Статья:

ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ)

Конференция: XC Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Теория и методика обучения и воспитания

Выходные данные
Васильева А.А. ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ) // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам XC междунар. науч.-практ. конф. — № 11(90). — М., Изд. «МЦНО», 2024.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ)

Васильева Александра Александровна
магистрант, направление: естественно-географическое образование, ФГБОУ ВО "Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет", РФ, г. Челябинск

 

Аннотация. В статье представлен обзор опыта работы разных авторов по выявлению экологической грамотности обучающихся младшего школьного возраста, их мнения о формировании экологической культуры, а также собранные ими данные анкетирования обучающихся и родителей.

 

Ключевые слова: экологическая грамотность, образование, младшие школьники, методика.

 

Вопрос формирования экологической грамотности и культуры учащихся начальной школы занимает важное место в современных психолого-педагогических исследованиях. Решением этой проблемы, по мнению многих авторов, является непрерывное экологическое образование, способное постепенно и поэтапно изменить мировоззрение человека. Для этого необходимо целенаправленно формировать у детей экологическое мышление и сознание [3].

Прежде чем формировать экологическую культуру у детей начального школьного возраста, необходимо выявить уровень сформированности отдельных ее компонентов: познания (определение экологических знаний, забота об окружающей среде), чувств и мотивов (определение мотивов деятельности, отношение к окружающей среде в чувственном выражении), деятельности (по отношению к окружающему животному и растительному миру определение видов детской деятельности, сформированность умений, навыков правильного и целесообразного поведения) [6].

При выявлении уровня сформированности критериев экологической грамотности у младших школьников авторы выделяют следующие методики: тестирование по методике Е.А. Гринёвой на знание принципов экологии, методика Н.С. Жестовой – системное экологическое мышление, практическое следование экологическим ценностям [9].

В исследовании магистранта МПГУ Москвитиной И.В. опытным путем был получен практический метод активации совместной деятельности учащихся, педагогов и родителей. При анализе причин недостаточности уровня экологической грамотности в образовательном процессе рассмотрены три взаимосвязанных характеристики: позиция учителей, мнение родителей, определение уровня экологической грамотности младших школьников [5]. 

В процессе данного исследования автором были выбраны следующие методики: вербальная ассоциативная методика «ЭЗОП», С.Д. Дерябо, В.А. Ясвин [2], тест – «Основы экологии», составленный на основе тестов А.А. Плешакова [7], и анкета для определения отношения к природе. Для анализа результатов тестирования учащихся использован коэффициент усвоения знаний, предложенный В.П. Беспалько [1], который показал, что обучающиеся вторых классов имеют поверхностные знания в области экологии, прагматическую установку в отношении природы. Их интересуют вопросы о природе, и они хотели бы принимать участие в практической экологической деятельности, но находят недостаточный отклик своим интересам со стороны семьи. Анализ показал, что только половина семей читает литературу или обсуждает правила поведения на природе. Родители и дети не участвуют в совместной практической деятельности [5].

Результат анкетирования учителей показал, что педагоги разделяют такие понятия, как знания, экологическая грамотность и отношение к природе. Родители редко привлекаются к работе с детьми. Исследование анализа работы учителей начальных классов в разных школах Ленинградской области показало, что наиболее часто используемыми методами в работе учителей начальных классов являются наблюдение, беседа и игра, что в свою очередь доказывает, что практико-ориентированная работа с обучающимися в школах не проводится [9].

Учитывая возрастные особенности детей младшего школьного возраста, подходящим возрастом для эколого-культурного образования является 9-10 лет. Поскольку семья, несомненно, оказывает существенное влияние на базовое воспитание экологической культуры, а взрослые несут ответственность за воспитание у детей бережного отношения к окружающей среде, любви к природе и ее богатствам, то воспитание экологической культуры у детей должно осуществляться параллельно с воспитанием экологической культуры у родителей. Для этого педагогам рекомендуется организовывать анкетирование, опросы; совместный досуг: праздники, КВН, викторины, спектакли, выставки, родительские собрания, консультации, диспуты, семинары; экологические стенды, уголки цветоводства и животноводства, экскурсии, экологические эксперименты и проекты [10].

Также важным моментом повышения уровня экологической осознанности является информирование и просвещение: предоставление сведений о состоянии окружающей среды района, города, о возможных рисках для здоровья, знакомство с основными законами экосистем,

Основные функции информирования могут быть реализованы с помощью таких средств как личная встреча с экспертами, интервью, пресс-конференция, адаптированные семинары и тренинги, круглый стол, выставки стационарные и передвижные, реклама, выезд на объект. Всё это направит вектор развития педагогов и семей, обучающихся на формирование новой актуальной и востребованной образовательной парадигмы: человек – это органическое существо, целостный феномен природы в единстве космического, биологического, социального и духовного представлений, обладающего осознанием единства природы и общества [4].

Данная позиция авторов мне близка, считаю, что сформировать экологически ответственную и просвещенную личность ребенка невозможно без: трансформации знаний в убеждения – на разборе примеров и приведении фактических доказательств; накопления эмоционально-чувственного опыта – посредством воздействия произведений искусства и создания среды, в которой ребенок тесно был бы связан с природными объектами; создания экологических привычек и традиций – творческо-трудовая деятельность; принятия собственной ответственности и необходимости в ходе практической деятельности.

 

Список литературы:
1. Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии. – Москва, 1989. – 192 с.
2. Дерябо С. Д., Ясвин В. А. Экологическая педагогика и психология. – Ростов н/Д: Феникс, 1996. – 480 с.
3. Калюкова Е. А. Диагностика уровня экологической культуры у младших школьников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 2. – С. 551–555. – URL: http://e-koncept.ru/2016/46129.htm. (дата обращения: 01.10.2024).
4. Логачева А. В. Современное формирование экологической культуры // Научный вестник Московского государственного технического университета гражданской авиации. – Москва, 2009. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennoe-formirovanie-ekologicheskoy-kultury?ysclid=m1xsysebww882209944(дата обращения: 29.09.2024).
5. Москвитина И. В. Экологическая грамотность младшего школьника в современной школе. – Москва, 2017. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ekologicheskaya-gramotnost-mladshego-shkolnika-v-sovremennoy-shkole (дата обращения: 21.09.2024).
6. Николаева С. Н. Теория и методика экологического образования детей / С. Н. Николаева. – М.: ACADEMA, 2005. – 336 с.
7. Плешаков А. А. Учебно-методический комплект «Школа России». – Москва, 2010.
8. Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 286 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования”. – URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/400807193/ (дата обращения: 25.09.2024).
9. Учалов И. В. Формирование экологической грамотности младших школьников на уроках окружающего мира. – Тольятти, 2019. – URL: https://dspace.tltsu.ru/bitstream/123456789/9441/1/%D0%A3%D1%87%D0%B0%D0%B5%D0%B2%20%D0%98.%D0%92.%20_%D0%9F%D0%9F%D0%9E%D0%B1%D0%B7-1402%D0%94.pdf (дата обращения: 02.10.2024).
10. Чалова О. В. Оценка уровня сформированности экологической культуры младших школьников. – Москва, 2023. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/otsenka-urovnya-sformirovannosti-ekologicheskoy-kultury-mladshih-shkolnikov (дата обращения: 30.09.2024).