Статья:

АППАРАТ КОММУНИСТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ УЗБЕКСКОЙ ССР И ЕГО ОСОБЕННОСТИ

Конференция: LXXVI Международная научно-практическая конференция «Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия»

Секция: Всеобщая история

Выходные данные
Расулова Н.С. АППАРАТ КОММУНИСТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ УЗБЕКСКОЙ ССР И ЕГО ОСОБЕННОСТИ // Научный форум: Юриспруденция, история, социология, политология и философия: сб. ст. по материалам LXXVI междунар. науч.-практ. конф. — № 5(76). — М., Изд. «МЦНО», 2023.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

АППАРАТ КОММУНИСТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ УЗБЕКСКОЙ ССР И ЕГО ОСОБЕННОСТИ

Расулова Нодира Сардаровна
доцент Университета общественной безопасности Республики Узбекистан, Республика Узбекистан, г. Ташкент

 

THE APPARATUS OF THE COMMUNIST PARTY OF THE UZBEK SSR AND ITS FEATURES

 

Rasulova Nodira Sardarovna

Associate Professor at the University of Public Security of the Republic of Uzbekistan, Republic of Uzbekistan, Tashkent

 

Аннотация. В данной статье анализируются становление аппарата Коммунистической партии Узбекской ССР, органов управления, процессы их становления руководящим органом путем установления контроля над всеми сферами жизни и деятельности государства.

Abstract. This article analyzes the formation of the apparatus of the Communist Party of the Uzbek SSR, governing bodies, the processes of their becoming a governing body by establishing control over all spheres of life and activity of the state.

 

Ключевые слова: Коммунистическая партия; политическая система; партийный аппарат; съезд; устав; центральный комитет; партийные органы.

Keywords: Communist Party; political system; party apparatus; congress; charter; central committee; party organs.

 

Становление и развитие партийного аппарата — одна из важнейших актуальных проблем истории. Следует отметить, что процесс формирования политической системы Узбекской ССР невозможно представить без органов партийного управления, поскольку именно органы партийного управления обеспечивали жизнедеятельность системы государственного управления. 

30 октября 1924 г. решением Политбюро ЦК РКП(б) в качестве исполнительного органа было создано Оргбюро Коммунистической (большевистской) партии Узбекистана.

Ему было поручено создание КП(б) Узбекистана на базе Туркестанской КП, Бухарской КП и Хорезмской КП, партийное руководство хозяйственным, советским и культурным строительством Узбекской ССР и подготовка 1-й сессии КП(б) Узбекистана. В 1925 году после избрания исполкома ЦК УзКП(б) этот орган был распущен [1, 507-508].

Первый съезд Коммунистической партии Узбекистана объединил большевистские организации Туркестанской, Бухарской и Хорезмской областей, входивших в состав Узбекской ССР, в единую Коммунистическую партию Узбекистана, являющуюся структурной и неотъемлемой частью РКП(б). До 1934 года Среднеазиатское бюро ЦК РКП(б) руководило деятельностью компартий всех среднеазиатских республик [2, с. 159].

УзКП(б) и ее аппарат наложили противоречивый отпечаток на всю общественно-политическую жизнь республики, фактически протекавшую в заданном Центром направлении. На съездах Коммунистической партии Узбекистана (9 съездов было проведено с 1925 по 1940 г.) и пленумах ЦК определялась стратегия социально-экономического, общественно-политического и культурного развития республики, исходя из общего курса, заданного ВКП(б), в которой стремились к укреплению коммунистического режима, «социалистического строительства» выражался путь, направленный на интенсификацию и укрепление отношений и сотрудничества с другими республиками.

Под давлением партийного аппарата государственные органы и общественные организации постепенно попадали под его гнет и становились рядовыми исполнителями партийных решений [3, с. 314].

Партийные органы охватывали всю территорию государства, устанавливали контроль над всеми сферами государственной жизни и деятельности. Также Устав требовал от каждого члена партии соблюдения партийной дисциплины и выполнения всех решений вышестоящего партийного органа. Нарушение партийной дисциплины влекло за собой дисциплинарные взыскания вплоть до исключения из партии. Санкции устанавливаются органами партийного контроля − Контрольными комиссиями [4, с. 33].

Анализируя взаимодействие партии и государственного аппарата на ранних этапах становления советской системы, А. Д. Денисов подчеркивал, что определенные методы и формы партийного управления государственным аппаратом были выработаны партией. Перечисление следующих форм и методов не оставляет сомнений в том, кто является ведущим субъектом государственно-партийного тандема: «директивные указания по политическим, экономическим и организационным вопросам; подбор, рекомендации и обучение управленческого персонала...; контроль за деятельностью государственных органов» [5, с. 96].

Даже этот список показывает, что роль государства в политической системе очень низка, потому что директивы, которые оно получает, формируются и контролируются партией. Об этом открыто заявил И.В.Сталин в своем выступлении на XIII съезде партии и сказал следующие слова: «...задача нашего партийного аппарата состоит в подчинении государственного аппарата партийному аппарату» [6, с. 184-185].

В 1936 году в Конституции Советского Союза (СССР) выражение статуса партии как руководящей и направляющей силы общества, ядра его политической системы придало партии статус могущественной организации, стоящей выше  государственной [7, с. 56].

На местном уровне система показала вполне сформировавшийся порядок: к концу 20-х годов ХХ века сформировалось двустороннее управление властью. Партийные органы практически дублировали советские органы управления: горисполком − горком партии, облисполком − обком партии и т. д. Кроме того, немаловажно и то, что назначение руководящего состава государственного аппарата осуществлялось партийными структурами.

Избирались все руководящие органы от низших органов партии до высших органов. Партийные органы время от времени подотчетны своим партийным организациям. Партия организована по региональному производственному статусу. Высшим органом партии является партийный съезд, и согласно Уставу, принятому в 1926 году, очередные съезды ежегодно созывались ЦК [8], в Уставах, принятых в последующие годы, срок их проведения был изменен на 4-5 лет (по Уставу 1958 года [9] не реже, чем каждые 4 года 1 раз созывался, после ревизии 1971 года созывался 1 раз в 5 лет).

Центральный Комитет КП Узбекистана считался высшим руководящим органом партии в период между съездами КП Узбекистана. ЦК избирался на съездах республиканской партийной организации, а в период между съездами руководил всей деятельностью республики, подбирал руководящие кадры.

Аппарат партийного управления черпал свои кадры из первичных партийных организаций путем самораспространения, наследуя управленческую базу из рядов партийных руководителей. 

Следует отметить, что важным элементом деятельности системы партийного управления является то, как она устроена, кто и какими способами подбирает кадры для управления, как руководители и работники партийно-государственного аппарата выполняют свои функциональные задачи в организованном порядке.

На IX съезде КП Узбекистана обсуждались вопросы внутренней жизни партии − подбор кадров и их расстановка, идеологическая работа и другие вопросы.

Съезд потребовал от партийной организации усилить связь партийных органов с трудящимися массами, соблюдать принцип индивидуального отбора при приеме в партию, принимать лиц, непосредственно работающих в народном хозяйстве, особенно женщин, увеличить количество партийных организаций в колхозах [2, с. 332-333].  К 1 января 1942 года в республиканской партийной организации насчитывалось 52 193 члена партии и 25 412 кандидатов в члены партии в 4809 первичных партийных организациях [10, с. 56-57].

В послевоенный период была перестроена организационно-идеологическая работа партии, восстановлены воспитательные отделения партии. Состав республиканского руководства партии и советского аппарата обновлялся за счет молодых коммунистов с высшим и средним образованием. Были реорганизованы и усилены отделы по партийно-организационным и идеологическим вопросам в аппарате ЦК КП(б) Узбекистана, обкомов и горкомов, упразднены военные отделы [2, с. 427].

Партия восстановила ленинские принципы и нормы во всех сферах жизни советского общества, укрепила все формы партийного, государственного и общественного контроля.

В начале 1963 года были образованы ЦК Коммунистической партии Узбекистана и Комитет партийно-государственного контроля при Совете Министров Узбекистана. Руководил деятельностью 109 областных, городских, районных комитетов партийно-государственного контроля [11, с. 389].

УзКП(б) стремилась охватить своим непосредственным влиянием как можно больше предприятий и организаций, ввести в них партийные ячейки и организации и тем самым непосредственно управлять ими. УзКП(б) стала охватывать своим руководящим влиянием всю территорию республики, все предприятия, учреждения и организации в ней, подобно «Паучьему гнезду». УзКП(б), являющаяся структурно-составной частью ВКП(б) и действующая на территории региональной партийной организации, реализует решения, выработанные (часто вопреки этим интересам) в аппаратах ЦК партии в Москва без участия представителей республиканской партийной организации и без учета ее интересов должна была увеличиться [3, с. 314].

Устав Коммунистической партии считался главным законом внутренней жизни партии.

Он определяет обязанности и права члена партии, принципы организационного устройства партии, нормы внутренней жизни партии, методы ее практической деятельности. Устав объединял действия всех членов партии и считался обязательным для исполнения всеми коммунистами и партийными организациями.

Центр руководил ситуацией в Узбекистане через Среднеазиатское бюро ЦК КПСС. Позднее для управления республиками был сформирован приказ «второго секретаря». Практически вся власть сосредоточена в руках 2-х секретарей ЦК КП Узбекистана и обкомов партии. Репрессиям подверглись все, кто выступал против правящего режима Коммунистической партии, кто защищал интересы узбекского народа и своей страны.

Цель системы — получить власть и доминировать над другими. Ее лидеры, партийные олигархи, посвятили себя этой цели. Система была основана на бедности и пассивности; она зависела от власти, которая сама по себе была привилегией, и от правящей касты, входившей в правящую партию [12, с. 9].

Партаппарат был воплощением тайного рыцарского класса, основанного на железной дисциплине сверху донизу.

Партия была единой и неделимой, а на уровне республик серьезной самостоятельности не допускалось. В СССР коммунистические партии союзных республик формировались по чисто этнографическому принципу — по типу компартий Узбекистана, Казахстана, Киргизии. Жизнь национальных республик программировалась верхами партии, называвшей себя интернациональной, с крайним лицемерием [13, 132-133].

Таким образом, организация, структура и деятельность государственного аппарата полностью подчинялись партии, то есть реальная власть находилась в руках Коммунистической партии.

Приведенные выше документальные сведения и историко-теоретические разработки показывают, что партия действительно имела особый статус даже в Советском государстве. Этот статус сформировался из истории и определенных условий общественно-политической жизни: единой партийности, в результате которой произошло слияние партии и государственного аппарата; возникла из-за верховенства партии над государством.

 

Список литературы:
1. Коммунистическая партия Узбекистана // Советская энциклопедия Узбекистана. Т.13. − Т: Главредакция УзФБ, 1979. − С. 507-508. 
2. Очерки истории Коммунистической партии Узбекистана. − Т.: «Узбекистан», 1964. − С.159.
3. Новая история Узбекистана. К.2. Узбекистан в советский колониальный период. Составители: М. Джураев, Р. Нуруллин, С. Камолов и др. − Т.: "Шарк", 2000. − С. 314.
4. Туфанов Е.В. К проблеме формирования структуры партийных органов в 1920-1930-е гг. // Вестник Калмыцкого университета. – 2019. – №2(42). – С.33.
5. Денисов А.И. Советское государство: возникновение, развитие, сущность и функции. – М., 1967. – 425 с.
6. Гимпельсон Е.Г. Становление и эволюция советского государственного аппарата управления 1917-1930. – М., 2003. – 224 с. 
7. Курицын В.М. История государства и права России. 1929-1940 гг. – М., 2016. – 408 с.
8. Устав Всесоюзной коммунистической партии (большевиков) 17 июня 1926 г.// Всесоюзная коммунистическая партия (б) в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК (1898-1935). Изд. 5-е. Ч.II. 1925-1935. М., 1936. URL : http://hist.msu.ru/ER/Etext/vkpb1926.htm (дата обращения: 30.04.23).
9. Устав Всесоюзной Коммунистической партии (большевиков).  Принят единогласно XVII съездом ВКП(б) 10 февраля 1934 г.// URL : http://www.leftinmsu.narod.ru/polit_files/books/Programma_i_ustav_VKPb.htm#u00(дата обращения: 29.04.23).
10. Джураев Т. Коммунистическая партия Узбекистана организовала поддержку трудящихся республики героическим защитникам Москвы (1941). − Т.: издательство "Красный Узбекистан", "Правда Востока" и "Сурх Узбекистана", 1961. – С.56-57.
11. История Узбекской ССР. 4 томник. Главный редактор: Р. Аминова и др. Т.4. – Т., "Наука", 1971. – С.389.
12. Восленский М. Номенклатура господствующий класс Советского Союза. – Лондон: Overseas Publications Interchange Ltd, 1990. – 672 с.
13. Левитин Л. Узбекистан находится на историческом поворотном этапе. – Т.: Узбекистан, 2001. – 368 с.