ПУБЛИЧНЫЙ ДОГОВОР: ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ЗАКЛЮЧЕНИЯ И РАСТОРЖЕНИЯ
Секция: Финансовое право; налоговое право; бюджетное право
LXXIV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия»
ПУБЛИЧНЫЙ ДОГОВОР: ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ЗАКЛЮЧЕНИЯ И РАСТОРЖЕНИЯ
Аннотация. В настоящее время получило широкое распространено понятие публичных договоров, которые касаются практически каждого. Все мы в своей повседневной жизни являемся потребителями тех или иных товаров, или услуг, покупая продукты или посещая театр. Именно этот вид договора заключает любой человек, который находится в текущий момент в ресторане, магазине, салоне красоты и т.п. Заключить договор означает добровольно согласиться с его существенными условиями, что будет означать возникновение гражданских правоотношений.
Ключевые слова: публичный договор; условия договора; заключение договора; Гражданский кодекс Российской Федерации; договорная работа; оферта; акцепт; правовое регулирование.
В условиях динамично развивающегося рынка государство потеряло возможность монопольно предоставлять всем гражданам все соответствующие услуги, выполнять работы и продавать необходимые товары. В настоящий момент большинство таких предоставлений осуществляют коммерческие субъекты — лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность. В частности, такие субъекты осуществляют розничную куплю-продажу, услуги связи, пассажирских перевозок, гостиничного обслуживания, ремонтных работ и т. д. При этом интерес в этих предоставлениях (товарах, работах и услугах) не перестал быть публичным (всеобъемлющим), а соответственно, не пропала необходимость государственного вмешательства в деятельность коммерческих субъектов, которые его обеспечивают [1]. Изучение специфики и порядка заключения публичных договоров проводилось Мищенко Е.А., Шабловой Е.Г., Сейнароевым Б.М., Брагинским М.И., Витрянским В.В., и др.
В Гражданском кодексе Российской Федерации содержится статья 426, которая определяет публичный договор как договор, заключенный лицом, осуществляющим предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, и устанавливающий его обязанности по продаже товаров, выполнению работ либо оказанию услуг, которые такое лицо по характеру своей деятельности должно осуществлять в отношении каждого, кто к нему обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.) [2].
Публичный договор – особая форма договорных отношений, регулирующая отношения сторон (продавца и покупателя товаров и услуг) в сфере обслуживания. До включения понятия «публичный договор» в ст.426 Гражданского кодекса Российской Федерации от 30.11.1994 документального отражения в законах и нормативных актах такого вида договоров не было, за исключением законодательных актов о защите прав потребителей, что с высокой долей вероятности, стало основой для введения законодательных норм в данном направлении. Договор относится к публичному, если он представлен субъектом, который осуществляет свою деятельность для получения прибыли. Такой договор определяет обязательства продавца относительно предлагаемого товара, услуги или работы. Причем обязанности в публичном договоре выполняются по отношению к любому обратившемуся. Отказать в заключении публичного договора нельзя.
Анализ положений ст. 426 Гражданского кодекса Российской Федерации позволяет выделить следующие основные элементы публичного договора:
– обязанность коммерческой организации, предметом деятельности которой являются продажа товаров, выполнение работ или оказание услуг, заключить договор с каждым контрагентом, который к ней обратился с таким предложением;
– обязанность коммерческой организации продавать товары, выполнять работы и оказывать услуги по ценам и на условиях, одинаковых для всех контрагентов, за исключением случаев, когда законом и иными правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей;
– обязанность коммерческой организации не оказывать предпочтение одному контрагенту перед другим, кроме случаев, предусмотренных законом и иными правовыми актами.
Публичный договор заключается в порядке и сроки, предусмотренные ст. 445 ГК, если законом или соглашением сторон не определены иные порядок и сроки его заключения [5].
Стоит отметить, что не все виды деятельностью могут стать предметом публичного договора. К публичным видам деятельности относят: медицинское обслуживание и страхование, услуги общественного транспорта, коммунальные услуги, услуги социально-бытовой сферы и проката и т.п. Отличительными признаками публичных договоров являются единые расценки на товары, работы, услуги (за исключение льготных категорий), а также тот факт, что покупателю не могут отказать в заключении публичного договора.
Публичные договоры, обладающие определёнными признаками и существенными отличиями от других видов договоров, имеют свои особенности заключения. Заключение публичного договора –это принятие потребителем условий оферты в соответствии со статьей 438 Гражданского кодекса Российской Федерации. Порядок заключения такого договора, следующий: направление оферты, акцепт оферты. Оферта — это предложение продавца к покупателю, которое можно принять или отказаться от него. Акцепт – это ответ покупателя (потребителя) о ее принятии.
По сути, акцепт, так же, как и оферта, связывает лицо, его направившее, с момента получения его оферентом, но акцептант может успеть отозвать его при условии, что отзыв поступит раньше или в одно время с акцептом. В оферте можно указать срок для ответа, тогда акцент должен быть получен в этот срок. Если в оферте не указан срок, то акцепт должен быть получен в течение нормально необходимого для этого времени, если иной срок не установлен законом. Для того чтобы заключить договор по устной оферте, ее нужно незамедлительно акцептовать. Если акцепт направлен вовремя, но получен поздно, а оферент не сообщает об этом сразу, акцепт не признается опоздавшим. В любом случае просрочки акцепта оферент может «исправить ситуацию», немедленно сообщив о его принятии, тогда договор будет считаться заключенным [6]. Отказ от заключения публичного договора допускается только в случае, если у предпринимателя не имеется возможности предоставить соответствующий товар, выполнить работу или оказать услугу. А при необоснованном уклонении от заключения такого договора применяются правила о принудительном заключении договоров [4].
Все заключенные договоры необходимо исполнять. Но существуют причины, по которым договор может быть расторгнут, в том числе вынужденно. Как правило,договорможет быть расторгнутпо согласию сторон или по желанию потребителя, но есть факторы, предусмотренные законодательно или условиями договора, когда однасторона может потребовать расторжения в судебном порядке ввиду серьезных обстоятельств, например, плановая стоимость услуг, полученная на этапе формирования сметного расчета, превысила их реальную стоимость, выявлено существенное нарушение сроков сдачи работили качество их выполнения. Тем или иным образом, вышеперечисленные нарушения могут нанести ущерб заинтересованной стороне.
Равные условия играют важную роль в публичном договоре. Они являются гарантией того, что потребители не будут дискриминироваться коммерческой организацией по отношению друг к другу. Однако безусловная обязанность устанавливать в отношении всех без исключения равные условия вызывает сомнение. Таким образом коммерческая организация лишается возможности гибко варьировать скидками и льготами, от чего страдает как она сама (не получая дополнительной прибыли за счет увеличения объема продаж), так и потенциальные клиенты, не способные приобрести продукцию на не льготных условиях. Целесообразно оговорить в ст.426 ГК РФ, что при общей обязанности соблюдать равные условия, предприниматель вправе предоставлять отдельным категориям потребителей скидки и льготы, если предоставление таких скидок и льгот не ущемляет существенно интересы других потребителей и не дискриминирует их по отношению к льготной категории потребителей, экономически обоснованно и имеет меньшие неблагоприятные последствия для потребителей, нежели бы скидки не предоставлялись. При этом обязанность доказать благоприятные последствия введения скидок и льгот должна быть возложена на коммерческую организацию [3].
Таким образом, публичные договоры являются особой формой правового регулирования договорных отношений и направлены на защиту интересов более слабой стороны (потребителя).