Специфика адаптационного процесса военнослужащих к условиям армейской среды
Конференция: XXV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
Секция: Коррекционная психология
XXV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
Специфика адаптационного процесса военнослужащих к условиям армейской среды
Аннотация. В статье анализируются особенности процесса адаптации военнослужащих по призыву к условиям армейской среды. Теоретический анализ проблемы адаптации военнослужащих помог сформулировать гипотезу о том, что на успешное протекание адаптационного процесса военнослужащих влияют их социально-психологические характеристики и индивидуальные свойства личности. Описаны результаты социально-психологического изучения и психологического обследования молодых солдат, благодаря которым выявлены индивидуальные психологические особенности характерные для военнослужащих в начальный период адаптационного процесса. Новизна исследования состоит в раскрытии социально-психологических особенностей военнослужащих по призыву с предпосылками к нарушению адаптационного процесса. Результаты исследования помогут при первичном психологическом обследовании своевременно выявлять военнослужащих группы риска с низким личностным адаптационным потенциалом и высоким уровнем дезадаптации. Данная категория военнослужащих нуждается в коррекционно-развивающих психолого-педагогических мероприятиях на повышение уровня адаптированности к условиям военной службы.
Ключевые слова: адаптация к условиям профессиональной деятельности; дезадаптация; уровень адаптированности; переадаптация; этапы адаптации; личностные качества; социально-психологические характеристики № типы поведения личности.
Одним из важнейших направлений деятельности специалистов психологической работы в Вооруженных Силах является адаптация военнослужащих к армейской среде.
Как утверждает профессор М.И. Дьяченко, в период адаптации в поведении человека могут участвовать не только физиологические, но и эндокринные реакции человека, а также психические процессы, приобретенный до призыва опыт, состояние и свойства личности. «Чем сложнее условия и значительней в общественном отношении цели, стоящие перед людьми, тем большую роль в процессе адаптации играют различные стороны личности, включая мировоззрение» [1].
Ж.Г. Сенокосов изучал социально-психологическую адаптацию военнослужащих по призыву к военной службе как процесс выбора и реализации способов поведения и форм общения личности, которые позволяют согласовать требования и ожидания в условиях, соответствующих или же несоответствующих базовым ценностям личности и группы. Он считал, что на успешность адаптации влияют личностные особенности человека [11]. Понятие адаптация как динамический процесс формирования внутренних становления психических функций путем усвоения деятельности социального окружения, присвоения жизненного опыта рассматривали такие ученые как Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн [4].
Результатами негативного протекания адаптационного процесса могут стать нарушение воинской дисциплины, суицидальные происшествия, психические расстройства, неадекватная оценка своего места и роли в коллективе, развитие болезней, некачественное исполнение своих должностных и специальных обязанностей. Поэтому проблема адаптации военнослужащих к условиям профессиональной деятельности является актуальной. Важно исследовать характер влияния психологических особенностей военнослужащих на адаптацию их к условиям военной службы, а также конкретизировать какие личностные качества военнослужащих влияют на уровень адаптированности. На основании изученной литературы мы выдвинули гипотезу о том, что личностные качества военнослужащих по призыву влияют на их благополучный исход адаптационного процесса к условиям военной службы [8].
Успешность адаптации военнослужащих характеризуется уровнем усвоения норм, ценностей и условий служебной деятельности, его полным включением в коллективные межличностные взаимоотношения, качественным исполнением своих должностных и специальных обязанностей, принятием способов поведения присущих профессиональной сфере. Состояние дискомфорта в начальный период адаптации позволяет включать психические механизмы, которые в свою очередь помогают приспосабливаться к психической деятельности в соответствии с требованиями изменившихся условий. Успешность профессиональной деятельности военнослужащих в целом определяет устойчивая адаптация к новым изменившимся условиям. Наиболее подробно данную проблематику рассматривал в научных работах А.Г. Караяни. Он предлагает определить психологическое обеспечение адаптации молодых солдат как «комплекс мероприятий по формированию, укреплению и развитию у военнослужащих психологических качеств, обеспечивающих их высокую психологическую устойчивость и готовность выполнять боевую задачу в любых условиях обстановки» [2].
Период адаптации включает в себя следующие этапы: подготовительный этап, этап начального психического напряжения, этап сильных психических реакций, этап завершающего психического напряжения. Подготовительный период заключается в сознательной подготовке человека к предстоящим значительным изменениям в условиях своей деятельности. Он накапливает информацию об особенностях военной службы, о различных психотравмирующих факторах армейской среды, таким образом, психологически подготавливая себя к будущей смене деятельности. Этап начального психического напряжения начинается с прибытием молодого человека в военный комиссариат и сопровождается нарастанием эмоциональных переживаний. При нормальном развитии адаптационного процесса молодого человека к условиям военной службы на этапе начального психического напряжения происходит мобилизация его психических ресурсов при условии положительных личностных качеств и ранее накопленной информации. На этапе сильных психических реакций личность начинает испытывать на себе влияние различного рода психотравмирующих факторов (ограничение в общении с близкими людьми, групповая изоляция – нахождение только в воинском коллективе, публичность – отсутствие возможности уединения, возможная угроза для жизни, здоровья и личного достоинства) [3].
На этапе сильных психических реакций возможно прогнозирование дальнейшего развития адаптационного процесса: переадаптация и дезадаптация. Переадаптация выступает как результат благополучного протекания адаптационного процесса с дальнейшим переходом к этапу завершающего психического напряжения. В свою очередь дезадаптация – это невозможность адаптироваться к текущим условиям, изменяющимся отношениям, ситуациям, возможностям. Обычно сопровождается вегетативными и невротическими реакциям. Дезадаптивные нарушения определяют два типа поведения личности в новых условиях: агрессивный и тревожно-депрессивный. Агрессивный тип характеризуется повышенной конфликтностью, раздражительностью, недовольством, агрессивными реакциями, негативным отношением к окружающим, вспышками гнева без видимой причины. Личности с тревожно-депрессивным типом поведения отличаются повышенной интроверсией, замкнутостью, переживаниями, самообвинением, возможно суицидальное поведение как способ решения ситуации [6].
Для более достоверного прогнозирования необходимо качественное всестороннее социально-психологическое изучение и психологическое обследование военнослужащих. Организованная модель психолого-педагогического сопровождения будет способствовать положительной динамике социально-психологической адаптации, выражающейся в успешности и эффективности военной службы. Для подтверждения или опровержения выдвинутой гипотезы и оптимизации процесса адаптации военнослужащих проведено психологическое обследование 129 молодых солдат, призванных на военную службу в мае-июне 2018 года. Целью нашего исследования было выявить личностные особенности военнослужащих по призыву и уровень их дезадаптации в условиях профессиональной деятельности. Психологическое обследование осуществлялось по средствам индивидуальной беседы, тестирования по опросникам МЛО «Адаптивность» и «ИТО+».
А.Г. Маклаков и С.В. Чермянин разработали многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» (МЛО АМ) – методику для оценки личностных адаптационных возможностей с учетом социально-психологических особенностей личности. Авторы методики утверждают, что эффективность адаптационного процесса зависит от адекватной оценки человеком своего места и роли в коллективе, мотивации поведенческой регуляции, соотношения своих потребностей с возможностями. Опросник содержит 165 вопросов и имеет следующие шкалы: достоверность, нервно-психическая устойчивость, коммуникативный потенциал, моральная нормальность, личностный адаптивный потенциал [5].
Методика индивидуальный типологический опросник (ИТО+) Л.Н. Собчик направлен на диагностику свойств личности, черт характера, направленности мотивации, стиля межличностного общения и познавательных процессов. Опросник состоит из 133 вопросов и включает в себя следующие шкалы: экстраверсия, интроверсия, спонтанность, агрессивность, тревожность, дезадаптация, конформность, компромиссность, социабельность, лидерство, ригидность, сензитивность, лабильность, неискренность, внутренний конфликт [10].
По результатам исследования 31 % военнослужащих по призыву молодого пополнения по социально-психологическим характеристикам и личностным качествам имеют предпосылки к нарушению адаптации к условиям военной службы. Данные военнослужащие по шкале дезадаптация имеют более 7 стэнов. Социально-психологическое изучение и психологическое обследование позволило выделить группу военнослужащих по призыву, требующих повышенного психолого-педагогического внимания в период адаптационного процесса. Результаты изучения помогли обобщить отличительные признаки военнослужащих по призыву, на которые должностным лицам учебных подразделений и войсковым психологам следует обратить особое внимание. Условно мы назвали данную группу «коррекция».
Для прогнозирования успешности протекания адаптационного процесса военнослужащих по призыву мы использовали основные социально-психологические характеристики: образование, состав семьи, отношение к военной службе, заболевания нервной системы, психические расстройства, ослабленное здоровье, дефицит массы тела, травмы головы, суицидальные попытки военнослужащего или ближайших родственников, асоциальное поведение до призыва на военную службу (злоупотребление алкоголем, употребление наркотических и токсичных веществ, приводы в полицию, судимости) [9].
По итогам обследования военнослужащие группы «коррекция» имеют следующие результаты: 35 % военнослужащих воспитывались в неполных семьях или без родителей; по образованию имеют: общее основное (9 классов) – 28 %, общее среднее (11 классов) – 10 %, начальное профессиональное (ПТУ) – 33 %, среднее профессиональное (техникум) – 19 %, высшее профессиональное – 10 %; только 30 % опрошенных пришли служить с желанием, 63 % - будут служить, подчиняясь закону, 7 % - не желают продолжать военную службу; 13 % военнослужащих имеют приводы в полицию; 20 % - имеют низкий личностный адаптационный потенциал, 80 % военнослужащих группы «коррекция» имеют удовлетворительный и неудовлетворительный уровни нервно-психической устойчивости.
Обобщая полученные данные можно утверждать, что для военнослужащих группы «коррекция» характерны следующие личностные качества: неоднозначное отношение к военной службе (вплоть до негативизма), жалобы на соматическое здоровье (порой не оправданные), пассивная жизненная позиция, неадекватная самооценка и оценка окружающей действительности, замкнутость, затруднения в построении контактов. А также присущи такие особенности как низкий и средний уровни коммуникативных способностей, повышенный и высокий уровни дезадаптации, низкий уровень стеничности, высокий уровень лабильности, сензитивности. Следует отметить, что конформизм, компромиссность, интроверсия характерны при повышенном и высоком уровнях тревожности и депрессии. Повышенная ригидность, спонтанность, экстраверсия характерна при агрессивных тенденциях. Военнослужащие данной группы преимущественно имеют начальное профессиональное образование, удовлетворительный и неудовлетворительный уровни нервно-психической устойчивости, наличие приводов в полицию, жалобы на состояние здоровья, некоторые из них воспитывались в неблагополучных семьях. Особое внимание при психологическом обследовании, вновь прибывших молодых солдат, следует обратить на условия их воспитания, а не состав семьи. Исследование показало, что 65 % военнослужащих, имеющих предпосылки к нарушению адаптации, воспитывались в полных семьях. Четверым военнослужащим с неудовлетворительной нервно-психической устойчивостью в период обучения в отдельном сводном учебном подразделении спланированы и организованы консультации психоневролога. По результатам углубленного изучения двое военнослужащих по призыву уволены из рядов Вооруженных Сил по медико-психологическим характеристикам. Дополнительно с предпосылками к нарушению адаптационного процесса углубленно изучались еще семь военнослужащих. Таким образом, результаты исследования подтвердили гипотезу о том, что на успешность адаптации военнослужащих к условиям профессиональной деятельности влияют их социально-психологические и личностные характеристики. Для оптимизации адаптационного процесса военнослужащих по призыву к военно-профессиональной деятельности необходимо конкретизировать социально-психологические факторы, влияющие на уровень адаптированности военнослужащих. А также разработать комплекс профилактических и коррекционно-развивающих психолого-педагогического мероприятий, направленных на повышение уровня адаптированности военнослужащих по призыву с учетом типа дезадаптационных нарушений. Целью разработанного комплекса будет создание благоприятных условий и психологически комфортной среды для адаптации военнослужащих к условиям службы в армии.