Статья:

Особенности проявления посттравматического стрессового расстройства у детей, пострадавших от преступных посягательств

Конференция: XXII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Общая психология, психология личности, история психологии.

Выходные данные
Токарева А.А., Гладышева В.А., Воронина М.А. Особенности проявления посттравматического стрессового расстройства у детей, пострадавших от преступных посягательств // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам XXII междунар. науч.-практ. конф. — № 9(22). — М., Изд. «МЦНО», 2018. — С. 32-37.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Особенности проявления посттравматического стрессового расстройства у детей, пострадавших от преступных посягательств

Токарева Анна Алексеевна
психолог, ГБУ ВО «Центр психолого-педагогической поддержки и развития детей», РФ, г. Воронеж
Гладышева Валерия Андреевна
психолог, ГБУ ВО «Центр психолого-педагогической поддержки и развития детей», РФ, г. Воронеж
Воронина Марина Александровна
психолог, ГБУ ВО «Центр психолого-педагогической поддержки и развития детей», РФ, г. Воронеж

 

Features of manifestation of post-traumatic stress disorder in children affected by criminal attacks

 

Anna Tokareva

psychologist, GBU VO "Center of psychological and pedagogical support and development of children", Russia, Voronezh

Valeria Gladysheva

psychologist, GBU VO "Center of psychological and pedagogical support and development of children", Russia, Voronezh

Marina Voronina

psychologist, GBU VO "Center of psychological and pedagogical support and development of children", Russia, Voronezh

 

Аннотация. В статье рассматриваются особенности проявления ПТСР у детей разного возраста, пострадавших от жестокого обращения, а также этапы оказания психологической помощи ребёнку, имеющему травматический опыт.

Abstract. The article discusses the features of post-traumatic stress disorder in children of different ages affected by abuse, as well as the stages of psychological assistance to a child with traumatic experience

 

Ключевые слова: насилие; жестокое обращение; стресс; травма; поведение; эмоции; методы; ребёнок

Keywords: violence; abuse; stress; trauma; behavior; emotions; methods; child

 

В настоящее время кризисные ситуации, связанные с жестоким обращением в отношении детей, стали распространенным явлением в современной жизни. Насилие над детьми может привести к различным изменениям: соматическим, психическим, поведенческим. Поэтому специалистам необходимо уделять особое внимание работе с детьми с посттравматическим стрессовым расстройством (ПТСР).

Посттравматическое стрессовое расстройство — одно из наиболее распространенных психопатологических последствий эмоциональной травмы, возникающее как отсроченная или затяжная реакция на стрессовое событие и способное вызвать общее потрясение почти у любого человека. Самой уязвимой категорией оказываются дети и подростки, психика которых особенно реагирует на кризисные ситуации. Травматическая ситуация, пережитая ребенком, оказывает влияние не только на его эмоциональное состояние, но и приводит к долгосрочным последствиям, влияющим на развитие ребенка в будущем.

ПТСР необходимо диагностировать у ребенка в течение первых месяцев после перенесенной психологической травмы: если игнорировать симптомы заболевания и не лечить ПТСР, то состояние ребенка будет ухудшаться, и расстройство может перейти в хроническую форму.

Для травматических ситуаций разной модальности характерны общие признаки посттравматического стрессового расстройства:

1) физиологические: нарушения засыпания и пробуждения, кошмарные сны, связанные с травмой, задержки развития, энурез, соматические заболевания, гиперкинезия;

2) эмоциональные: боязнь того, что ситуация повторится, чувство вины и стыда, депрессивное состояние, постоянная напряженность, высокая тревожность, постоянные мысли о травмировавшей ситуации;

3) поведенческие: неадекватная по силе реакция на любую ситуацию, напоминающую травму, проявление садистских наклонностей, жестокости по отношению к живым существам, неконтролируемое поведение, импульсивность, агрессия, изолированность, приступы паники;

4) когнитивные: нарушение познавательных процессов, искажение образа мира, искажение восприятия, потеря доверия к людям, паранойяльные симптомы. В травмирующих ситуациях у жертв часто возникает такое явление, как избирательная амнезия, обусловленная защитным механизмом - вытеснением.

Несмотря на то, что причины, вызывающие ПТСР, могут быть различными, можно выделить типичные симптомы, характерные для детей определенных возрастов:

- изменения, характерные для дошкольного и младшего школьного возраста (4-7 лет):

физиологические: нарушения сна (частые просыпания, кошмары и т. д.); энурез; энкопрез; боли в животе;

поведенческие: беспомощность и пассивность в привычной деятельности; тревожная привязанность ко взрослым (категоричное нежелание быть без родителей); повторяющиеся проигрывания полученной травмы в игре; регрессивное поведение (сосание пальца, возврат к детскому лепету, ритмичное покачивание); различные нарушения общения, трудности в адаптации и социализации в новой среде общения; гиперкинезия;

эмоциональные: постоянное чувство тревоги, страхов (засыпания, темноты, одиночества, а также мест, напоминающих травмирующее событие и др.); агрессивность; частые истерики;

когнитивные: познавательные трудности; плохая концентрация внимания; избирательная амнезия.

- изменения, характерные для младшего школьного и раннего подросткового возраста (8-11 лет):

физиологические: расстройства питания и сна; головные боли; расстройства желудочно-кишечного тракта (боли в животе, тошнота, рвота, расстройства стула); частое мочеиспускание; соматические заболевания;

поведенческие: повторяющееся пересказывание и проигрывание травматического события, его искажение и навязчивая детализация; проявление чрезмерной заботы о себе и безопасности других людей; нестабильное, часто изменяющееся поведение; сексуализированное поведение в случаях сексуального насилия;

эмоциональные: специфические страхи, которые усиливаются воспоминаниями о произошедшем событии или пребыванием в одиночестве; обеспокоенность своей ответственностью или виной; гнев, объектом которого является сам ребёнок или окружающие; пристальное внимание к реакции родителей, страх расстроить их своими негативными эмоциями, которые вызваны собственными переживаниями;

когнитивные: нарушение концентрации внимания; нарушения памяти; трудности при обучении; избирательная амнезия.

- изменения, характерные для подросткового и раннего юношеского возраста (12-17 лет):

физиологические: нарушение пищевого поведения; расстройство сна; головные боли; различные тики (голосовые или моторные); тремор;

поведенческие: избегание мест, напоминающих о травматическом событии; аутодеструктивное поведение (злоупотребление психоактивными веществами – алкоголизм, наркомания, токсикомания, курение, суицидальные попытки, рискованное поведение, опасный стиль жизни, аутоагрессия); противоправное поведение; самовольные уходы; преждевременное «вхождение во взрослую жизнь» (раннее вступление в брак, прекращение обучения в школе и т.д.), промискуитет;

эмоциональные: стыд, чувство вины (дети могут решить, что всё, что произошло, обусловлено тем, что они «плохие», «ущербные»); острое чувство одиночества; страх отличия от других людей; сниженное настроение; нарушение способности к регуляции своих эмоций (внезапная плаксивость, повышенная возбудимость, частая смена настроения и т.д.); гнев и желание отомстить обидчику как реакция на ощущение несправедливости;

когнитивные: нарушение концентрации внимания, рассеянность; нарушения памяти; избирательная амнезия; ангедония; генерализация и перенос негативного отношения к обидчику (при жестоком обращении) на других людей; осмысление своих страхов и других негативных эмоциональных реакций.

Переживание детьми травматических событий может сильно отличаться по длительности, остроте, последствиям, а также зависеть от индивидуальных и возрастных особенностей ребёнка. Работа с последствиями травмы требует отработки травматического опыта, с одной стороны, и нормализации повседневной жизни ребёнка (формирование безопасного, стабильного, поддерживающего окружения и помощи в преодолении актуальных трудностей), с другой стороны.

Работа психолога с ребёнком, пережившим психотравмирующую ситуацию должна быть направлена на: диагностирование адаптационных ресурсов и степени влияния стрессовой ситуации на эмоциональное состояние; развитие способности к нормальному взаимодействию с окружающими людьми; формирование позитивной «Я – концепции» и адекватной самооценки; работа с актуальным эмоциональным состоянием (снятие эмоционального напряжения, снижение уровня тревожности, враждебности, агрессивности); развитие навыков саморегуляции и самоконтроля; развитие способности к распознаванию и выражению эмоций, способствующей успешной адаптации в социуме.

В процессе работы с ребёнком психолог может применять различные методы, дополняющие друг друга: наблюдение, беседа, арт – терапевтические техники, социально – психологические игры и упражнения, релаксационные упражнения и т.д.

Оказание психологической помощи ребёнку, имеющему травматический опыт, может включать несколько этапов:

на первом этапе усилия психолога должны быть направлены на установление контакта, создание безопасной обстановки и формирование доверительных отношений с ребёнком. Процесс формирования доверия ребёнка к психологу имеет определенную динамику и может занимать достаточно длительное время.

Следующим этапом является непосредственная отработка травматического опыта и помощь ребёнку в преодолении когнитивных и эмоциональных искажений и обусловленных ими поведенческих нарушений.

На третьем этапе работы необходимо помочь ребёнку в поиске ресурсов, которые у него есть для того, чтобы справляться с трудными ситуациями сейчас и в будущем. Целями этого этапа является повышение самооценки, развитие коммуникативных навыков, обучение безопасному и ответственному поведению, а также навыкам разрешения проблем, с которыми ребёнок может столкнуться в будущем.

 

Список литературы:
1. Алексеева И.А., Новосельский И.Г. Жестокое обращение с ребенком. Причины. Последствия. Помощь. 3-е изд., перераб. и доп./ И.А. Алексеева, И.Г. Новосельский. – М.: Национальный фонд защиты детей от жестокого обращения, 2013 - 470 с.
2. Григович И.Н. Синдром жестокого обращения с ребенком. Диагностика. Помощь. Предупреждение/ И.Н. Григович. – М.: Национальный фонд защиты детей от жестокого обращения, 2013 - 184 с.
3. Райкус Д. С., Хьюз Р. Социально-психологическая помощь семьям и детям групп риска: практическое пособие: в 4 т. Т. 1. Концептуальные основы социальной работы с детьми. 2-е издание. – М.: Национальный фонд защиты детей от жестокого обращения, 2010. – 290 с.
4. Тарабрина Н. В. Практикум по психологии посттравматического стресса / Н. В. Тарабрина. – Санкт-Петербург: Питер, 2001. – 272 с.