Дидактические игры по автоматизации звуков в речи дошкольников
Конференция: XLIV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
Секция: Коррекционная педагогика
XLIV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
Дидактические игры по автоматизации звуков в речи дошкольников
Аннотация. Нарушение речи – достаточно распространенное явление в наше время, поэтому необходим квалифицированный и творческий подход в процессе коррекционной работы с детьми по введению нового звука в речь. В статье раскрываются этапы работы по закреплению звуков. Приведены примеры игр к каждому из этапов, которые пополняют и активизируют словарь, формируют правильное звукопроизношение, развивают связную речь и умение выражать свои мысли.
Ключевые слова: сложные диагнозы у детей, игра, автоматизация и дифференциация поставленных звуков, дидактические игры, подготовка к школе.
С каждым годом в логопедические группы все больше и больше попадают дети с более сложными диагнозами. Дефекты звукопроизношения у детей по тем или иным причинам имеют весьма стойкий характер. Порой проходят месяцы упорных кропотливых занятий, прежде чем ребенок привыкнет к новым звукам с правильной артикуляцией. Логопедам приходится ломать голову над тем, как и чем разнообразить занятия. Поэтому необходим квалифицированный и творческий подход в процессе коррекционной работы, необходимо всеми возможными способами облегчить детям работу по введению нового звука в речь.
С этим в дошкольном возрасте прекрасно справится игра, поскольку в ней дети охотно, легко и быстро, часто не заметно для себя, усваивают правильное произношение звуков, на что вне игры потребовалось бы намного больше времени и сил.
С грустью приходится констатировать тот факт, что те дидактические игры, которые имеются в продаже, зачастую содержат значительное количество ошибок или не отвечают гигиеническим требованиям, поэтому педагоги самостоятельно изготавливают дидактические игры.
В своей работе мы используем различные игры по автоматизации звуков, типа: домино, лото, путешествие. При изготовлении игр берем предметные картинки из детских книг, журналов, наклейки.
Основная цель этих игр – автоматизация и дифференциация поставленных звуков. Помимо основной цели данные игры позволяют решить следующие задачи:
- развитие фонематического слуха (фонематического анализа, фонематических представлений);
- совершенствование грамматического строя речи;
- закрепление словаря, развитие связной речи.
А также содействуют развитию зрительного восприятия, памяти, мыслительных операций (анализа, синтеза, обобщений), воображения, фантазии, умения взаимодействовать.
Перед тем как заняться автоматизацией изолированного звука нужно выработать воздушную струю. Для этого мы учителя-логопеды используем игры: «Сдуй снежинку с варежки», «Сдуй листок», «Вьюга», «Мыльные пузыри», «Буря в стакане», «Надуй шарик», наборы бабочек, вертушек и игра «Загони мяч в ворота».
Первоначальная автоматизация изолированного звука проводится с помощью игр: «Свистулька» либо «Как шипит гусь?», «Как рычит тигр?», «Как течет водичка из крана?», «Как надуваем шину?», «Как гудит пароход?», «Как шипит змея?». Цель: заинтересовать и автоматизировать изолированный звук на длительное время.
На следующем этапе работы для привлечения интереса детей используются следующие игры: «Волшебная лесенка», «Звуковой куб», «Рыбалка», «Зацепи вагончик», «Ромашка», «Чистоговорки», «Звуковая лесенка», «Дорожки», «Звуковое домино», «Звуковые дорожки», «Повтори за клоуном», «Помоги Копатычу дойти до домика», «Помоги Маше». Цель: заинтересовать и автоматизировать звук в слогах с помощью киндер - игрушек или собственных пальчиков. При правильном произношении ребенок движется дальше по лесенке или по кружочкам.
При дальнейшей автоматизации звуков используются следующие игры: «Украсим ёлку игрушками», «Накормим зайку», «Собери картинку», «Собери ромашку», «Помоги белке», «Ёжик идёт к грибу», «Интересные картинки», «Загадочные картинки», «Улитки», «Четвёртый лишний», «Верни предмет», «Рома дружит с…», «В стране Мулан», «Скороговорки в картинках», «Парные картинки», «Слон жонглёр». В данных играх используются такие приемы как: отраженное повторение; самостоятельное называние слов по картинке, с постепенным переходом на более усложненные задания: к построению словосочетаний, коротких высказываний, предложений. Игры: «Логопедическое лото», «Словосочетания», «Логопедический поезд», «Копатыч в магазине», «Что у кого?», «Что у Томы на столе?», «Подбери пару», «Запомни назови», «Подари подарки», «Назови со словом много», «Прятки». Цель: автоматизация звуков в словах, словосочетаниях, предложениях, развитие зрительного восприятия. Затем закрепление в загадках, скороговорках, считалках, игры «Зашифрованные скороговорки и чистоговорки». [2, с. 97. 3, с. 70]
Игры «Где побывал шмель?», «Где?», «На чем катался Саня?» нацелены не только на автоматизацию звука в предложениях, но и на закрепление употребление предлогов, опираясь на схемы. В игре «Сосчитай» помимо автоматизации звука [с], закрепляется согласование числительных с существительными, в игре «Какой сок? Какое варенье?», «Какой суп?», «Какой салат?», «Какой пирог?», «Какой компот?» закрепляется образование относительных прилагательных. [4, с. 75]
В таких играх как «Танюшкина шкатулка», «Моя любимая сумочка», «Коробочка» звуки автоматизируются в четверостишиях, в них используются киндер - игрушки, специально подобранные на каждый звук. С этими игрушками можно поиграть и в другие игры:
- «Чего не стало?» Цель: автоматизация звука во фразе и употребления существительных в форме Р.п.
- «Что изменилось?» Цель: автоматизация звука и развитие внимания, памяти.
- «Что между?» Цель: автоматизация звука, развитие пространственного восприятия, памяти, закрепление предлога «между».
- «Что около?» Цель: автоматизация звука, развитие пространственного восприятия, памяти, закрепление предлога около.
- «Что справа, что слева?» Цель: автоматизация звука, закрепление правой и левой стороны, развитие пространственного восприятия, внимания.
- «Что поменялось местами?» Цель: автоматизация звука, развитие памяти, внимания.
Затем идет закрепление звука в рассказах. Рассказы составляем
используя мнемотаблицы. Игры «Сказки», «Логический поезд», «Короткие истории», «Рассказы про зверят». Потом идет дифференциация звуков. Для дифференциации звуков используем «Альбомы для дифференциации звуков К/Т, Л/Р, С/Ш, З/Ж», «Игра четвертый лишний», «Домино», «Скороговорки», «Грузовика», «Слова – пары», «Рассели по домикам».
Все игры, о которых говорилось выше, могут использовать не только учителя-логопеды или воспитатели, но и родители, при закреплении соответствующих навыков.
Дидактические игры – эффективное средство автоматизации звуков, так как благодаря динамичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять ребенка в повторении нужных звуков. Они развивают речь детей: пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь и умение выражать свои мысли.
Игры, представленные в данном опыте работы, дают детям возможность применять свои знания, умения и навыки в работе над формированием правильного звукопроизношения. Основанные на методе игровой вариативности, они дают детям ощущение радости выполнения инструкции с героями, формируют у них способность добиваться максимальной четкости в произношении слов с заданным звуком и умение оценивать их качество.
Из вышесказанного можно сделать вывод, что углубленная работа по автоматизации звуков с использованием наглядно - игровых методов и приемов позволяет ускорить процесс автоматизации звуков, вызывает интерес к логопедическим занятиям, к занятиям дома с родителями, повышает уровень речевого развития старших дошкольников и помогают качественно подготовить их к школе.