Статья:

РОЛЬ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ В ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА

Конференция: LIX Международная научно-практическая конференция «Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия»

Секция: Политические институты, процессы и технологии

Выходные данные
Кирсанова А.А. РОЛЬ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ В ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА // Научный форум: Юриспруденция, история, социология, политология и философия: сб. ст. по материалам LIX междунар. науч.-практ. конф. — № 12(59). — М., Изд. «МЦНО», 2021. — С. 11-16.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

РОЛЬ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ В ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА

Кирсанова Алена Александровна
студент Тверского филиала, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, РФ, г. Тверь

 

THE ROLE OF MASS MEDIA IN THE SOCIO-POLITICAL LIFE OF MODERN SOCIETY

 

Alena Kirsanova

Student of Tver branch of RANEPA, Russia, Tver

 

Аннотация. Статья посвящена определению роли средств массовой информации в общественно-политической жизни современного общества. В ней рассматривается значение, виды, функции, вклад и отличительные черты СМИ в жизни людей.

Abstract. The article is devoted to the definition of the role of mass media in the socio-political life of modern society. It examines the meaning, types, functions, contribution and distinctive features of the media in people's lives.

 

Ключевые слова: СМИ; современное общество; информация; технические средства передачи информации; политическая деятельность; политическая культура; гражданское общество; общественно-политическая жизнь; политические деятели.

Keywords: Mass media; modern society; information; technical means of information transmission; political activity; political culture; civil society; socio-political life; political figures.

 

Средствам массовой информации в политической системе современных обществ отведено особое место. С одной стороны, СМИ можно отнести к сфере политических коммуникаций.

С другой стороны, средства массовой информации выступают одним из основных политических институтов, образовывая вместе с государством, партиями и иными институтами, подсистему современных политических систем. Кроме того, СМИ имеют непосредственное отношение к осуществлению государственной власти, а также в силу своей природы принадлежат сфере гражданского общества. 

Единого мнения, по поводу того, что необходимо понимать под средствами массовой информации, среди специалистов на сегодняшний день нет. Российские политологи В.П. Пугачёв и А.И. Соловьев, считают, что СМИ — это «учреждения, созданные для открытой, публичной передачи с помощью специального технического инструментария различных сведений любым лицам». В первую очередь это − печать, радио, телевидение и Интернет. Также используются такие технические средства, как кинематограф и литература, но средства массовой информации намного быстрее отзываются и реагируют на изменения в общественной жизни, можно сказать, что они полностью погружены в эту жизнь.

СМИ проще устанавливать обратную связь со своими слушателями, они оперативно реагируют на их запросы и учитывают интересы. Соответственно возрастает возможность СМИ оказывать непосредственное влияние на процессы, которые протекают в различных областях общественной жизни. Таким образом, наряду с иными факторами именно этим обозначается важность средств массовой информации в политической жизни современного общества [3, с. 285].

Средства массовой информации можно охарактеризовать следующими отличительными чертами:

- универсальность - затрагивают все темы и сообщают о тех проблемах, которые волнуют общество;

- доступность - материал СМИ доступен и понятен всем людям, независимо от уровня образования и политической культуры;

- оперативность - быстрое освещение текущих событий;

- регулярность - последовательность и периодичность распространения информации;

- применение специальных технических средств для распространения информации.

Как было упомянуто ранее, технические средства передачи информации СМИ делятся на регулярную печать, радио, телевидение и Интернет.

Печатные периодические издания являются первым видом средств массовой информации. К ним относятся газеты и журналы. Особенность данной разновидности СМИ содержится в форме подачи материала и в форме предоставления информационного продукта читателю.

Радио само по себе, не является средством массовой информации, оно выступает техническим способом осуществления массовых коммуникаций. Соответственно СМИ, использующими именно этот способ, необходимо считать радиостанции.

Телевидение выступает наиболее действенным способом относительно передачи и восприятия информации человеком. Главным преимуществом телепродукции является то, что она имеет форму зрительного образа. Телевидение в первую очередь оказывает влияние на эмоции человека, но в тоже время может рассчитывать на рациональное и рассудительное восприятие информации.

Помимо вышеназванных видов средств массовой информации существуют различные информационные агентства, которые основаны на использовании различных технических средств информационных коммуникаций. Сюда мы можем отнести Интернет. В последние годы увеличение числа СМИ было связано именно с развитием Интернета. Интернет демонстрирует собой новый вид массовой коммуникации, который возник из-за большого прогресса компьютерной техники. На сегодняшний день в Интернете находятся электронные версии печатных изданий, телеканалы, радиостанции владеют своевременно обновляемыми новостными сайтами. Существуют и каналы, которые транслируются непосредственно только через Интернет [4, с. 256-262].

В политических системах современных государств и общественной жизни СМИ осуществляют ряд важных функций. Главной из них является информационная функция, которая вытекает из их природы. Данная функция заключается в отборе и фильтрации информации, её комментировании и оценке. Функция интеграции СМИ заключается в создании какой-либо партии или общественного движения, за счёт организаторской деятельности печатных периодических изданий. Схожую функцию могут осуществлять и электронные средства массовой информации. СМИ, которые под контролем у политических партий и общественных движений при необходимости могут осуществлять такую функцию, как мобилизация сторонников данной партии или движения, для того чтобы достичь поставленные перед ними политические цели. Правительственные СМИ имеют право брать на себя часть функций государственного управления, а оппозиционные СМИ осуществляют функцию критики и контроля по отношению к деятельности исполнительной власти. На сегодняшний день средства массовой информации часто реализуют функцию социальной защиты тех граждан, которые не могут самостоятельно отстаивать свои интересы и бороться за свои права.

При необходимости СМИ могут осуществлять функцию отвлечения населения от острых социальных проблем. Также СМИ выполняют агитационно-пропагандистскую функцию. Но при любом политическом режиме и при любой ситуации средства массовой информации должны осуществлять функцию политической социализации.

Воплощение в жизнь всех вышеперечисленных функций сводится к осуществлению мобилизационной роли СМИ. Иными словами, они приводят к сплочённости и стимулируют общество к совершению каких-либо действий, вовлекают их участвовать в политической деятельности, побуждают не оставаться в стороне от протекающих в государстве процессов [1, с. 113].

Роль средств массовой информации в жизни общества можно рассматривать как с позитивной, так и с негативной стороны. С точки зрения позитива СМИ вносят вклад в развитие демократии и становления гражданского общества, содействуют в формировании активной позиции граждан в политике страны, а самое главное быстро распространяют в обществе необходимую информацию. С негативной точки зрения СМИ могут служить средством для различного рода политических манипуляций в обществе, другими словами, средства массовой информации могут воздействовать на общественное мнение, незаметно управлять политическим сознанием и действиями людей, с целью направления в нужное властным структурам русло. Кроме того, СМИ могут доносить до общества неверную и ложную информацию в каких-либо политических целях, а также сталкивать интересы общества.

Деятельность средств массовой информации всегда влияла на сознание людей. В современном обществе человеку сложно представить своё существование без радио, телевидения и тем более без Интернета. Специалисты говорят о том, что данные разновидности СМИ владеют безграничными возможностями в области воздействия, пользуясь при этом деликатными способами и преподнося информацию без цензуры [6, с. 274].

Для того, чтобы достичь поставленных задач СМИ пользуются конкретным набором приемов и правил. Например, первостепенной задачей для них является выбор тем для дискуссий, которые смогут сфокусировать внимание органов власти и общественности.

Однако для того, чтобы благополучно влиять на сознание людей, средства массовой информации используют следующие критерии:

- актуальность и приоритетность публикаций, их интерес в глазах общества;

- своевременность: увлечь и вызвать любопытство могут только те материалы, которые до этого не были нигде опубликованы;

- не заезженность: распространение информации об экстремальных событиях, войнах берёт верх над фактами из обыденной жизни, что объясняет нам стремление журналистов найти сенсацию или негативную шокирующую новость;

- политический успех: здесь необходимо сказать о том, что в первую очередь в эфир попадают новости о политических лидерах и достижениях их партий или целых государств, кроме того, особое внимание уделяется победителям на выборах;

- доверие к источнику: соответственно, чем оно выше, тем большую значимость и ценность несёт преподнесённая слушателю информация, тем более востребована будет телепередача, газета или радиостанция.

Имеется мнение, что СМИ, которые в качестве главной цели поставили прирост аудитории, не смогут стать лидерами в данной отрасли. Так как, в связи с этим они подвержены предоставлять поверхностный материал для своей аудитории.

Довольно-таки трудно опровергнуть активную позицию СМИ в общественно-политической жизни.

Они движутся к определённой цели, имеют свои интересы, которые им необходимо популяризировать и отстаивать, для того чтобы выдержать конкурентную борьбу.

Невзирая на имеющиеся различия в способах подачи информации, львиная доля СМИ рассматривается как организация политического давления и повышения культуры и образованности населения в вопросах работы властных органов.

Например, гражданин перед предстоящими выборами принимает решение, за какого лидера или партию отдать свой голос, основываясь на той информации и сведениях, которыми он владеет путём получения из телепрограмм, радиоэфиров, дебатов и т.д.

Многие специалисты высказывают своё мнение в отношении того, что главной задачей СМИ является контролирование деятельности органов власти. Но иногда осуществление этой функции происходит в незаконных формах, к ним относятся: подслушивание телефонных разговоров, дезинформация, искажённые данные и другое.

Таким образом, подводя итог всему вышесказанному, можно сделать вывод, что главная роль средств массовой информации − распространение информации и важных событий во всех сферах жизни общества.

В общественно-политической жизни современного общества СМИ также играют важную роль, так как в первую очередь результаты проделанной работы политических деятелей отражаются на жизни самого общества.

Во-первых, СМИ осуществляет функцию критики и контроля, что даёт возможность гражданам анализировать какую пользу несёт проделанная работа для граждан и давать оценку деятельности органов власти. Во-вторых, мы можем услышать различные мнения по тому или иному вопросу, от государственных служащих или простых рабочих. Кроме того, роль СМИ заключается в прививании гражданам политических ценностей и норм, так как у каждого человека должно быть своё мнение по различным политическим вопросам.

Существенным является и тот факт, что СМИ формируют имидж того или иного политического деятеля или партии на выборах. Функция мобилизации объединяет всё вышесказанное и подталкивает людей к политическим действиям и привлекает их к политической жизни.

Итак, СМИ в современном обществе играют огромную роль. Не зря их называют «четвёртой властью», ведь они помогают обществу идти вперёд.

 

Список литературы:
1. Гаджиев К. С. Политология: учебное пособие для вузов / К.С. Гаджиев. - 2-е изд., перераб. и доп.-М.: Издательство Юрайт,2021.-213с.
2. Лавриенко В. Н. Политология: учебник и практикум для среднего профессионального образования / В.Н. Лавриенко. -5-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2021. – 400с.
1. Ланцов А. С. Политология: учебник для вузов / А. С. Ланцов. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2021. – 454с. 
2. Малько А. В. Политология: учебник и практикум для среднего профессионального образования / А.В. Малько, А.Ю. Саломатин. – 2-е изд., перераб. и доп.-М.: Издательство Юрайт,2021. – 385с. 
3. Политология: учебник и практикум для среднего профессионального образования / В. А. Ачкасов [и др.]. – М.: Издательство Юрайт,2021.-404с. 
4. Пушкарева Г. В. Политология: учебник и практикум для вузов / Г.В. Пушкарева. – М.: Издательство Юрайт, 2021. – 295с. 
5. Роскомнадзор – федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://rkn.gov.ru/ (06.11.2021)