Статья:

РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У ДЕТЕЙ: РОЛЬ УЧИТЕЛЯ И ПРИМЕНЕНИЕ ИНСТРУМЕНТА MOOD METER

Конференция: XC Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Педагогическая психология

Выходные данные
Постоева В.Е. РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У ДЕТЕЙ: РОЛЬ УЧИТЕЛЯ И ПРИМЕНЕНИЕ ИНСТРУМЕНТА MOOD METER // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам XC междунар. науч.-практ. конф. — № 11(90). — М., Изд. «МЦНО», 2024.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У ДЕТЕЙ: РОЛЬ УЧИТЕЛЯ И ПРИМЕНЕНИЕ ИНСТРУМЕНТА MOOD METER

Постоева Валерия Евгеньевна
студент, Волгоградский государственный университет, РФ, г. Волгоград

 

DEVELOPMENT OF EMOTIONAL INTELLIGENCE IN CHILDREN: THE ROLE OF THE TEACHER AND THE USE OF THE MOOD METER TOOL

 

Valeriia Postoeva

Student, Volgograd State University, Russia, Volgograd

 

Аннотация. Статья посвящена важности развития эмоционального интеллекта у детей и роли учителя в этом процессе. В работе представлен инструмент Mood Meter, который помогает детям осознавать и управлять своими эмоциями. Авторы убеждены, что развитие эмоционального интеллекта — это не просто устранение негативных эмоций, а предоставление детям инструментов для эффективного управления своими чувствами и построения гармоничных отношений с окружающими.

Abstract. The article is devoted to the importance of developing emotional intelligence in children and the role of the teacher in this process. The paper presents the Mood Meter tool, which helps children to recognise and manage their emotions. The authors claim that developing emotional intelligence is not just about eliminating negative emotions, but about giving children the tools to effectively manage their feelings and build harmonious relationships with others.

 

Ключевые слова: эмоциональный интеллект, педагогика, педагогическая психология.

Keywords: emotional intelligence, pedagogy, pedagogical psychology.

 

В наши дни все чаще обсуждается тесная связь между эмоциями и разумом, а также влияние эмоционального интеллекта на личный и социальный успех. Исследования показывают, что эмоциональный интеллект, то есть способность понимать и управлять своими эмоциями, а также эмоциями других людей, играет решающую роль в достижении успеха, превосходя по значению коэффициент интеллекта (IQ).

Эмоциональный интеллект – это не просто набор чувств, а сложная система, включающая в себя несколько компонентов, такие как:

  • Внутриличностный: способность понимать свои собственные эмоции и управлять ими.
  • Межличностный: способность понимать эмоции других людей и управлять взаимодействием с ними [1, с. 23].

Люди с высоким уровнем эмоционального интеллекта лучше адаптируются к сложным ситуациям, эффективнее строят отношения и достигают больших результатов.

Несмотря на очевидную важность эмоционального интеллекта, большинство образовательных систем в мире фокусируются на когнитивном развитии, не уделяя достаточного внимания эмоциональной сфере учеников. Это подчеркивает необходимость интеграции обучения эмоциональному интеллекту в образовательный процесс с самых ранних лет жизни [2, с. 169].

Эмоциональный интеллект — это еще и набор навыков, связанных с наблюдением за своими и чужими эмоциями, а также способность использовать эмоции для руководства своим мышлением и действиями [5, c. 200]. Эмоции влияют на наше внимание, память и обучение, на нашу способность строить отношения с другими людьми, а также на наше физическое и психическое здоровье [5, c. 202]. Развитие эмоционального интеллекта позволяет нам эффективно управлять эмоциями и не сбиваться с пути, например, из-за вспышки гнева.

Дети с более высоким эмоциональным интеллектом лучше владеют вниманием, лучше учатся в школе, имеют более позитивные отношения и более эмпатичны.

Эмоциональный интеллект связан со многими важными результатами для детей и взрослых. Дети с более высоким эмоциональным интеллектом лучше владеют вниманием, лучше учатся в школе, имеют более позитивные отношения и более эмпатичны [4, c. 145]. Они также лучше регулируют свое поведение и получают более высокие оценки. А у взрослых людей более высокий уровень эмоционального интеллекта связан с улучшением отношений, более позитивным отношением к работе, а у учителей, в частности, с меньшим стрессом и выгоранием [3, c. 85].  

Что должны чувствовать дети, находясь в вашем классе? Большинство педагогов отвечают, что желают, чтобы дети испытывали такие эмоции, как счастье, уверенность, безопасность, спокойствие и любопытство - приятные чувства, которые способствуют обучению. Однако бывают и исключения. Например, чувство сильного возбуждения может помешать сосредоточиться на спокойном задании. Бывают и случаи, когда неприятные чувства могут быть полезны. Например, легкое разочарование может помочь ребенку упорно выполнять сложное задание, а некоторая грусть (которая связана с состраданием и сочувствием) необходима для развития эмпатии. Хотя мы не хотим поощрять неприятные чувства у маленьких детей, мы все же хотим предоставить им стратегии, позволяющие принимать эти чувства и справляться с ними, когда они возникают [2, с. 167].

Mood Meter: инструмент развития эмоционального интеллекта

Для развития навыков управления и распознавания своих эмоций преподаватель может предложить ознакомиться с измерителем настроения (Mood Meter) для разграничения эмоций по четырем цветам Марка Брекета. Измеритель настроения - ценный инструмент для тренировки эмоционального интеллекта, особенно для детей.

 

Рисунок 1. Эмоциональный инструмент Mood Meter

 

Сам инструмент разделен на четыре разные зоны по цветам:

  • Желтая зона (высокая энергия, высокая приятность): приятный, счастливый, радостный, преисполненный надежды, сосредоточенный, оптимистичный и т.д.
  • Зеленая зона (низкий уровень энергии, высокая степень приятности): непринужденность, спокойствие, безмятежность в отношениях, уверенность, благодарность, благословение, удовлетворение, умиротворение, любовь и т.д.
  • Красная зона (высокая энергия, низкая приятность): раздраженный, взвинченный, взвинченный, обеспокоенный, испуганный, нервный, напряженный, обеспокоенный, злой, яростный, запаниковавший, напряженный, тревожный и т.д.
  • Синяя зона (низкий уровень энергии, низкая приятность): апатичный, скучающий, печальный, подавленный, беспокойный, несчастный, подавленный, обескураженный, истощенный, безнадежный, отчужденный, унылый, отчаявшийся и т.д.

Он обучает пяти навыкам, следуя английскому варианту, они формируются в аббревиатуру RULER:

- Распознавать (Recognize): определять свои эмоции, замечая физические сигналы и их влияние на окружающих.

- Понимать (Understand): определять причины своих эмоций, как положительных, так и отрицательных.

- Обозначать (Label): использовать разнообразный слова для точного описания своих чувств.

- Выражать (Express): выбирать наилучший способ выражения своих эмоций для данной ситуации.

- Регулировать (Regulate): разработать стратегии управления эмоциями в данный момент и в течение долгого времени [3, c. 100-103].

Моделируя эти навыки в течение дня, педагоги могут научить детей понимать свои эмоции и эффективно управлять ими.

Помимо моделирования, педагоги могут способствовать развитию эмоционального интеллекта путем прямого обучения, внедряя измеритель настроения в практику управления классом, а также в формальные и неформальные учебные мероприятия. В следующих разделах мы приводим примеры каждого из них.

Интеграция эмоционального интеллекта в практику управления классом

Педагоги играют ключевую роль в обучении эмоциональному интеллекту. Дети наблюдают и впитывают то, как окружающие их взрослые реагируют на их чувства. Педагогические работники демонстрируют внимание и уважение к эмоциям подопечных, и это служит сильным сигналом для них. Они узнают, что чувства, будь то положительные или отрицательные, нужно признавать, а не подавлять. Более того, реакция на эмоции ребенка также оказывает влияние. Сочувственные реакции способствуют эмоциональному обучению. Например, когда ребенок расстроен, вместо того чтобы сказать «перестань плакать», вы можете сказать: «Я понимаю, почему ты расстроен. Давай попробуем выяснить, как мы можем это исправить». Такой подход подтверждает правильность их эмоций и учит их правильно с ними справляться.

Когда ребенок развивает эмоциональный интеллект, он получает широкий спектр преимуществ, которые распространяются далеко на будущее. Речь идет не только о том, чтобы разобраться в своих собственных эмоциях, но и о том, чтобы понять чувства других людей. Такой уровень эмоционального восприятия может привести к более здоровым и сбалансированным отношениям и заложить прочный фундамент для удовлетворительной социальной жизни.

Цель работы над эмоциональным интеллектом состоит не в том, чтобы устранить негативные эмоции, а в том, чтобы научить детей эффективно справляться с ними. Поэтому необходимо давать им возможность испытывать самые разные эмоции, даже неприятные, не торопясь все за них исправить [5, c. 205].

Педагоги могут использовать свой собственный эмоциональный интеллект, чтобы распознавать чувства, которые дети испытывают в течение дня, и использовать их в управлении классом. Например, распознавая сигналы эмоций у детей, педагоги могут помочь детям связать их физическое переживание эмоций с новой лексикой на индикаторе настроения (например, расстроен, раздражен, спокоен). Учитель может сказать: «Я вижу, что ты хмуришься и скрещиваешь руки. Я делаю так, когда чувствую себя расстроенным или раздраженным. Похоже, что ты в красном цвете. Как ты себя чувствуешь? Что случилось, что заставило тебя так себя чувствовать?» Распознавание и обсуждение эмоций с детьми закладывает основу для их саморегуляции. Педагоги также могут использовать эту информацию, чтобы определить, когда нужно изменить занятие в классе, чтобы лучше вовлечь учеников. Например, задание, требующее от детей вырезать ножницами сложную фигуру, может оказаться слишком сложным, что приведет к разочарованию и необходимости дополнительной поддержки.

Педагоги также могут применять Mood Meter для оптимизации учебного процесса. Если дети испытывают трудности (красный цвет), учитель может скорректировать задание или предоставить дополнительную поддержку. Если дети скучают (синий цвет), можно добавить больше материалов или усложнить задание. Музыка и движение могут помочь детям, испытывающим волнение (желтый цвет), расслабиться (зеленый цвет). Тем самым, дети могут практиковать эмпатию, поддерживая друг друга.

Учителя могут повысить эмоциональный интеллект учеников, делясь своими собственными эмоциональными опытами. Рассказывая короткие истории о своих чувствах, ситуациях, которые их вызвали, и способах управления эмоциями, учителя создают атмосферу поддержки в классе, поощряя детей делиться своими чувствами. Вот пример личной истории, которую можно рассказать своим ученикам, если те испытывает страх делиться своими эмоциями с другими:

Когда-то я тоже была таким же, как ты, и очень боялась соседской собаки. Она громко лаяла, когда я проходила мимо этого дома. Я пугалась, мои плечи напрягались, и я бежала как можно быстрее. Ночью мне снились кошмары, где собака меня преследовала. Я рассказала о своих страхах маме. Она крепко меня обняла и это успокоило меня. Мама сказала, что она познакомилась с собакой, и его зовут Джек. Она убедила меня, что он добрый, и повела меня к нему. Сначала я не хотел его гладить, но потом дотронулся до его хвоста. Соседка объяснила, что Джек просто лает, чтобы поздороваться. После этого я больше не боялся. Этот опыт научил меня, что поговорить с кем-то о своих страхах очень важно. Иногда просто объяснить свои чувства уже помогает справиться с ними.

Безусловно, рассказанную учителем историю необходимо обсудить с учениками, вынести ценный опыт, и детей следует пригласить поделиться своими историями о том, когда они испытывали эти эмоции и что они делали.

Помимо обучения детей навыкам эмоционального интеллекта (RULER) и использования Mood Meter, учителям важно обсуждать с коллегами и родителями приемлемые способы выражения эмоций, особенно негативных, в школьной среде.

Например, нормально ли, если ребенок говорит: "Я злюсь"? Да, это приемлемо. А нормально ли, если он толкает другого ребенка? Нет, это не приемлемо. Важно выработать единые школьные нормы в отношении эмоций и обучить детей этим нормам. Учителя могут рассказать родителям о Mood Meter и попросить их использовать его дома, чтобы учить детей осознавать и управлять своими эмоциями.

Делая вывод, хочется подчеркнуть, что вместе мы можем помочь детям развивать эмоциональный интеллект, и это поможет им строить позитивные отношения в школе и в жизни. Инструменты, такие как Mood Meter и обучение навыкам эмоционального интеллекта, помогают детям осознавать и управлять своими эмоциями, что способствует гармоничным отношениям в школе и в жизни. Развивая эмоциональный интеллект у детей, учителя помогают им строить более гармоничные отношения с самими собой и с окружающими, что, несомненно, способствует их успеху в академическом плане.

 

Список литературы:
1. Андреева И.Н. Понятие и структура эмоционального интеллекта // Социально-психологические проблемы ментальности: 6-я Междунар. научно-практ. конференция, 26–27 ноября 2004 г., г. Смоленск: В 2 ч. Ч. 1. – Смоленск. 2004. – С. 22-26. 
2. Рыжов Д.М. Исследование и анализ развития эмоционального интеллекта у детей младшего школьного возраста // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2012. - №3. – С. 166-171. (дата обращения: 29.10.2024). 
3. Brackett, M. A., Rivers, S. E., & Salovey, P. . Emotional intelligence: Implications for personal, social, academic, and workplace success. Social and Personality Psychology Compass // Ref. Libr. 2011. Vol. 5 № 1. P. 88–103.
4. Raver, C.C. & Garner, P. & Smith-Donald, Radiah. The roles of emotion regulation and emotion knowledge for children's academic readiness: Are the links causal?. Kindergarten transition and early school success // Ref. Libr. 2011. P. 121-147. 
5. Salovey, P., & Mayer, J. D. Emotional intelligence. Imagination, Cognition and Personality // Ref. Libr. 1990. Vol. 9 №3. P. 185–211.