению.
Идеи трансакций поспособствуют определению равномерности распределения между различными социально-экономическими группами [1, с. 25]. Различные типы трансакций предусматривают использование законной власти, ограниченной правом и традицией – это является элементами рабочих правил. Рабочие правила контролируют индивидуальное действие, но такой контроль может расширить возможности некоторых индивидов для достижения результатов, требующихся власти, или, наоборот, освободить от принуждения, установленного другими. Государственный же аппарат в этой связи необходим для того, чтобы влиять на распределение экономических выгод.
Итак, распределение денежных средств происходит между различными социально-экономическими категориями. Монопольные организации или корпорации, существование которых опосредовано деятельностью государственных структур, в том числе бюрократических, имеют больше преференций при доступе к ресурсам. Другой стороной, оставшейся в меньшинстве, остаются рыночные организации, в том числе сегмент предпринимательства [8, с. 115].
Рассмотрев взаимодействие капитализма и бюрократии, появилось понимание того, что доступ к благам, ресурсам, возможностям и правам для разных экономических субъектов может быть более-менее свободным или барьерным. Исходя из этого, требуется рассмотрение того, как структурирована экономическая система под влиянием государственного, в том числе бюрократического, управления и как проявляется барьерность в сложившейся конъюнктуре.
Сущность экономики заключается в удовлетворении потребностей общества в условиях ограниченных ресурсов, что требует планирования труда и распределения ресурсов. Именно пути и средства достижения результата являются сутью экономики, а не сам результат, исходя из этого, требуется учитывать издержки на достижение цели, в том числе и административного характера.
Административные барьеры являются наиболее важной проблемой для малого предпринимательства. Наличие подзаконных актов, противоречия законодательства на разных уровнях (федеральный, региональный, местный), большое количество разнообразных проверок, часто без предварительного извещения, существенный объем различной отчетности, неоперативное административное делопроизводство [5, с. 69].
Административные барьеры, рассматриваемые посредством институционального подхода, являются препятствиями, возникающими при осуществлении предпринимательской деятельности, созданными органами государственного управления посредством дополнительных бюрократических процедур, требующих возмездного преодоления.
Административные барьеры существуют на всех этапах жизнедеятельности фирмы и разделяются на две группы по принципу присвоения ренты. Только наличие возможности присвоения ренты дает целесообразность деятельности актора административного барьера, а также делает возможным существование системы административных барьеров.
Административные барьеры «нерентного» характера поддаются корректировке, поскольку отсутствуют участники, лично заинтересованные в их создании и поддержании. А появление данного вида барьеров связано с ограниченной изменениями институциональной среды.
Существование административных барьеров влияет на затраты всего общества. В прямом виде они проявляются в розничных ценах, поскольку предприниматели вынуждены добавлять стоимость трансакционных издержек, нацеленных на преодоление административных барьеров, в конечную цену своего продукта. В косвенном - связаны с недопроизводством стоимости и, следовательно, валового внутреннего продукта, из-за неэффективного использования ресурсов по причине несовершенства рынков, отсутствия стимулов к развитию производства, по причине низкого уровня конкуренции; снижения объемов производства и, как следствие, предложения на рынке, что также сказывается на уровне цен, который был бы ниже, если бы объемы производимого были выше [7, с. 58].
Когда бизнес платит ренту из собственных средств, он существенно снижает свою конкурентоспособность. А когда отсутствует конкурентность среди хозяйствующих субъектов, отсутствует и рост благосостояния страны.
Такой сегмент микроэкономики, как малый бизнес играет ведущую роль в развитии экономики страны. Он активно формирует основу социальной стабильности, создает инновации, обслуживает средний и крупный бизнесы и обеспечивает занятость.
Однако на пути развития предприятий стоит множество ограничений и препятствий, которые сдерживают увеличение их доли в экономике и увеличению капитализации каждого из них. Одно из ограничений касается доступа экономических субъектов к использованию таких ресурсов, как экономические, правовые, информационные.
Институциональные барьеры приводят к затратам моральным и материальными их увеличению. Поиск ренты приводит к существенным потерям обществом благосостояния [6, с. 544]. Развитие теории поиска ренты заключается в том, что политики являются активными вымогателями частных рент. Так институт государства откликается на частный спрос на ренты предложением регулирования и выходит на рынок рент с личными интересами.
Но не только извлечение ренты, но и сам факт угрозы изъятия ренты ведет к ряду потерь для общества, выражающихся в снижении отдачи от капитала, снижению ценности капитала как запаса, безвозвратных издержках сокрытия капитала и высокими трансакционными издержками.
В связи с этим необходима реализация государством мер по снижению административных барьеров. С другой стороны, развитие административных барьеров опосредовано низким уровнем правосознания субъектов предпринимательства. Исходя из этого, предпринимателям необходимо повышать компетентность в вопросах их прав. В обратном случае, предприниматели прибегают к формальным и неформальным способам решения. Ограничение доступа разным группам к ресурсам оказывает влияние на поведенческие модели или применяемые практики в институциональной сфере, в результате чего предпринимателям требуется поиск новых решений для оптимизации деятельности своего предприятия.
Отсюда вытекает категория практик. Основополагающим является определение П. Бурдье: «Практика – это все то, что социальный агент делает сам и с чем он встречается в социальном мире, следовательно, можно сказать, что практика является изменением социального мира, производимым агентом» [2, с. 234]. Исходя из данного определения, можно сделать заключение, что «практика» по своей природе понятие социальное. А, следовательно, она приводит к социальным изменениям. Таким образом, любая практика, применяемая с использованием социальных, экономических и правовых инструментов, является социальной.
Практики преодоления барьеров могут быть легальными, полулегальными и нелегальными. Легальные практики являются прямыми формальными способами, которые общеприняты государством, экономической системой и обществом. Но зачастую, такие способы несут в себе материальные и нематериальные издержки. Поэтому предпринимателям, которым необходимо преодолеть барьер, предлагаются услуги в полулегальных и нелегальных формах, которые могут сократить их издержки. А целях максимизации прибыли предприятия, такие практики экономическим субъектам кажутся наиболее эффективными.
В основном нежелание отстаивать и защищать законным образом свои права приводит к тому, что предприниматели прибегают к использованию неформальных процедур преодоления барьеров, в основном, таких как обналичивание, крышевание, коррупционная деятельность.
Связи также являются важнейшим элементом в структуре социальных сетей. Дружеские связи и связи знакомства воздействуют на доступ и распространение информации. Поиск связей является необходимым средством в получении информации.
Таким образом, в условиях капиталистической и рыночной экономик существуют как административные барьеры, так и практики по их преодолению.
Развитие предпринимательства – важнейший показатель успешного развития экономики. Решающую роль в развитии малого бизнеса играют институциональные условия, в которых и происходит его рост и развитие. Эти условия могут, как стимулировать рост предпринимательской активности, так и являться причиной оттока экономически активного населения.
Правовой механизм регулирования экономики Российской Федерации требует существенных изменений, как для количественного роста предпринимательских субъектов, так и для качественных изменений, а именно процесса формирования предпринимательских единиц и поддержки их текущей деятельности. Главным позитивным результатом подобных изменений может являться стабильно развивающаяся конкурентная рыночная экономика в инновационном ключе.