Актуальные проблемы комплексной безопасности дошкольного образовательного учреждения
Секция: Социология управления
I Международная заочная научно-практическая конференция «Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия»
Актуальные проблемы комплексной безопасности дошкольного образовательного учреждения
Actual problems of complex safety of preschool educational institution
Unusyan Uliana
Graduate, Russian University of Peoples' Friendship, Deputy head of security kindergarten №5 Odintsovo, Russia, Odintsovo
Аннотация. В рамках новой образовательной системы перед государством встают проблемы комплексного обеспечения безопасности, без решения которых в совокупном взаимодействии различных социальных институтов (государство, семья, ДОУ и т.д.) невозможно осуществление адекватного (складывающейся в мире ситуации с терроризмом, проблемой роста преступности) воспитательного и образовательного процесса. В статье будут рассмотрены проблемы комплексного обеспечения безопасности функционирования одного из таких институтов – институт дошкольного образовательного учреждения – и направления решения данной проблемы на социальном уровне.
Abstract. Under new educational system before the government the problems of integrated security stand, without which the total interaction of various social institutions (government, family, DOE, etc.) is impossible to implement appropriate (down in the world situation with terrorism, rising crime) educational process. This article will consider the problems of security of operation of one of these institutions, preschool educational institutions and directions of the solution of the problem on a social level.
Ключевые слова: безопасность; дошкольное образовательное учреждение; Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС); комплексная безопасность ДОУ; социальные институты; социальная безопасность.
Keywords: safety; preschool education; Federal state educational standard (FSES); integrated safety DOE; social institutions; social security.
В последние годы наблюдается значительное возрастание интереса со стороны социально-гуманитарных наук к проблемам обеспечения безопасности работы отдельных социальных институтов в целом и человека в частности. Вектор развития смещается на исследование условий предотвращения угроз жизни и здоровья на всех уровнях и в значительной степени – в области обеспечения безопасности образовательных учреждений, являющихся базовой основой построения общества.
Еще в начале века Приказом №31 Министерства образования России от 12.01.2004 г. было определено: «Безопасность образовательного учреждения – это условие сохранения жизни и здоровья обучающихся, воспитанников и работников, а также материальных ценностей образовательного учреждения от возможных несчастных случаев, пожаров, аварий и других чрезвычайных ситуаций…» [2]. Отсюда очевидна приоритетность обеспечения безопасности образовательных учреждений, которая является одной из важнейших составляющих государственной политики в области образования.
Сегодня безопасность образовательных учреждений является предметом пристального внимания со стороны федеральной, региональной и местной власти, а также городских служб и семьи (родителей). Изучению аспектов взаимодействия различных социальных институтов посвящено множество работ специалистов (В. Н. Кузнецов, О. И. Кашник и др.), занимающихся исследованиями и разработками отдельных направлений обеспечения безопасности работы образовательных учреждений [5; 6]. Однако данные исследования и разработки имеют в большинстве своем методическую направленность, не позволяющую комплексно решить проблему на уровне взаимодействия социальных институтов.
Основной нормативно-правовой документ, регулирующий безопасность участников образовательного процесса, – это ФЗ №273 «Об образовании в Российской Федерации» [1], устанавливающий ответственность образовательного учреждения за жизнь и здоровье воспитанников и работников учреждения во время образовательного процесса. Но далеко не всегда сотрудники могут решить данную проблему самостоятельно. Многие шаги государства по обеспечению безопасности остаются декларативными, и на практике показатели остаются низкими, прежде всего – из-за отсутствия должного контроля со стороны государства за обеспечением безопасности со стороны самого образовательного учреждения и курирующих его организаций.
Как показывают социологические исследования [5], наблюдается рост числа чрезвычайных ситуаций с участием детей, не снижается количество случаев проявления насилия и/или попустительского отношения по отношению к детям, в том числе и непосредственно со стороны воспитателей самого образовательного учреждения. Поэтому, как считает Ю. В. Ефимова, Н. А. Лызь [4; 7], обеспечение безопасности ребенка в ДОУ является важнейшим направлением работы государственных служб и контролирующих организаций.
Среди главнейших направлений развития образовательной системы ДОУ Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) выделяет сотрудничество ДОУ с различными социальными институтами – государством и семьей. Так, Т. Н. Сташкова одну из важнейших задач, решаемых ФГОС, называет «повышения компетентности родителей в вопросах развития и образования детей, охраны и укрепления их здоровья» [8]. Таким образом, активные научные дискуссии и многочисленные публикации по вопросам обеспечения безопасности в ДОУ свидетельствуют о сложности и многогранности данного феномена.
Под системой комплексной безопасности ДОУ понимается совокупность мер и мероприятий образовательного учреждения, осуществляемых во взаимодействии с органами местного самоуправления, правоохранительными органами, другими государственными службами и общественными организациями, обеспечивающих безопасность его функционирования, а также готовности сотрудников и участников образовательных отношений к рациональным действиям в чрезвычайных ситуациях.
Обеспечение комплексной безопасности ДОУ осуществляется в следующих направлениях: охрана труда и техника безопасности при организации образовательной деятельности; пожарная безопасность; антитеррористическая безопасность; безопасность дорожного движения; электробезопасность; информационная безопасность; ГО ЧС; обучение и формирование культуры безопасности; взаимодействие с органами местного самоуправления, правоохранительными органами, другими государственными службами и общественными организациями.
Сегодня ответственность за безопасность детей одновременно возлагается как на воспитателей и учителей, так и на директоров образовательных учреждений, районные отделы образования, городские Комитет образования, органы МВД, ГО и ЧС. Однако единого комплексного понимания путей решения вопросов безопасности детских образовательных учреждений (ДОУ) до сих пор не выработано.
Решение проблемы комплексного обеспечения безопасности можно найти в подходе, который использовал предвыборный штаб кандидата в мэры г.Магнитогорск Евгения Гончарова.
В ходе предвыборной компании на должность главы города команда Евгения Гончарова провела социологическое исследование, по итогом которого пришла к выводу, что решение проблем лежит в организации системного контроля за деятельностью всех государственных и ряда других учреждений [3]. Смысл которого сводится в максимальной прозрачности и доступности сведений о деятельности подобных организаций. В качестве одного из инструментов достижения этого ими было предложено создание единого портала (сайта) администрации каждого города, на котором каждый зарегистрированный гражданин города (имеющий свод индивидуальный код доступа, как, например, с сайтом налоговой инспекции) имеет возможность проследить работу организации, внести свои предложения, претензии по работе, в том числе и в области обеспечения безопасности, которые (будучи подконтрольны только федеральным службам) в обязательном порядке рассматриваются независимыми аналитиками, экспертами контролирующими органами. Такое решение проблемы имеет комплексный характер, не позволяя скрыть ни от кого, куда и как тратятся денежные средства на обеспечении безопасности учреждений, оперативно реагировать контролирующие органы на предложения, замечания и претензии граждан по работе организаций и по обеспечению безопасности в частности. Это касается в обязательном порядке выкладывания на сайте абсолютно всей информации о выделенных денежных средствах и затратах (с предоставлением полной сметы расходов) со стороны федерального и местного бюджета для каждого ДОУ на решение проблемы безопасности (куда и в каком объеме пошли денежные средства по организации пожарной, антитеррористической и т.д., своевременно выявить и наказать за недостачу, растрату и неадресное использование этих денежных средств). Аналогичным образом может решаться проблема безопасности в других образовательных учреждениях.
Это позволит привлечь к работе институт семьи, в настоящее время занимающей в большей части весьма пассивную позицию во многом за счет отсутствия прямых возможностей влияния на деятельность образовательных заведений. И заставить государственные органы адекватно реагировать на имеющиеся проблемы.
В рамках данной концепции нами в октябре 2016 года было проведено социологическое исследование, направленное на выявление отношения населения (прежде всего имеющих маленьких детей, посещающих ДОУ и начальную школу) к проблеме безопасности в данных учреждениях. В ходе опроса приняли участие 1000 человек города и области (500 человек – родители младших школьников и 500 человек - родители дошкольников). Исследование показало недостаточную обеспеченность прежде всего дошкольных образовательных учреждений средствами обеспечения безопасности. Если среди опрошенных порядка 70 % родителей вполне удовлетворены системой безопасности в школах, то в дошкольных учреждениях обратная статистика: 78 % опрошенных высказались о полном или частичном неудовлетворении имеющейся системой безопасности. При этом только 5 % опрошенных не смогли выделить направления обеспечения безопасности ДОУ. Голоса остальных опрошенных разбились следующим образом.
Так, согласно проведенным исследованиям решение вопроса безопасности ДОУ с технической точки зрения возможно, как считает 73 % опрошенных, по трем направлениям: 1) ограничение доступа в ДОУ (36%); 2) организация комплексного контроля ситуации (25 %), 3) оперативное реагирование (12 %).
Ограничение доступа на объект возможно осуществить посредством обеспечения технического укрепления здания; монтажа электронных замков на входных дверях; установка специальных турникетов; установки охранной сигнализации; организации пропускного режима на территорию ДОУ.
Комплексный контроль возможен посредством установки системы видеоконтроля за территорией ДОУ и основными помещениями внутри здания; монтажа системы пожарной сигнализации; установки оборудования контроля работы инженерных систем.
Оперативное реагирование на ЧП возможно посредством: установки тревожной кнопки с мониторинговым центром и охранными службами; организации внутренней селекторной связи; оборудования ДОУ системой оповещения.
И, с учетом концепции кандидата в меры Е. Гончарова, организация контроля гражданами (посредством единого сайта с индивидуальным кодом доступа) за внедрением и работой рассмотренных систем обеспечения безопасности.
Таким образом, в данной статье была показана важность проблемы комплексного обеспечения безопасности образовательного пространства ДОУ, являющейся одной из приоритетных составляющих работы дошкольных образовательных учреждений. Решение такой проблемы возможно только в рамках комплексного подхода, предложенного штабом Е. Гончарова, обеспечив максимальную доступность и прозрачность работы организаций, подключив к решению активному участию в решении проблемы все социальные институты
Список литературы:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2016) // Собрание законодательства РФ. – 2012. – №53. Ст. 7598.
2. Приказ Министерства образования РФ от 12 января 2004 г. № 31 «Об утверждении и реализации программы Минобразования России на 2004-2007 годы «Безопасность образовательного учреждения» (документ опубликован не был)//http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=EXP;n=334099;dst=100001#0. (дата обращения: 01.11.2016).
3. Блог Евгения Гончарова. Доклад о развитии Магнитогорска кандидата на должность Главы города Гончарова Евгения Валентиновича // http://goncharovtv.livejournal.com/31044.html. (дата обращения: 01.11.2016).
4. Ефимова Ю.В. Взаимодействие дошкольного учреждения и семьи в процессе формирования основ безопасности жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». – 2016. – №5. – С.591-593.
5. Кашник О.И., Брызгалина А.А. Теоретические аспекты социальной безопасности // Инновационные проекты и программы в образовании. – 2014. – №4. – С. 74-78.
6. Кузнецов В. Н. Социология безопасности. – М., 2007. 423 с.
7. Лызь Н.А. Развитие безопасной личности: психолого-педагогический подход // Педагогика. – 2006. – №4. С. 68-75.
8. Сташкова Т.Н. Организация освоения опыта безопасного поведения с детьми 2-7 лет: планирование, цикл занятий. – М.: Учитель, 2016.