ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ)
Конференция: XC Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
Секция: Теория и методика обучения и воспитания
XC Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ)
Аннотация. В статье представлен обзор опыта работы разных авторов по выявлению экологической грамотности обучающихся младшего школьного возраста, их мнения о формировании экологической культуры, а также собранные ими данные анкетирования обучающихся и родителей.
Ключевые слова: экологическая грамотность, образование, младшие школьники, методика.
Вопрос формирования экологической грамотности и культуры учащихся начальной школы занимает важное место в современных психолого-педагогических исследованиях. Решением этой проблемы, по мнению многих авторов, является непрерывное экологическое образование, способное постепенно и поэтапно изменить мировоззрение человека. Для этого необходимо целенаправленно формировать у детей экологическое мышление и сознание [3].
Прежде чем формировать экологическую культуру у детей начального школьного возраста, необходимо выявить уровень сформированности отдельных ее компонентов: познания (определение экологических знаний, забота об окружающей среде), чувств и мотивов (определение мотивов деятельности, отношение к окружающей среде в чувственном выражении), деятельности (по отношению к окружающему животному и растительному миру определение видов детской деятельности, сформированность умений, навыков правильного и целесообразного поведения) [6].
При выявлении уровня сформированности критериев экологической грамотности у младших школьников авторы выделяют следующие методики: тестирование по методике Е.А. Гринёвой на знание принципов экологии, методика Н.С. Жестовой – системное экологическое мышление, практическое следование экологическим ценностям [9].
В исследовании магистранта МПГУ Москвитиной И.В. опытным путем был получен практический метод активации совместной деятельности учащихся, педагогов и родителей. При анализе причин недостаточности уровня экологической грамотности в образовательном процессе рассмотрены три взаимосвязанных характеристики: позиция учителей, мнение родителей, определение уровня экологической грамотности младших школьников [5].
В процессе данного исследования автором были выбраны следующие методики: вербальная ассоциативная методика «ЭЗОП», С.Д. Дерябо, В.А. Ясвин [2], тест – «Основы экологии», составленный на основе тестов А.А. Плешакова [7], и анкета для определения отношения к природе. Для анализа результатов тестирования учащихся использован коэффициент усвоения знаний, предложенный В.П. Беспалько [1], который показал, что обучающиеся вторых классов имеют поверхностные знания в области экологии, прагматическую установку в отношении природы. Их интересуют вопросы о природе, и они хотели бы принимать участие в практической экологической деятельности, но находят недостаточный отклик своим интересам со стороны семьи. Анализ показал, что только половина семей читает литературу или обсуждает правила поведения на природе. Родители и дети не участвуют в совместной практической деятельности [5].
Результат анкетирования учителей показал, что педагоги разделяют такие понятия, как знания, экологическая грамотность и отношение к природе. Родители редко привлекаются к работе с детьми. Исследование анализа работы учителей начальных классов в разных школах Ленинградской области показало, что наиболее часто используемыми методами в работе учителей начальных классов являются наблюдение, беседа и игра, что в свою очередь доказывает, что практико-ориентированная работа с обучающимися в школах не проводится [9].
Учитывая возрастные особенности детей младшего школьного возраста, подходящим возрастом для эколого-культурного образования является 9-10 лет. Поскольку семья, несомненно, оказывает существенное влияние на базовое воспитание экологической культуры, а взрослые несут ответственность за воспитание у детей бережного отношения к окружающей среде, любви к природе и ее богатствам, то воспитание экологической культуры у детей должно осуществляться параллельно с воспитанием экологической культуры у родителей. Для этого педагогам рекомендуется организовывать анкетирование, опросы; совместный досуг: праздники, КВН, викторины, спектакли, выставки, родительские собрания, консультации, диспуты, семинары; экологические стенды, уголки цветоводства и животноводства, экскурсии, экологические эксперименты и проекты [10].
Также важным моментом повышения уровня экологической осознанности является информирование и просвещение: предоставление сведений о состоянии окружающей среды района, города, о возможных рисках для здоровья, знакомство с основными законами экосистем,
Основные функции информирования могут быть реализованы с помощью таких средств как личная встреча с экспертами, интервью, пресс-конференция, адаптированные семинары и тренинги, круглый стол, выставки стационарные и передвижные, реклама, выезд на объект. Всё это направит вектор развития педагогов и семей, обучающихся на формирование новой актуальной и востребованной образовательной парадигмы: человек – это органическое существо, целостный феномен природы в единстве космического, биологического, социального и духовного представлений, обладающего осознанием единства природы и общества [4].
Данная позиция авторов мне близка, считаю, что сформировать экологически ответственную и просвещенную личность ребенка невозможно без: трансформации знаний в убеждения – на разборе примеров и приведении фактических доказательств; накопления эмоционально-чувственного опыта – посредством воздействия произведений искусства и создания среды, в которой ребенок тесно был бы связан с природными объектами; создания экологических привычек и традиций – творческо-трудовая деятельность; принятия собственной ответственности и необходимости в ходе практической деятельности.