Статья:

Работа с конструкциями, выражающими определительные отношения, как средство развития связной монологической речи обучающихся с нарушением слуха.

Конференция: XIV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Коррекционная педагогика

Выходные данные
Артёмова О.В., Кутузова И.Н. Работа с конструкциями, выражающими определительные отношения, как средство развития связной монологической речи обучающихся с нарушением слуха. // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам XIV междунар. науч.-практ. конф. — № 1(14). — М., Изд. «МЦНО», 2018. — С. 7-13.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Работа с конструкциями, выражающими определительные отношения, как средство развития связной монологической речи обучающихся с нарушением слуха.

Артёмова Оксана Владимировна
учитель русского языка и литературы, ГКОУ ВО "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат г. Коврова для глухих, слабослышащих и позднооглохших детей", РФ, г. Ковров
Кутузова Ирина Николаевна
учитель русского языка и литературы ГКОУ ВО "Специальная (коррекционная)общеобразовательная школа-интернат г. Коврова для глухих, слабослышащих и позднооглохших детей", РФ, г. Ковров

 

Work with designs that Express attributive relations as a means of development of coherent monologic speech of students with hearing impairment

 

Oksana Artemova

the teacher of Russian language and literature, Special (correctional) Kovrov comprehensive boarding school for the deaf, hard of hearing and late-deceased children, Russia, Kovrov

Irina Kutuzova

the teacher of Russian language and literature, Special (correctional) Kovrov comprehensive boarding school for the deaf, hard of hearing and late-deceased children, Russia, Kovrov

 

Аннотация. Работа с конструкциями, выражающими определительные отношения, способствует актуализации знаний обучающихся с нарушениями слуха, обогащению словарного запаса школьников, умению строить связные монологические высказывания, развитию словесно – логического  мышления, что является непременным условием их успешной социальной  адаптации в среде слышащих.

Abstract. Work with designs that Express attributive relations, to advance the knowledge of students with hearing impairments, to enrich the vocabulary of pupils, the ability to construct coherent monologic statements, the development of verbal – logical thinking, which is a precondition for their successful social adaptation in the environment of hearing.

 

Ключевые слова: Знакомство с согласованными определениями, программа предусматривает понимание учащимися.

Keywords: Familiarity with agreed definitions, the program provides the students ' understanding.

 

Определительные  отношения  в  русском  языке  могут  выражаться  различными  грамматическими  формами. В  зависимости  от  характера  грамматической  связи  определения  с  определяемым  словом  все  определения  делятся  на  согласованные  и  несогласованные. Среди  согласованных  определений  наиболее  употребительными  являются  определения, выраженные  качественными  и  относительными  прилагательными. Эти  определения  в  соответствии  со  значением  имени  прилагательного  как  части  речи  обозначают  разнообразные  признаки  предметов.

Знакомство  с  согласованными  определениями, выраженными  прилагательными  и  указывающими  признаки  предметов, начинается  в  первом  классе  школы  для  детей  с  недостатками  слуха  и  продолжается  во  все  последующие  годы  обучения.

Представления  о  разнообразии  признаков  предмета  и  способах  их  выражения  год  от  года расширяется, а  содержание  материала  усложняется.

Так, программа  первого  класса  предусматривает  понимание  учащимися, называние  ими  предметов  с  указанием  их признаков  по  цвету  и  величине. (Возьми  красный  карандаш.)

Во  втором  классе  к  словам, обозначающим  эти  признаки  предметов, добавляются  слова, обозначающие  признаки  по  форме ( круглый , квадратный), по  качеству (чистый, грязный, сухой), по  вкусу  (солёный, кислый), по  материалу  (стеклянный, деревянный).

На  втором  году  обучения  учащиеся  практически  овладевают  понятием  о  признаках  предметов, составляя  предложения  со  словами, обозначающими  признаки  предметов (согласование  прилагательных  с  именительным  падежом  существительных  единственного  числа, мужского, женского  и среднего  рода  и  множественного  числа).

В  третьем  классе  учащиеся  продолжают  знакомство  со  словами, обозначающими  признаки  предметов  по  цвету (жёлтый, синий), по  размеру  (толстый, тонкий), по  качеству (старый, новый), по  материалу  (шёлковый, шерстяной)  и  практически  овладевают  понятием  о  признаках  предметов, которые  выражаются  притяжательными  прилагательными, отвечающими  на  вопросы -   чей? чья? чьё? чьи?; согласованием  притяжательных  прилагательных  единственного  числа  мужского, женского, среднего  рода  именительного  падежа  и  множественного  числа (Сашин  пенал, бабушкины  очки), и  именами  числительными, отвечающими  на  вопросы – который? (- ая? – ое? – ые?); согласование  порядковых  числительных  с  существительными  именительного  падежа (пятый  дом).

На  четвёртом году  обучения  учащиеся  практически  овладевают  понятием  о  признаках  предметов, которые  выражаются  притяжательными  местоимениями  (согласование  притяжательных  местоимений: мой, твой, ваш, наш  единственного  числа  мужского, женского, среднего  рода  и  множественного  числа  с  существительными  в  именительном  падеже).

В  пятом  классе  учащиеся  расширяют  представления  и  знания  о  признаках  предметов  в  связи  с  употреблением  в  речи  слов, обозначающих  признаки  предметов  по  весу, температурным  свойствам, по  сезонности, по  качеству.

В  шестом  классе  учащиеся  должны  употреблять  в  устной  и  письменной  речи  слова- определения  со  значением:

а) противоположным  тому, что  обозначает  производящая  основа (прилагательные  с  приставкой  не-: большой – небольшой, честный - нечестный);

б) находящийся  на  поверхности  предмета, под  предметом  или  около  предмета  (прилагательные  с  приставками  на - , под -, при- ).

В  современном  русском  языке  распространены  согласованные  определения, выраженные  действительными  и  страдательными  причастиями. В  основе  признака  в  этих  определениях  лежит  значение  действия, которое  производит  или  которому  подвергается  предмет  (пролетевший  самолёт, распустившийся  цветок, развиваемый  талант). Определения, выражаемые  причастием, свободно  распространяются  присоединением  к  ним  пояснительных  слов: в  связи  с  этим  согласованные  определения  часто  бывают  выражены  причастиями  вместе  с  относящимися  к  ним  словами, т.е. причастными  оборотами.

В  седьмом  классе  учащиеся  изучают  определения, выраженные  причастиями  в  настоящем  и  прошедшем  времени, а  также  краткие  страдательные  причастия.

Несогласованные  определения, выраженные  именами  существительными  в  косвенных  падежах  без  предлогов  и  с  различными  предлогами, весьма  многочисленны  и  представляют  собой  живой  и  развивающийся  в  русском  языке  способ  выражения  определений.

К  наиболее  употребительным  и  разнообразным  по  значениям  несогласованным  определениям  принадлежат  те, которые  выражены  именами  существительными  в  родительном  падеже  с  различными  предлогами. Среди  них  выделяется  группа  определений  в  форме  имени  существительного  в  родительном  падеже:

1) с  предлогом  «из», обозначающих  предметы  по  материалу: сарай  из  досок;

2) с   предлогом  «из - под», обозначающих  признак  по  веществу: жестянка  из – под  керосина;

3) с  предлогом  «без», характеризующие  предмет  по  признаку  отсутствия  чего – либо: дом  без  крыши  и  др.

Согласованные  определения, выраженные  относительными  прилагательными, обозначают  признаки  предметов  через  отношение  к  другим  предметам  или  действиям, а  также  к  месту  и  времени  и  могут  быть  соотнесены  с  соответствующими  разрядами  несогласованных  определений  и  использоваться  для  их  синонимической  замены: московский  житель – житель  Москвы.

Однородны  с  определениями, но  располагают  по  сравнению  с  ними  гораздо  большими  возможностями  определительные  предложения, всегда  связанные  с  существительными  главного  предложения.

Придаточные  определительные  дают  характеристику  предмета, обезличенного  этим  существительным, или  раскрывают  его  признак.

Программа  пятого  класса  требует  употребления  в  речи  придаточных  определительных  предложений:

а) указывающих  на  местонахождение  предмета (Ребята  пошли  в  лес, который  находился  недалеко  от  деревни);

б) характеризующих  предметы  по  тем  или  иным  свойствам  или  качествам  (Нина  подарила  Жене  фартук, который  она  сшила  сама);

в) указывающих  направленность  действия  на  определённый  предмет  или  его  назначение (Подойди  к  ученику, которому  бросили  мяч);

г) придаточных  определительных  предложений  с  использованием  в  них  словосочетаний  союзного  слова  «который»  с  предлогами  в, на, под, через, за, перед, из, от, с,к, но  в  значении  местонахождения  предмета  или  направления  действия  (Встань  у  парты, перед  которой  стоит  стул).

Придаточные  определительные  предложения  могут  иметь  параллельные  синтаксические  конструкции (параллельные  синонимы), выражаемые  чаще  всего  причастными  оборотами, которые  обычно  употребляются  в  книжной  описательной  речи.

Ошибки, которые  допускают  обучающиеся  с  недостатками  слуха  в  употреблении  конструкций, выражающих  определительные  отношения:

1) сложноподчинённые  предложения  с  придаточными  определительными  не  имеют  законченной  формы (Лагерь, который  находился  недалеко  от  города);

2) употребление  союзного  слова  наряду  со  словом  или  словосочетанием, которое  оно  заменяет (Около  леса  находился  двухэтажный  дом, в этом  доме  котором  спали  ребята);

3) употребление  в  придаточном  предложении  причастия  синонимичного  этому  придаточному (Ребята  уехали  в  лагерь, который  находится  расположенный  недалеко  от  города);

4) употребления  причастия  полной  формы  в  роли  сказуемого  в  придаточном  определительном (Ребята  уехали  в  лагерь, который  расположенный  недалеко  от  города);

5) употребление  придаточного  определительного  после  всего  главного  предложения , а  не  после  существительного, которое  оно  определяет (Самолёты  были  большие, красивые, которые  построили  ребята);

6) употребление  действительного  причастия  вместо  страдательного (Построившие  самолёты  были  большие);

7) ошибки  в  падежной  форме  союзного  слова  (Ребята  шли  на  площадку, которую  находится  недалеко  от дома).

Таким  образом, была  определена  цель  практической  работы – определить  значение  изучения  синонимических  конструкций, выражающих  определительные  отношения, на  процесс  становления  и  развития  связной  монологической  речи  обучающихся  с  нарушениями  слуха.

В  учебном  процессе  учитывались  дидактические  принципы  развивающего  обучения: деятельности, непрерывности, психологической  комфортности, вариативности, творчества.

Этапы  работы  над  синонимическими  конструкциями, выражающими  определительные  отношения:

I. Актуализация  знаний  и  представлений  у  обучающихся  о  способах  выражения  определительных  отношений  в  русском  языке

II. Анализ  примеров  выражения  определительных  отношений   предложными  и  беспредложными  сочетаниями  существительных.

III. Анализ  примеров  выражения  определительных  отношений  причастными  оборотами.

IV. Анализ  примеров  выражения  определительных  отношений   сложноподчинёнными  предложениями  с  придаточными  определительными.

V. Выполнение  вариативных  упражнений  по  теме, как  то:

1) заменить   выделенные   слова синонимичными  им  прилагательными, причастными  оборотами;

2)  распространить предложения  синонимичными  конструкциями  (причастным  оборотом, придаточным  определительным);

3) составить  предложения  из  данных  слов   или  словосочетаний;

4) объяснить  значение  слов, используя  сложные  предложения  с  придаточными  определительными;

5) составить  сложное   предложение  с  придаточным  определительным  из  двух  простых  по  данной  теме;

6) установить связи между союзным  словом  и  определяемым  существительным  главного предложения;

7) из  двух  простых  предложений  составить  одно   с  придаточным  определительным  или  причастным  оборотом;

8) редактировать текст, содержащий  конструкции, выражающие  определительные  отношения;

9)  выписать из  текста  литературного  произведения  определения, выраженные  причастиями  и  причастными  оборотами  и  заменить,  где  возможно,  причастные  обороты  придаточными  определительными  предложениями;

10) дать  развёрнутые   ответы на  вопросы   по  содержанию  текста  литературного  произведения, используя конструкции, выражающие  определительные  отношения;

11) составить  к  сюжетным  картинкам  сложные  предложения  с  придаточными  определительными  или  причастными  оборотами;

12) составление  предложений  по  инсценировке – диалогу   и  вопросам  учителя.

VI. Создание   текстов.

1) написание  изложений  с  использованием  конструкций, выражающих  определительные  отношения.

2) Написание   сочинений – описаний  по  картине  с  включением  данного  типа  конструкций.

3) Составление краткого  пересказа  изученного  стихотворения   с  использованием простых  предложений, содержащих  причастные  обороты или сложных  предложений  с  придаточными  определительными.

Таким образом, работа с конструкциями, выражающими  определительные отношения, способствует  актуализации  знаний  обучающихся  с  нарушениями слуха, обогащению  словарного  запаса  школьников, умению  строить  связные  монологические  высказывания, развитию  словесно – логического мышления, что  является  непременным  условием  их успешной социальной адаптации  в  среде слышащих.

 

Список литературы:
1. Аксёнова  А.К. Методика  обучения  русскому  языку  в  специальной (коррекционной) школе. – М.: ВЛАДОС, 2004.
2. Аксёнова  А.К. Методика  преподавания  русского  языка  для  детей  с  нарушениями  интеллекта. – М.: Просвещение, 2011.
3. Комаров  К.В. Обучение  слабослышащих  детей  грамоте. – М.: Просвещение, 1983.
4. Методика  развития  речи  на  уроках  русского  языка / под  ред. Т.А. Ладыженской. – М.: Просвещение, 1980.
5. Методика  преподавания  русского  языка  в  школе  глухих / под  ред. Л.М. Быковой. – М.: ВЛАДОС, 2002.
6. Современный  русский  литературный  язык / под  ред. П.А. Леканта. – М.: Высш. шк., 2001.
7. Сурдопедагогика / под  ред. Е.Г. Речицкой. – М.: ВЛАДОС, 2004.