МЕТОДЫ БОРЬБЫ С ФИКТИВНЫМИ БРАКАМИ
Секция: Гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право
LXXVIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия»
МЕТОДЫ БОРЬБЫ С ФИКТИВНЫМИ БРАКАМИ
THE TITLE OF SCIENTIFIC PAPER
Artyom Belous
Student, Orenburg Institute (branch) Kutafin Moscow State Law University (MSAL), Russia, Orenburg
Участившиеся случаи совершения террористических актов отнюдь не способствуют созданию и реализации общественной безопасности и спокойствия [10, С. 46]. Нередко их совершение становится возможным благодаря фиктивному браку [9, С. 89]. Известны как высказывания политиков, так проекты нормативных правовых актов, которые направлены на ограничение возможности регистрации фиктивного брака. В 2017 г. была осуждена сотрудница ЗАГСа, регистрировавшая фиктивные браки [3]. В данном случае, конечно, следует учитывать, что браки не просто были фиктивными, а вовсе не заключались, и к ответственности работница была привлечена в связи с изготовлением поддельных документов для предоставления иностранным гражданам возможности приобрести российское гражданство. Тем не менее, это создает потребность в выработке единой судебной практики привлечения к уголовной или административной ответственности лиц, заключающих и регистрирующих фиктивные браки, а также в возможности принятия соответствующих нормативных правовых актов. Например, возможно привлечение иностранных граждан, прибегающих к заключению фиктивного брака, к уголовной ответственности в зависимости от целей приобретения гражданства: по статье 159 Уголовного кодекса Российской Федерации [11, С. 54] в случае, если очевидно, что лицо при получении гражданства преследовало исключительно цель его получения, либо пыталось приобрести недвижимость на территории Российской Федерации путем регистрации в квартире супруга или при разделе имущества; по статье 205 анализируемого кодекса – в случае, если лицо готовилось к совершению террористического акта на территории Российской Федерации, или по другим статьям кодекса, в особенности, если для квалификации по соответствующей статье требуется установление специальной цели или роль играет мотив. При этом важно учитывать, что каждый случай уникален, и следует детально устанавливать, действительно ли в действиях содержался состав преступления.
Возможно привлечение заключивших фиктивный брак к гражданско-правовой ответственности, как исключительно, так вместе, например, с привлечением к уголовно-правовой ответственности [8], притом не только иностранного гражданина, но и россиянина, решившегося на такой шаг, например, ради получения материальной выгоды. К обеим сторонам применимы положения статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации [4, С. 125], так как государственная регистрация фиктивного брака соответствует признакам злоупотребления правом, вследствие чего суд вправе отказать такому лицу в защите его прав в части, где он злоупотребил собственным правом. Например, в случае очевидной фиктивности брака суд может отказать в приёме лица в гражданство Российской Федерации, а лицу, пошедшему на заключение брака с иностранным гражданином ради получения материальной выгоды – в аннулировании брака с момента его заключения с целью аннулирования всех юридических последствий (регистрации иностранного гражданина в квартире этого лица, режима общей совместной собственности). Стоит, конечно, признать, что вторая ситуация не вполне правомерна в силу положений статьи 46 Конституции Российской Федерации, устанавливающей равное право всех граждан на судебную защиту. Положения статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации [4, С. 125] применяются в том случае, если лицо требует защиты права, которое само же неверно применило и тем самым причинило ущерб или создало ситуацию, в которой соответствующее право возникла необходимость защищать; желает получить выгоду вследствие того, что имеет возможность защитить свои права. В случае же, если лицо, заключившее брак с иностранцем, было введено в заблуждение, то есть полагало, что брак создан с намерением создать семью, но мнение второй стороны отличалось, целесообразно привлечение к гражданско-правовой ответственности исключительно иностранного гражданина.
Одним из направлений правового регулирования брака в Российской Федерации можно назвать попытки законодателя запретить иностранцам жить вдали от семей [6]. Были предусмотрены некоторые меры, которые предусматривали при определенных обстоятельствах раздельное проживание супругов. Однако проект принят не был, и в силу достаточно понятных причин: возможно создать видимость совместной жизни, как в настоящее время некоторые фиктивные супруги и поступают; то есть подобные меры не гарантируют выявления фиктивных браков.
Следующий шаг в части предложений по внесению изменений в законодательство был сделан в 2021 г. внесением Президентом Российской Федерации предложения о поправках к Федеральному закону «О гражданстве Российской Федерации» [5,12]. Одним из ключевых моментов названного законопроекта было признание возможности приёма в российское гражданство только при наличии у иностранного лица и гражданина Российской Федерации общих детей. Тем не менее, стоит отметить, что это вовсе не является гарантом действительности брака: известны случаи, когда российские граждане имели детей от лиц, не являющихся вторым супругом. Вне зависимости от того, кем именно является биологический отец, при рождении в соответствующую графу автоматически вносится имя супруга. Подтвердить отцовство или его опровергнуть возможно только посредством проведения генетической экспертизы, что законопроектом не предусматривалось.
В 2022 г. своё мнение относительно фиктивных браков высказал Д. А. Медведев [7], выступивший за возможность внедрения некоторых инструментов против фиктивных браков, применяемых странами с более развитым законодательством – США, Германией и другими. Действительно, в развитых странах предприняты попытки выработки механизма в отношении иностранных граждан, желающих заключить брак с гражданином США. Например, изучается история обеих сторон – сколько браков было у гражданина США, был ли иностранный гражданин осужден за мошенничество, по какой визе въехал иностранец, встречались ли лично лица, желающие заключить брак (необходимо представить доказательства, что за последние два года была встреча [1]). Предусмотрена уголовная ответственность за «брачное мошенничество». Тем не менее, подобные меры гарантированно не обеспечивают невозможность регистрации фиктивного брака. Вместе с тем стоит учитывать, что любое законодательство и иные меры несовершенны и в зависимости от продуманности действий сторон могут оказаться недейственными. Однако уровень развитости законодательства определяется соотношением его с текущим состоянием общественных отношений в конкретном государстве. Следовательно, опыт США применим и к Российской Федерации, но для его внедрения необходимо подготовить «базу»: создать структуру органов управления, которые будут осуществлять те или иные функции (например, анализа биографии мигранта и гражданина Российской Федерации с целью определения потенциальной возможности совершения ими преступления), внести изменения не только в Уголовный кодекс Российской Федерации, но и во многие другие нормативные правовые акты.
Государственная регистрация брака с целью получения гражданства Российской Федерации тесно связана не только с общественным сознанием, но и с его частью – правовым сознанием. Возможность влияния на формирование как общественного, так и правового сознания иностранных граждан весьма ограничена, но в фиктивных браках всегда две стороны, и одна из них как раз такая, на которую воздействовать можно. В связи с этим, вероятно, целесообразно принятие дополнительных мер, направленных на формирование определенного общественного сознания, повышения ценности для конкретного лица моральных и нравственных норм. Существуют уроки нравственности в начальной школе [2], и вопрос только в том, чтобы направить нравственное развитие на формирование конкретного отношения к общественным отношениям, в том числе складывающихся в институт семьи.
Правосознание также влияет на развитие общественных процессов. В конце концов правосознание субъекта или группы лиц является причиной преступности, поэтому данный вопрос весьма подробно изучается и в уголовном праве, и в криминологии, и в науке гражданского права. В связи с этим большую роль в характеристике правосознания играет установление всех объективных и субъективных признаков, которые в единстве своём создают систему, способствующую его развитию и становлению. Повлиять на эту систему возможно посредством оказания влияния на правовую психологию и правовую идеологию, а также создания справедливой правовой системы.
Чтобы совершенствовать правосознание граждан Российской Федерации, помимо принятия федеральных законов, направленных на развитие правосознания и правовой культуры, необходима также совокупность иных мер, образующих гармоничную систему, которая в свою очередь уже и будет способствовать удовлетворенности социальных групп государством и правом. Например, целесообразно в рамках обеспечения такого развития принятие постановления Правительства Российской Федерации, содержащего нормы о правовом воспитании в школах, направленном на понимание законодательства. Способно повлиять на развитие правового сознания положение о внедрении в учебный процесс компьютерных технологий, направить обучение не на развитие глубоких юридических знаний, а на умение работать с текущим законодательством с использованием возможностей, предоставленных справочно-правовыми системами, а также со справочными материалами, содержащими в использующими корректную и актуальную информацию.
Развиваться должна также судебная практика. Предложения по применению существующих норм в законодательстве по отношению к лицам, заключающим и регистрирующим фиктивные браки, уже выносились в работе, и стоит лишь дополнительно обратить внимание, что необходим ряд дополнений в законодательство с целью привлечения к ответственности прибегающих к такому методу лиц. Тем не менее, только лишь ответственность за совершение определенных действий не гарантирует выявления всех случаев фиктивных браков или нежелания лиц прибегать к нему, что требует выработки дополнительного механизма, защищающего брак как институт.