Смысложизненные ориентации подростков с разным уровнем развития рефлексии
Конференция: VI Международная заочная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
Секция: Общая психология, психология личности, история психологии.
VI Международная заочная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
Смысложизненные ориентации подростков с разным уровнем развития рефлексии
The meaning of life orientations of adolescents with different levels of development of reflection
Elena Shutenko
assistant professor, candidate of psychological sciences, NRU "BelGU", Russia, Belgorod
Tatiana Sevryukova
master of the Faculty of Psychology, NRU "BelGU", Russia, Belgorod
Evgenia Pavlova
master of the Faculty of Psychology, NRU "BelGU" - Russia, Belgorod
Anastasia Afanasenko
master of the Faculty of Psychology, NRU "BelGU" - Russia, Belgorod
Аннотация. В статье рассматриваются особенности развития рефлексии смысложизненных ориентаций в подростковом возрасте. Приводятся данные исследования смысложизненных ориентаций у подростков с разным уровнем развития рефлексии.
Abstract. The article deals with the features of the development of reflection of meaningful orientations in adolescence. Data are given on the study of meaningful orientations in adolescents with different levels of development of reflection.
Ключевые слова: подросток; рефлексия; рефлексивность; смысложизненные ориентации.
Keywords: adolescent; reflection; reflexivity; meaningful orientations.
Изучению смысложизненных ориентаций и развитию рефлексии посвящены многие работы отечественных и зарубежных психологов. Так, развитием этой проблемы занимались Н. Г. Быков, Г. А. Вайзер, Л. С. Выготский, Д. А. Леонтьев, Т. А. Потапова, В. Франкл, Т. Г. Цигулева, В. Э. Чудновский и др.
Не менее разработанной, но по-прежнему актуальной остается проблема исследования рефлексии в подростковом возрасте. Изучению рефлексии посвящены научные работы Н. Г. Алексеева, Г. М.Андреевой, А. Г. Асмолова, А. Броуна, Венгера, В. В. Давыдова, В. Ю. Дударевой, А. В. Карпова, И. Н. Семенова, Ю. С. Степанова, Г. П. Щедровицкого и др.
Особенно значимы исследования смысложизненных ориентаций подрастающего поколения, акцентирующие внимание на таком возрастном периоде, как обучение в школе. Школа является одним из основных институтов социализации личности и оказывает непосредственное влияние на её становление и развитие. Общение с педагогами и сверстниками наполняет определённым смыслом жизнедеятельность учащихся.
Исследование развития рефлексии в подростковом возрасте носит актуальный характер в связи с тем, что при переходе от детства к юности происходят изменения в сфере сознания, деятельности, системы взаимоотношений, влияющие на психофизиологические особенности подростка [8]. Особый интерес представляет взаимосвязь показателей смысложизненных ориентаций и уровня развития рефлексии в период подросткового возраста, т. к. в настоящее время механизм развития ценностно-смысловой сферы личности в период подросткового возраста недостаточно исследован.
Проблему нашего исследования составил вопрос об особенностях смысложизненных ориентаций подростков с разным уровнем развития рефлексии. Нами было выдвинуто предположение о существовании специфических качественных и количественных связей между смысложизненными ориентациями и уровнем развития рефлексии в подростковом возрасте. Проверка этой гипотеза осуществлялась в ходе эмпирического исследования, базой которого выступила МОУ СОШ № 40 г. Белгорода. Исследование проводилось в ноябре 2016 года. Участие в нем приняли 86 учеников восьмых классов в возрасте от 13 до 15 лет.
В данной работе были использованы следующие методы психологического исследования: теоретические методы – изучение монографических публикаций и статей, методы анализа и синтеза; организационные методы (сравнительный, комплексный); эмпирические методы – обсервационный (наблюдение), психодиагностический; интерпретационные методы (структурный), количественного анализа обработки данных (корреляционный анализ Спирмена).
Для решения экспериментальных задач в исследовании была использована методика «Диагностика уровня развития рефлексивности» А.В. Карпова [2]. Данная методика базируется на теоретическом конструкте, в котором отражены следующие положения:
· рефлексивность является тождественным понятием рефлексии в том случае, когда включает в себя три модуса (рефлексивность как психическое свойство, рефлексию как процесс и рефлексирование как состояние);
· при диагностике свойства рефлексивности должна учитываться ее направленность («интрапсихическая» рефлексия – способность к самовосприятию содержания своей собственной психики – и «интерпсихическая» рефлексия – способность к пониманию психики других людей);
· содержательная сторона конструкта рассматривается, исходя из трех главных видов рефлексии, выделенных по «временному» принципу (ситуативная – непосредственный самоконтроль поведения человека в актуальной ситуации, ретроспективная – анализ уже выполненной в прошлом деятельности и свершившихся событий, перспективная – анализ предстоящей деятельности, планирование деталей своего поведения, ориентированного на будущее) [3].
Для изучения смысложизненных ориентаций использовалась методика «Тест смысложизненные ориентации» Д. А. Леонтьева [5]. Вслед за Д. А. Леонтьевым в данной работе мы определим смысложизненные ориентации как «регуляторы или механизмы направленной деятельности человека как субъекта, как личности» [4]. Смысложизненные ориентации представляют собой обобщенную структурно-иерархическую и динамическую систему представлений, являющуюся базовым элементом внутренней структуры личности, сформированную и закрепленную жизненным опытом индивида в ходе социализации и социальной адаптации на фоне индивидуально-типологических особенностей [4].
В ходе исследования были выделены три группы подростков: с низким, средним и высоким уровнем развития рефлексии.
Низкий уровень развития рефлексии был обнаружен у 25 учащихся (29%). Можно предположить, что у данной группы подростков способность анализировать и осознавать собственные психические состояния развита слабо. Низкий уровень развития рефлексии приводит к сложностям в оценке своих жизненных ситуаций, действий и поступков. Подростки могут испытывать значительные трудности (вплоть до конфликтных ситуаций) в межличностном общении – потому как способность к пониманию психики других людей, к коллективной рефлексии развита слабо. Вероятно, это связано с тем, что рефлексия в подростковом возрасте находиться в стадии формирования. Подростки в процессе общения познают окружающих для них близких людей (референтная группа), тем самым открывая для себя свой внутренний мир, свое «Я».
Группу со средним уровнем развития рефлексии составили 50 испытуемых (58%). У подростков на среднем уровне развита способность к осознанию и осмыслению содержания собственной психики. Это выражается в том, что подростки не всегда прибегают к анализу последовательности и содержания мыслительных операций, источников переживаний, эмоций, мотивов, целей и основанийсвоих действий. Кроме того, у большинства подростков данной группы недостаточно развита способность к групповой рефлексии, способность «ставить себя» на место другого человека. Такие механизмы как проекция, идентификация и эмпатия в данном случае развиты на среднем уровне.
Высокий уровень развития рефлексии выявлен у 11 обследованных учащихся (13%). Способность к рефлексии на данном уровне определяет склонность подростков к самопознанию, переживанию собственной индивидуальности, к анализу ситуаций с учетом позиции другого человека («поставить себя на место другого»), способность к переосмыслению своего поведения. У подростков с высоким уровнем развития рефлексии рано появляется потребность определения личностного смысла существования и формируется ценностная сфера.
Рисунок 1. Распределение подростков на группы с разным уровнем развития рефлексии, в %
Таким образом, результаты исследования подтверждают мнение ряда психологов о том, что рефлексия является новообразованием подросткового возраста. Именно поэтому у 29 % учащихся был обнаружен низкий уровень рефлексии. В свою очередь это может влиять на учебную успеваемость, взаимоотношения со сверстниками, преподавателями или родителями.
В тоже время у большинства подростков уже сформирован средний уровень развития рефлексии, а у некоторых даже высокий. В целом, это говорит об успешном прохождении возрастного периода развития.
Результаты исследования смысложизненных ориентаций подростков (рис. 2.) показали, что у обучающихся преобладают такие смыслы как «Цели в жизни», «Локус контроля – жизнь» и «Процесс жизни». Следовательно, учащимся подросткового возраста свойственно ставить перед собой цели, строить планы и ставить задачи на будущее, планировать свою деятельность, придавая своей жизни осмысленность, направленность и временную перспективу. Однако подростки могут ставить себе нереалистичные цели или увлекаться несбыточными проектами.
Отметим, что большинство подростков предпочитают жить, наслаждаясь жизнью, получая от неё как можно больше удовольствия. Школьники считают, что всё в их власти, что они полностью контролируют свою жизнь и могут изменить её в любой момент.
В меньшей степени у подростков встречаются такие смысложизненные ориентации как «Локус контроля – Я» и «Результативность жизни». Эти показатели характеризуют подростков, как неудовлетворенных совей жизнью и не способных на это повлиять.
Рисунок 2. Средние значения смысложизненных ориентаций подростков
Таким образом, у обучающихся подросткового возраста обнаруживается несколько внутренних конфликтов: конфликт контроля – с одной стороны подросткам свойственно считать, что они кудесники своей жизни и полностью ее контролируют, с другой они кажутся себе беспомощными, так как в данном возрасте во многом зависят от взрослых (родителей, педагогов). Второй конфликт – удовлетворенности жизнью – с одной стороны подростки живут под лозунгом «В жизни надо попробовать все!», стремясь получать от жизни максимум удовольствия, с другой постоянно испытывают неудовлетворение своей жизнью, так как у них остается ощущение, что они что-то упускают.
С целью выявления существенных для анализа связей между уровнями развития рефлексии и параметрами смысложизненных ориентаций нами был применен r-коэффициент корреляции Спирмена. Корреляционные связи отслеживались в группах с различным уровнем рефлексии.Так, нами было обнаружено, что высокий уровень рефлексии значимо коррелируетсо следующими показателями смысложизненных ориентаций: «цели жизни» (r = 0,800 при p ≤ 0,001), «результат жизни» (r = 0,800 при p ≤ 0,001), «локус контроля-жизнь» (r = - 1,000 при p ≤ 0,001). Высокий уровень рефлексии выступает для подростков в качестве ресурса формирования жизненных целей на будущее, которые придают жизни осмысленность, направленность и временную перспективу. При этом подконтрольность жизни обеспечивает удовлетворение самореализацией.
Для анализа психологических особенностей подростков со средним уровнем развития рефлексиинаиболее существенными оказались следующие параметры смысложизненных ориентаций: «процесс жизни, интерес и эмоциональная насыщенность жизни» (r = 0,493 при p ≤ 0,001), «результат жизни» (r = 0,445 при p ≤ 0,001). Подростки воспринимают сам процесс жизни как интересный, эмоционально насыщенный, наполненный смыслом, а достижение целей жизни приносит удовлетворение самореализацией. В группе подростков с низким уровнем развития рефлексии значимых корреляций между исследуемыми показателями не обнаружено.
Таким образом, наша гипотеза о существовании прямой положительной связи между смысложизненными ориентациями и уровнем развития рефлексии у подростков подтвердилась: чем выше уровень развития рефлексии, тем более сформированы и дифференцированы смысложизненные ориентации. Материалы исследования могут быть использованыв разработке психологами-педагогами тематических коррекционно-развивающих программ для работы с учащимися подросткового возраста.