Социально-педагогическое сопровождение детей с нарушением слуха в начальной школе
Конференция: XXX Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
Секция: Педагогическая психология
XXX Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
Социально-педагогическое сопровождение детей с нарушением слуха в начальной школе
Постановка проблемы
В России, как и в других высокоразвитых странах мира, разработана успешно функционируемая система специального образования, которая направлена на удовлетворение образовательных потребностей для детей с различными нарушениями здоровья и развития, в том числе и с нарушениями слуха, и на современном этапе успешно развивается и совершенствуется.
Исследованиями в данной области активно занимались такие ученые: Т.С. Зыкова, Е.П. Кузьмичева, Н.Н. Малофеев, Г.Н. Пенин, Л.M. Шипицына, Н.Д. Шматко, Е.З. Яхнина и др.
Изложение основного материала исследования
Согласно исследованиям отечественных дефектологов, Л.С. Выготского [2] и Р.М. Боскиса [3, 4], установлено, что особенности каждой категории детей с нарушением слуха (глухие, слабослышащие и позднооглохшие) создают определенные трудности в развитии познавательной сферы.
И.М. Соловьев [5] выделил два принципа, характерные для детей с нарушением слухового аппарата. Вследствие суженного объема внешних воздействий на такого ребенка, его психическая деятельность упрощается и реакция становятся более упрощенной и менее разнообразной, так же формирующаяся система межфункциональных взаимодействий изменена. [1]
Исследования Т.Г. Богдановой [6], Е.Г. Речицкой [7, 8], Т.В. Розановой [9, 10], И.М. Соловьева [5, 11] показывают, что основной проблемой в развитии познавательных процессов детей с нарушениями слуха является низкая концентрация и неустойчивость внимания. Важно отметить, что особенности развития внимания связаны с тем, что большее значение имеет зрительное восприятие, т. е. в основном нагрузка по восприятию и переработке информации ложится на зрительный анализатор, поэтому дети быстрее начинают чувствовать утомляемость, следствием этого отмечаются трудности переключения внимания. Так же требуется больше времени на адаптацию, что приводит к снижению скорости выполнения определенных заданий и действий.
В начальных классах, в процессе обучения, у школьников развивается произвольное внимание. У детей же с нарушением слуха отмечается наибольший темп развития такого внимания, оно формируется на 3‑4 года раньше обычного. Более позднее становление высшей формы внимания связано уже непосредственно с отставанием в развитии речи. В данном случае в ход идут указательные жести, речевая инструкция взрослых — они выделяют из окружающих предметов вещь, тем самым помогая в направлении внимания ребенка.
Преодоление нарушений в развитии детей с нарушением слуха требует социального и целостного воздействия на личность в специально спланированном и организованном образовательном процессе. Он направлен не только на достижение определенного уровня развития, но и на развитие компенсаторные перспективы.
Благодаря социально-педагогическому сопровождению в процессе обучения формируется речь, понятийное мышление и словесная память. Создаются условия как раз таки для расширения реализации компенсации дефекта не только за счет развития и использования слуховых данных, но и за счет других сохранных анализаторов.
Педагогический процесс строится таким образом, чтобы расширить возможности детей самостоятельной работы по расширению и обогащению речи вне учебной деятельности, и обеспечивает полисенсорную основу обучения. Т. е. работа по развитию навыков чтения с губ, занятия по технике речи, работа и развитие остаточного слуха.
Письмо и чтение для детей с нарушением слуха являются самым полноценным средством овладения языком. Специфична роль письменной речи и как средства развития познавательной деятельности учащихся начальной школы.
Тем не менее, у слабослышащих, которые овладевают совестной речью позже слышащих и на иной сенсорной основе, в развитии мышления наблюдается значительно больше специфических особенностей, чем в развитии других познавательных процессов.
Выводы
Важной задачей социально-педагогического сопровождения детей с нарушением слуха является обучение и формирование умения выделять существенные признаки в ориентировочной основе действий, классифицировать задачи по способу решения, переходить от моделей, воспроизводить и строить алгоритмы, осуществлять общелогические действия и операции для достижения образовательных целей.
Согласно исследованиям Р.М. Боскис [12] и Н.Вю Яшковой [13] отставание мыслительной деятельности у детей с нарушениями слуха проявляется во всех компонентах структуры мышления [1]:
- В резком отставании словесно-логического мышления;
- В дефиците мотивационного компонента;
- Длительной несформированности операционного компонента;
- Нарушений вербальной стороны мыслительных процессов.