Правовые аспекты регулирования антикоррупционного законодательства в системе местного самоуправления Российской Федерации
Секция: Конституционное право; конституционный судебный процесс; муниципальное право
I Международная заочная научно-практическая конференция «Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия»
Правовые аспекты регулирования антикоррупционного законодательства в системе местного самоуправления Российской Федерации
Legal aspects of regulation of anti-corruption legislation in the system of local self-government of the Russian Federation
Kopnenkova Anastasia
Master Orel’s branch of Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, consultant on personnel management of the administration of the Murom district, Russia, Orel
Аннотация: актуальность статьи обусловлена важностью проведения антикоррупционной политики в органах государственной власти и органах местного самоуправления. Целью статьи является рассмотрение правовых особенностей регулирования законодательства о противодействии коррупции. Автор анализирует существующую систему, выявляет проблемы и предлагает рекомендации по совершенствованию.
Abstract: relevance of article is caused by importance of carrying out anti-corruption policy in state and municipal authorities. The purpose of article is consideration of legal features of regulation of the legislation on anti-corruption. The author analyzes the existing system, reveals problems and offers recommendations about enhancement.
Ключевые слова: противодействие коррупции; национальный план противодействия коррупции; государственная и муниципальная служба; законность; декларационная кампания.
Keywords: anti-corruption; national plan of anti-corruption; public and municipal service; legality; declaration campaign.
Коррупционные проявления посягают на основы государственной власти, нарушают нормальную управленческую деятельность государственных, муниципальных органов и учреждений, подрывают их авторитет, порождают недоверие в обществе к органам власти, препятствуют конкуренции, затрудняют экономическое развитие.
В этой связи необходимо принятие специальных мер, направленных на существенное снижение возможности коррупционных проявлений, обеспечение защиты прав и законных интересов граждан, общества и государства от угроз, связанных с коррупцией.
Президент Российской Федерации в своем послании Федеральному Собранию Российской Федерации от 03.12.2015 года определил коррупцию как препятствие для развития России и предложил предоставлять гласности информацию о контрактах, подрядах, которые государственные и муниципальные служащие планируют заключать с фирмами своих родственников, друзей и близких лиц.
В ст. 1 Федерального закона от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции» категория «коррупция» определяется как[6, стр.1]:
а) злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами;
б) совершение деяний, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, от имени или в интересах юридического лица.
Согласно пункту 43 Указа Президента Российской Федерации от 31.12.2015 №683 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации" коррупция названа в числе других серьезных угроз государству и обществу. Особое внимание глава государства обращает на необходимость искоренения причин и условий, порождающих коррупцию, которая является препятствием устойчивому развитию Российской Федерации и реализации стратегических национальных приоритетов[4, стр.6].
В этих целях реализуются Национальная стратегия противодействия коррупции и национальные планы противодействия коррупции, в обществе формируется атмосфера неприемлемости данного явления, повышается уровень ответственности за коррупционные преступления, совершенствуется правоприменительная практика в указанной области.
Во Владимирской области утвержден план противодействия коррупции постановлением администрации Владимирской области от 15.03.2016 №209 на 2016 год [1, стр.2]. Управление по вопросам противодействия коррупции администрации Владимирской области проводится ежеквартальный мониторинг по реализации мероприятий противодействия коррупции муниципальными образованиями.
В целях реализации пункта 10 Указа Президента Российской Федерации от 01.04.2016 №147 "О национальном плане по противодействию коррупции на 2016 - 2017 годы", руководствуясь вышеуказанным постановлением администрации Владимирской области, на территории муниципального образования округ Муром действует постановление от 27.05.2016 №490 "Об утверждении Плана по противодействию коррупции в администрации округа Муром и ее структурных подразделениях на 2016 - 2017 гг.", которое предусматривает реализацию перечня мероприятий по противодействию коррупции [2, стр.4]. По исполнению пунктов плана составляется отчет, анализируются причины несвоевременного выполнения, затем предоставляется в Совет по противодействию коррупции при администрации округа Муром и ее структурных подразделениях.
Основные мероприятия плана по противодействию коррупции направлены на профилактику, пресечение коррупционных правонарушений, устранение причин и условий, порождающих коррупцию, повышение эффективности муниципального управления.
Федеральный закон от 25.12.2008 №273-ФЗ "О противодействии коррупции" предусматривает профилактику коррупции путем применения ряда мер. В целях выполнения требований антикоррупционного законодательства органам местного самоуправления рекомендовано рассматривать вопросы правоприменительной практики по результатам вступивших в законную силу решений судов, арбитражных судов о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) указанных органов и т.д.
В соответствии с п.42 ч.1 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления относят осуществление мер по противодействию коррупции в городском округе [5, стр.41].
Закрепленные законом ограничения и запреты – важное административно-правовое средство противодействия коррупции в государственной и муниципальной службе. Выработка антикоррупционных стандартов способствует предупреждению или уменьшению воздействия коррупции на объект воздействия.
Органы местного самоуправления в целях профилактики могут организовать проведение тематических семинаров-совещаний с муниципальными служащими по вопросам противодействия коррупции.
Руководствуясь ст.8, 8.1 Федерального закона от 25.12.2008 №273-ФЗ "О противодействии коррупции", ст.15 Федерального закона от 02.03.2007 №25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", муниципальные служащие обязаны ежегодно предоставлять представителю нанимателя (работодателю) сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также указанные сведения в отношении своих супруги (супруга) и не совершеннолетних детей в порядке и сроки, установленные действующим законодательством [7, стр.11].
Непредставление или представление заведомо недостоверных или неполных вышеуказанных сведений является правонарушением, влекущим увольнение муниципального служащего с муниципальной службы.
В случаях выявления нарушений предоставления муниципальными служащими данных сведений представителем нанимателя (работодателем) самостоятельно либо в рамках прокурорского надзора путем вынесения соответствующего представления, данный факт подлежит рассмотрению на заседании комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликтов интереса с предварительным уведомлением о предстоящем заседании Управления по вопросам противодействия коррупции администрации Владимирской области.
Выполнение требований антикоррупционного законодательства распространяется и на руководителей муниципальных учреждений (ч.4 ст.275 Трудового кодекса Российской Федерации[3, стр.154], ст.4 Федерального закона от 29.12.2012 №280-ФЗ). Однако, в ходе анализа, было выявлено, что не полной мере.
Данное требование ограничено предоставлением сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера. Сведения по расходам не предусмотрено действующим законодательством. Было бы логичным образом предположить отрегулировать данную норму по аналогии с муниципальными служащими.
Кроме того, если руководитель муниципального учреждения по определенным причинам не имеет возможности предоставить сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в срок или предоставляет неполные или недостоверные сведения, то схема дальнейших действий работодателя размыта, поскольку отсутствует комиссия, уполномоченная на рассмотрение подобных вопросов.
Для решения данной проблемы требуется урегулирование на федеральном, так и на региональном уровнях. Депутаты представительного органа местного самоуправления могут обратиться в региональный представительный орган, который уже непосредственно, обладая правом законодательной инициативы, имеет право выступить с данным проектом в Парламент Российской Федерации.
Статья 15.1. Федерального закона от 02.03.2007 №25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" устанавливает обязанность представления сведений о размещении информации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а именно сведений об адресах сайтов и (или) страниц сайтов как муниципальными служащими (ежегодно, в срок не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным), так гражданами, претендующих на замещение должности муниципальной службы (за три календарных года, предшествующих году поступления на службу).
Следует отметить, что сведения должны представляться по форме, установленной Правительством Российской Федерации. Данная норма была введена Федеральным законом от 30.06.2016 №224-ФЗ, однако форма предоставления сведений на момент введения нормы закона не разработана и по настоящее время не утверждена.
В рамках реализации ст.15.1 Федерального закона от 02.03.2007 №25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" представитель нанимателя (работодатель) вынужден самостоятельно определить форму предоставления данных сведений, ибо в случае не предоставления гражданин не может быть принят на муниципальную службу, а муниципальный служащий соответственно не может находиться муниципальной.
Приоритетной задачей антикоррупционной политики является реформация общественного сознания, формирование в обществе атмосферы жесткого неприятия коррупции. Для реализации этой задачи необходимо повышать правовую грамотность населения, достигать максимальной прозрачности процедур предоставления государственных и муниципальных услуг, а также проводить постоянную профилактическую работу в органах государственной власти и органах местного самоуправления.