СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМА ПРАВОВОЙ ЗАЩИТЫ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ
Секция: Трудовое право; право социального обеспечения
LXXV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия»
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМА ПРАВОВОЙ ЗАЩИТЫ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ
Человечество в процессе своего эволюционного развития достигло больших успехов в организации своего общества и механизмах регулирования отношений в нем. Уровень развития цивилизации сегодня предъявляет огромные требования к ее участникам. Только на одно поддержание современного технического развития, не говоря о дальнейшем прогрессе, в обществе требуются высококвалифицированные кадры. Для этого огромное внимание в развитых государствах уделяется сфере образования.
Поскольку область образования изначально не входила в сферу ответственности людей, правила регулирования отношений, возникающие в процессе обучения, не были закреплены на законодательном уровне. Сфера образования имеет специфическую деятельность, которая несет с собой определенные формы юридических отношений, которые присущи только ей [3]. Исходя из этого, в государстве устанавливается особый порядок регулирования прав.
На сегодняшний день в российском законодательстве существует ряд нормативных правовых актов, которые регулируют правоотношения в сфере образования. Основные из них это Федеральный закон №273-ФЗ от 29 декабря 2012 «Об образовании», профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начально общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)», Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, различные программы развития, указы правительства и т.д. Эти акты подчиняются законам и актам, стоящим перед ними в иерархии, которые, в свою очередь, подчиняются Конституции и конституционным законам. Таким образом, все законы об образовании основаны на том, что отражено в Конституции. Следовательно, у нас есть только общие формулировки, основанные на международных конвенциях и договорах. Данная ситуация порождает ряд проблем в области образовательного права.
Каждый день учителя сталкиваются с множеством проблем в области нарушения своих прав. Главный и частый конфликт - справедливая оплата труда. Это связано с тем, что сегодня уровень заработной платы педагогического работника напрямую зависит от величины дидактической нагрузки. В дополнение к основной рабочей нагрузке существует огромное количество нерегулярной рабочей нагрузки, которая не оплачивается. Как отмечает Горбылева А.А. в статье «Проблемы защиты прав педагогических работников образовательных организаций»: в российском законодательстве составление должностных инструкций никак не урегулировано, что дает работодателю право самому решать, как оформлять и вносить изменения в эти инструкции. Данная проблема связана с тем, что должностная инструкция может быть частью трудового договора, и тогда изменения в ней происходят с согласия работника, либо это может быть отдельный акт, и тогда изменения вносятся без участия самого сотрудника. В учебных заведениях должностные инструкции являются отдельным актом. Это огромный пробел в области разработки законодательства в сфере образовании [6, стр. 263].
Еще одной проблемой, которая набирает обороты, увеличивает количество резонансных дел – это проблема столкновения педагогов с родителями (законными представителями) детей по вопросам не только образования, но и воспитания последних. Отметим, что зачастую современный родитель, независимо от возраста, социального статуса, в принципе не желает в полном объеме нести ответственность за воспитание и образование собственного чада [8]. Поэтому нормы законодательства, в частности, ст. 63 Семейного кодекса РФ: «Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей. Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей [1]. Родители имеют преимущественное право на обучение и воспитание своих детей перед всеми другими лицами», вызывают у многих неприятие и стремление переложить ответственность с себя на педагога [4].
В данных конфликтах администрация образовательного учреждения зачастую встает на сторону родителей и вынуждает уволиться педагога «по собственному желанию». Как говорилось выше, связано это с нежеланием «потерять авторитет» образовательного учреждения. Данная ситуация напрямую проистекает из банального незнания педагогических работников своих прав и обязанностей. Педагоги даже не задумываются в таких условиях о своей деловой (профессиональной) репутации, в принципе не соотнося себя, свой уровень образования, опыт (стаж) работы с понятием «деловая репутация». Так, как отмечает Горбылева А.А., [6, с. 263] большая часть педагогов сегодня это стажисты, отработавшие более 20 лет и не обладающими навыками правовой грамотности и самозащиты. В российском законодательстве работодатель обязан назначить и провести служебную проверку, в ходе которой собираются необходимые доказательства вины (или ее отсутствия) работника. Согласно ТК РФ, увольнение работника по инициативе работодателя может быть осуществлено при наличии перечня документов по п. 8 ч. 1 ст. 81 ТК РФ [2] – служебная записка или акт о фиксации факта аморального поведения педагогического работника, объяснительная провинившегося или акт об отказе дать объяснения, акт служебного расследования; по п. 13 ч. 1 ст. 83 ТК РФ [2] – справка из органов МВД о наличии судимости или факта уголовного преследования, возможно, предписание прокурора; по п. 2 ч. 1 ст. 336 ТК РФ [2] – жалобы родителей и учеников в письменном виде, объяснительная педагогического работника, акт расследования. В иных случаях, действия работодателя должны расцениваться, как незаконные и нарушающими права педагогического работника [2].
В случае нарушения прав на законодательном уровне закреплено право направить обращение в комиссию для рассмотрения данного вопроса. Комиссия должна провести служебное расследование, представить доказательства нарушения или бесправия всех участников образовательной деятельности, принять решение и установить срок его исполнения. Работа этих комиссий регулируется локальными нормативными актами образовательных учреждений, что влечет за собой ряд трудностей в ее объективной работе [5, с 56]. Следовательно, отсутствие единых правил разрешения часто возникающих конфликтов, неоднозначность толкования законов, наличие правил, соблюдение которых влечет нарушение других правил. Все вышеперечисленное приводит к необходимости обращения в суд для разрешения конкретной ситуации и получения объективного решения, удовлетворяющего обе стороны конфликта [7, с. 6].
Сегодня для успешного развития сферы образования в России основным направлением должен стать пересмотр действующего законодательства в этой сфере и создание новых механизмов регулирования правоотношений. Необходимо пересмотреть действующие нормативные правовые акты на предмет противоречий, устранить неточности и общие формулировки, которые могут толковаться по-разному, в зависимости от ситуации. Вторым шагом к устранению этой проблемы должно стать создание единой нормативной базы для разрешения конфликтов в характерных ситуациях - несправедливый заработок, споры между учителем и законными представителями ученика, право учителя на неприкосновенность частной жизни. Создание этой единой системы позволит комитетам принимать объективные решения и будет консолидировано на ином уровне, чем нынешний. Также стоит пересмотреть заработную плату учителей. Это повлечет за собой более четкие и ясные описания должностных обязанностей для сотрудников и, следовательно, юридическую защиту. Например, единая система должностных обязанностей для учителей разных ступеней позволит объективно оценивать возможности педагога при решении той или иной задачи. Разграничение этих обязанностей не только по должностному положению, но и по опыту и квалификации, позволит повысить уровень компетенции педагогического работника, а также стимулировать его к повышению квалификации и карьерного роста. Закрепление на законодательном уровне статуса о неприкосновенности частной жизни педагога, а также четкое обозначение границ с какого момента она начинается, решит проблему конфронтации между учителем и родителем. Данные меры направлены в первую очередь на решение проблемы правовой незащищенности педагога, но вместе с тем и решают ряд других задач, таких как повышение статуса педагога и его компетенции.