Статья:

Особенности развития любознательности у младших школьников в процессе обучения

Конференция: XXX Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Педагогическая психология

Выходные данные
Кисличко Т.Р., Некляева Ю.Р. Особенности развития любознательности у младших школьников в процессе обучения // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам XXX междунар. науч.-практ. конф. — № 6(30). — М., Изд. «МЦНО», 2019. — С. 52-56.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Особенности развития любознательности у младших школьников в процессе обучения

Кисличко Татьяна Романовна
студент ГБОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический институт», РФ, г. Ставрополь
Некляева Юлия Романовна
студент ГБОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический институт», РФ, г. Ставрополь

 

FEATURES OF THE DEVELOPMENT OF CURIOSITY IN YOUNGER STUDENTS IN THE LEARNING PROCESS

 

Julia Neklyaeva

student, GBOU VO "Stavropol state pedagogical Institute», Russia, Stavropol

Tatiana Kislichko

student, GBOU VO "Stavropol state pedagogical Institute», Russia, Stavropol

 

Аннотация. В статье проводится литературный анализ работ ученых на тему влияния любознательности на процесс обучения детей в начальной школе. Приводится отличие таких понятий как любопытство и любознательность. Рассматриваются основные факторы от которых зависит любознательное поведение детей младшего школьного возраста. Приводятся рекомендации учителям по формированию и поддержанию любознательности, у обучающихся начальной школы, на достаточно высоком уровне.

Abstract. The article provides a literary analysis of the works of scientists on the influence of curiosity on the process of teaching children in primary school. The difference between such concepts as curiosity and curiosity is given. The main factors on which the inquisitive behavior of children of primary school age depends are considered. The recommendations to teachers on the formation and maintenance of curiosity in primary school students at a high level.

 

Ключевые слова: младшие школьники; начальная школа; любознательность; процесс обучения; познавательный интерес.

Keywords: primary school children, primary school, curiosity, learning process, cognitive interest.

 

Ключевое место, в психологической и педагогической литературе отводится определению понятия «любознательность» и изучению формирования и развития любознательного поведения. Российские и зарубежные ученые по-разному характеризуют сущность понятия любознательность. На сегодняшний день, несмотря на огромное количество работ посвященных изучению любознательности у детей, обучающихся в начальной школе, отмечается несколько основных подходов к пониманию данного психического состояния. Среди них выделяют такие, где указанное свойство характеризуется как мотив деятельности, или как потребность в познании, интерес, интел­лектуальное чувство или свойство характерное для определенных детей и т. д.

Такие ученые как: Е.М. Гвоздырева, И.Д. Зверев, Н.Г. Морозова, С.Л. Рубинштейн, в своих работах определяют любознательность как потребность человека в получении новых знаний. Д.Е. Берлайн, и В.Ю. Дорохова, в своих исследованиях, делают акцент на том, что любознательность является одним из условий мотивации. Интеллекту­альным чувством, возникающим в результате активной познавательной деятельности, в своих трудах называют любознательность следующие педагоги: П.И. Иванов и А.И. Аржанова [2]. По мнению ряда авторов, таких как Б.Г. Ананьев и А.Н. Низов, любознательность определяется психологическими особенностями свойственными каждому человеку, среди которых выделяют темперамент, характер, различные способности и уровень учебной мотивации [1].

В области проявления любознательного поведения к процессу обучения в начальной школе, у обучающихся наблюдаются характерные различия. Большинство детей не обладает интересом к процессу обу­чения, однако, те дети, которые имеют большой интерес к изучению какого – либо предмета в начальной школе относятся к числу одаренных. Детей, которые хорошо успевают в учебе, привлекают различные, порой самые сложные учебные предметы. На разных уроках, при изучении учебного материала они, неосознанно, демонстрируют всплески интереса, подъемы интеллектуальной активности. Н.А. Добролюбов и Н.Г. Чернышевский в своих работах отмечают, что воспитание, которое опирается на достаточную свободу ребёнка, развивает его интересы и любознательность [3]. А.С. Макаренко выделял особые приемы формирования и развития любознательности, такие как: подсказка, которая вызывает у ребенка догадку, затем постановка вопроса, после чего введение нового материала, рассмотрение иллюстраций и постановка наводящих вопросов.

Любознательность у детей младшего школьного возраста, согласно Н.Г. Чернышевскому, характеризуется выраженным проявлением эмоций удивления, радости познания или открытия нового, удовлетворен­ностью деятельностью. Становясь устойчивой чертой характера, любознательность играет немало важную роль при формировании и развитии личности ребенка [4].

Проведенный анализ литературных источников, показал, что любознательность - это сложное и многогранное явление, которое можно проанализировать с разных точек зрения. Во – первых, как проявление познавательной активности, источником которой является познавательная потребность. Во – вторых, как психическое состояние, которое проявляется в активной познавательной деятельности. В – третьих, как черту характера и в – четвертых, как интеллектуальную способность ребенка.

Любознательность младших школьников возникает на основе интеллектуальной активности, проявляющейся ситуативно [2]. Основой для формирования любознательности являются сенсорные навыки и умения. В начальной школе у детей любознательность обусловливает сформированность учебно-познавательного интереса, эффективность учебной деятельности, высокую успеваемость и качество усвоения новых знаний. Чаще всего любознательные младшие школьники пред­почитают изучать энциклопедическую и справочную литературу, в которой представлена разнообразная информация об изучаемых явлениях. Стремление ребенка к познанию обеспечивается, помимо любознательности, еще и инициативностью. Инициативные школьники чаще других проявляют интерес к освоению окружающего их мира. У таких детей ярко выражена потребность в новых знаниях. Характеристика любознательности младших школьников говорит о широте вариативности, высоком уровне активности познания, стрем­лении самоутвердиться и самореализоваться как в учебной, так и в других видах деятельности. При этом младшие школьники испытывают большое количество эмоций от удовольствия, радости, восторга до раздражения, беспокойства и разочарования [5].

Одной из наиболее трудных и важных задач педагогики является проблема развития любознательности у младших школьников. От уровня любознательность сильно зависит эффективность учебного процесса, т. к. интерес является необходимым мотивом познавательной деятель­ности младшего школьника. В начальной школе у детей активно развивается интерес к новому. На этапе первого и второго класса проявляются интересы к отдельным фактам и изолированным явлениям, затем в третьем и четвертом классе, появляются интересы, которые связаны с раскрытием причинно – следственных связей и закономер­ностей. С третьего класса у детей начинают активно дифференцироваться все процессы, т. к. происходит развитие навыка чтения [3].

Учителю необходимо правильно организовать учебный процесс, для того чтобы сформировать у детей интерес к изучаемым предметам. В работе направленной на развитие любознательности у обучающихся начальной школе необходимо чтобы учебный процесс был интенсивным и увлекательным, а стиль общения с детьми мягким и доброжела­тельным. Проведение уроков с использованием презентаций или видео­материалов, позволяет надолго удержать внимание младших школьников, и не вызвать у них переутомления. Мультимедийный файлы развивают у детей не только любознательность, но и наблюдательность.

Необходимо учитывать, что существует взаимосвязь позитивных и негативных эмоций [3]. При проявлении любознательного поведения они активно дополняют друг друга. Если установить причинно – следственную связь, то можно увидеть, что положительные эмоции проявляются в случае удачного освоения новой информации, получения новых знаний, появления желания продолжить изучение заинтересовав­шей работы. В случае же неуда, особенно когда они возникают систематически, у ребенка проявляются астенические отрицательные эмоции, которые часто сопровождаются слезами и отсутствием желания продолжать начатое дело. Иногда дети могут демонстрировать агрессию и раздражительность в отношении к окружающим людям.

Если в процессе любознательного поведения обучающийся получает положительные эмоции, которые выражаются чувством радости при достижении цели, чувство гордости за свои успехи, активизируют действия обучающихся. Это проявляется в постоянном стремлении к получению новой информации, разнообразии способов и приемов реализации любознательности, стремлении довести начатое дело до конца.

Негативные эмоции чаще всего возникают по причине неудач, которые постоянно повторяются во время поиска новой информации или выполнении какого – либо действия. Это приводит к тому что у обучающегося возникает апатия, постоянное отвлечение на посторонние дела, и в следствии чего, теряется интерес к процессу обучения.

Таким образом, анализируя выше сказанное, можно заключить, что эмоции оказывают прямое влияние на силу, интенсивность и устойчивость стремлений в проявлениях любознательности. Последние определяют уровень саморегуляции, целеустремленности и настой­чивости в поиске новой и необходимой информации.

Г.И. Щукина выделяет следующие критерии сформированности любознательности [5]:

  • Когнитивный (наличие познавательных вопросов и эмоцио­нальную вовлеченность ребенка).
  • Мотивационный (создание ситуации успеха, целенаправленность деятельности и ее завершенность).
  • Действенно – практический (инициативность, настойчивость).

В современном обучении важно делать упор на развитие любозна­тельности у младших школьников. Любознательность способствует тому, что дети, на этапе начальной школы начинают активно заниматься поиском и исследованием новой для них информации. Это, несомненно сказывается на процессе обучения, т. к. любознательные дети легче усваивают новые знания и осваивают какие – либо навыки. Любознательность младших школьников зависит от ряда факторов, среди которых, тип темперамента, эмоции и чувства, возникающие при изучении нового материала, подача учебного материала учителем и поддержка от родителей.

 

Список литературы:
1. Ананьев Б.Г. Избранные труды по психологии / Б.Г. Ананьев. СПб.: СПБГУ, 2007. 228с.
2. Берлайн Д.Е. Любознательность и поиск информации / Д.Е. Берлайн // Вопросы психологии. 2006. №3. С. 54-60.
3. Божович Л.И. Проблемы формирования личности / под ред. Д.И. Фельдштейна / Л.И. Божович. М.: Академия, 2005. 280 с.
4. Запорожец А.В. Эмоциональное развитие школьника / А.В. Запорожец. - М.: КноРус, 2011. - 178 с.
5. Мудрик А.В. Социальная педагогика / А.В. Мудрик. - М.: Академия, 2009. - 224 с.