Проектная деятельность обучающихся
Конференция: XLVIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
Секция: Теория и методика обучения и воспитания
XLVIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
Проектная деятельность обучающихся
Идея современного подхода в образовании заключается в том, что преподавателю необходимо научить обучающихся находить знания самостоятельно, определять проблемные места в обучении и понимать, что для нового действия необходимы новые знания.
В современном мире произошли изменения запросов, предъявляемых работодателями к выпускнику, в которых утверждается, что будущему специалисту недостаточно одних только теоретических знаний. Конкурентоспособность на рынке труда зависит от активности самого человека, гибкости его мышления, способности к самосовершенствованию, в связи с этим приоритетным направлением в образовании является компетентностный подход [6, с. 23].
Действующая модель образования уделяет больше внимания результату, а именно какими компетенциями овладел обучающийся, что он будет знать и готов делать [4, с. 289].
Для определения степени освоения компетенций обучающимися в процессе обучения разрабатываются ФОСы, проводятся промежуточные аттестации, также в качестве оценочных материалов рекомендуется использовать:
– портфолио;
– модульно-рейтинговую систему;
– метод проектов:
– деловые игры;
– кейс-метод;
– практико-ориентированные, имитационные задания.
Из перечисленных технологий в течение нескольких лет в своей практической деятельности использую метод проектов.
Ведь учеными установлено, что только 10 % информации запоминается на слух, 20 % – зрительное восприятие и до 70% информации усваивается обучающимся, если он выполняет действия самостоятельно.
Метод проектов – это совокупность приемов, действий в определенной последовательности для достижения поставленной задачи – решения конкретной проблемы [2, с. 358].
Используя метод проектов в практической деятельности, можно научить обучающихся самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, устанавливать причинно-следственные связи.
Преимущества использования метода проектов:
1. Преимущество для обучающегося заключается в том, что в процессе работы над проектом обучающийся углубляет знания, формирует рефлексию, критическое мышление, позитивный опыт сотрудничества и делового общения, повышает самооценку и реализует себя в роли исследователя, формирует навыки публичных выступлений, принимает участие в конференциях.
2. Преимущество для педагога состоит в том, что в процессе работы педагог сможет развить творческий потенциал обучающегося.
Руководство проектами способствует реализации профессиональных и исследовательских компетенций, а также предоставляет возможность участвовать в конференциях и профессиональных конкурсах, иметь публикации, развивать интеллектуальные способности.
Наличие сертификатов, дипломов и благодарственных писем за сопровождение проектной деятельности обучающихся поможет успешно пройти аттестацию и увеличить баллы в эффективном контракте [1, с. 262].
Классификация метода проектов:
1. По предметно-содержательным областям:
– монопроекты (в рамках одной предметной области);
– межпредметные.
2. По количеству участников:
– индивидуальные;
– групповые.
3. По продолжительности выполнения проекта:
– мини-проекты (часть учебного занятия);
– краткосрочные (несколько занятий);
– средней продолжительности (от недели до месяца);
– долгосрочные (от месяца до нескольких месяцев).
4. По доминирующей в проекте деятельности учащихся:
– исследовательские проекты – этот тип проектов предполагает аргументацию актуальности взятой для исследования темы, формулирование проблемы исследования, его предмета и объекта, обозначения задач исследования, определение методов исследования, источников информации, обсуждение полученных результатов, выводы, оформление результатов исследования, например, написание рефератов;
– творческие проекты – такие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры, она определяется примерно и далее развивается согласно интересам участников проекта, например создание видеоролика;
– ролевые / игровые проекты – в рамках данного проекта участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта, например в рамках МДК.
03.01 Выполнение работ по должности служащего «Агент банка» по специальности «Банковское дело» разыгрывается сценка переговоров сотрудника банка с клиентами;
– ознакомительно-ориентировочные (информационные) проекты – этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении, например составление бизнес-плана в рамках учебной дисциплины «бизнес-планирование»;
– практико-ориентировочные (прикладные) проекты – в таких проектах результат четко обозначен в начале и ориентирован на социальные интересы самих участников, например реализация эколого-просветительского проекта «Ратоборец» по сбору макулатуры в учебном заведении.
Участие обучающегося в проектной деятельности должно быть на добровольной основе.
Проведение педагогом психологической диагностики обучающихся позволит выявить направленность и склонность студента к проектной работе [3, с. 185].
Каждому педагогу необходимо мотивировать обучающегося к проектной деятельности.
Сформируйте поисковую ситуацию, стимулируйте интерес обучающегося. Важно, чтобы между педагогом и обучающимся сохранялись взаимное доверие, психологический комфорт, которые обеспечат успешность совместной деятельности.