ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ ГРАЖДАНАМИ ОБРАЗА ПСИХОЛОГА, ТРАНСЛИРУЕМОГО СРЕДСТВАМИ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
Конференция: LXXXIX Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
Секция: Психология труда. Инженерная психология. Эргономика
LXXXIX Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ ГРАЖДАНАМИ ОБРАЗА ПСИХОЛОГА, ТРАНСЛИРУЕМОГО СРЕДСТВАМИ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
PECULIARITIES OF CITIZENS' PERCEPTION OF THE IMAGE OF A PSYCHOLOGIST BROADCAST BY THE MASS MEDIA
Anna Lapshina
Graduate student, Buryat State University the name of Dorzhi Banzarov, Russia, Ulan-Ude
Аннотация. Одной из актуальных проблем психологической науки и практики является вопрос восприятия в массовом сознании образа психолога и его деятельности. Большое значение на формирование этого образа оказывают различные средства массовой информации. В данной статье рассматриваются некоторые особенности влияния СМИ на образ профессии психолога в сознании граждан, а также приводится авторская классификация проанализированных образов психологов, встречающихся в СМИ.
Abstract. One of the urgent problems of psychological science and practice is the issue of perception in the mass consciousness of the image of a psychologist and his activities. Various mass media have a great influence on the formation of this image. This article discusses some features of the influence of the media on the image of the profession of a psychologist in the minds of citizens, and also provides the author's classification of the analyzed images of psychologists found in the media.
Ключевые слова: образ психолога, сознание, особенности деятельности психолога, стереотипы, особенности восприятия, средства массовой информации.
Keywords: the image of a psychologist, consciousness, features of the psychologist's activity, stereotypes, perception features, mass media.
В современном мире можно наблюдать за активным развитием психологической отрасли. Востребованность в специалистах психологах растет во многих организациях. Например, в общеобразовательных школах, медицинских учреждениях, дошкольных учреждениях психолог является штатной единицей. Так же психолог присутствует во многих производственных учреждениях. Сталкиваясь все чаще с профессией психолога, люди в обществе формируют свое представление об этой сфере человеческой деятельности.
В силу новизны профессии, лица специализирующиеся в области психологии, зачастую сталкиваются с искаженным образом своей профессии в глазах граждан, которые не имели личного качественного взаимодействия с профессии психолога. Искаженный образ профессии формируется по целому ряду причин, начиная от культурологического аспекта, формирующего окружения, заканчивая политическими режимами и идеологии, в рамках которой выросла и прошла период становление личность.
Все эти явления способствуют возникновению тех или иных представлений, стереотипов, убеждений относительно профессии психолога. При этом, зачастую, минуя реальное практическое взаимодействие человека с деятельностью психолога представление формируется за счет потока информации, получаемой человеком из внешнего мира. Такой поток информации может иметь различные источники происхождения: личный опыт знакомых, друзей, коллег; фильмы и книги: средства массовой информации, находящиеся в изобилии и свободном доступе. Предполагается, что именно средства массовой информации на сегодняшний день выступают наиболее частым источников информирования людей о профессии и деятельности психолога, и не всегда эта размещенная информация является качественной по своему содержанию. Именно поэтому интересным представляется изучение образа профессии психолога, который транслируется в СМИ.
При изучении образа психолога, который воспринимается гражданами из средств массовой информации для подготовки материала для данной статьи, использовался анализ СМИ, а также опрос и анкетирование респондентов в количестве 35 человека. Респондентам было необходимо описать свое отношение к профессии психолога и отрефлексировать, с каким образом психолога им удавалось столкнуться в средствах массовой информации.
В начале необходимым представилось, конечно же обозначить, а что же именно мы можем относить к средствам массовой информации. Согласно Закону РФ от 27.12.1991 N 2124–1 (ред. от 29.12.2022) "О средствах массовой информации" официально под термином «средства массовой информации принято понимать»: «предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы; периодическое печатное издание, сетевое издание, телеканал, радиоканал, телепрограмма, радиопрограмма, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации под постоянным наименованием (названием)». В указанном законе дано так же более широкое толкование для каждого из видов указанных СМИ [1]. Однако необходимо отметить, что на практике, по мнению некоторых ученых в СМИ, как в источнике формирования общественного мнения необходимо так же включать неуказанные в законе аккаунты блоггеров, инфлюенсеров, экспертную оценку публичных лиц [6, с. 14]. Именно указанные выше источники средств массовой информации были указаны респондентам в анкетах и опросниках.
Обработав полученные в результате проведения опроса и анкетирования респондентов данные, удалось установить несколько основных типов образа психолога, которые транслируются в СМИ.
Так, одним из встречающихся видов образа психолога, формируемый СМИ является образ, который условно можно назвать «циничный манипулятор». Это понятие в рамках данной статьи предполагает наделение психолога склонностью к совершению отрицательных манипуляций. Согласно собирательному образу, сложилось впечатление, что психологов в результате обучения посвящают в тайные знания, которые впоследствии применяются для упрощения жизни при помощи умелого манипулирования и подчинения себе воли другого человека против его желания [7, с. 23]. Как показало анкетирование, распространение такое мнение получило в частности у граждан более старшего поколения. В качестве обоснования своего мнения респонденты указывали на расследования СМИ, которые они читали после обнаружения финансовых пирамид, мошеннических схем, сект, где вымогались или иным путем изымались средства у граждан.
По мнению респондентов, такие люди – хорошие бизнесмены, которые создают новые учения, религии и даже «секты». Не получившие психологического образования и не имеющие к психологии никакого отношения люди легко могут стать жертвами подобных «психологов», которые зарабатывают огромные суммы обманом [5, с. 43]. Согласно распространяющейся информации в СМИ, люди становились жертвами как раз в результате психологических манипуляций, которые искусно применялись. Это один из тех факторов, который поспособствовал очернению психологических знаний, и формированию нездорового страха у граждан перед психологами.
Другой выделяемый в рамках статьи тип образа психолога, транслируемый в СМИ «психолог–ясновидящий». Это разновидность образа психолога в первую очередь характеризуется умением видеть людей насквозь. Так, по этому собирательному образу психологи обладают таким навыком как «чтение всей натуры человека», а некоторые люди всерьез опасаются, что психолог способен узнать сокровенные тайн. В частности, по полученным данным речь идет выходе и просмотре известного телесериала «Обмани меня» 2009. По сюжету сериала доктор К. Лайтман – главное действующее лицо сериала, является специалистом в области психологии, и способен выяснить правду, раскрыть любой обман при помощи своих психологических знаний. Данный продукт киноиндустрии способствовал укоренению в головах обывателей стереотипов, что психологи–сверхлюди, которые способны применяя анализ микро-движений узнать все о человеке. Такой лжефакт зачастую усложняет взаимодействие людей, получивших профессию психолога с носителями данных установок.
Если говорить о более старшем поколении, которое было воспитанно в рамках советской системы ценностей, идеологии и СМИ, то необходимым представляется выделение такого типа психологов, которое можно назвать «Около психиатрии». Почему именно психиатрии? Потому что согласно данным опроса, по их мнению, в различных СМИ, с которыми они взаимодействовали на протяжении всей жизни не делалось глубинных различий между психологами и психиатрами, а обе категории профессии попадали в ряд деятельности, которая способствовала уничтожению человека как активного участника социума, так и полноценной личности.
Ещё представляется возможным выделить такой тип образа психолога как «профессиональный понимальщик". Так же, как и иные виды представлений сформулированных СМИ, в этом образе мы можем наблюдать слияние профессиональных и личных качеств у людей–психологов. Только, в отличии от описанных ранее образов, в этот раз мы имеем дело не с демонизацией образа психолога, а с чрезмерной требовательностью к личности, владеющей данной профессии. Безусловно, что одними из необходимых качеств для психолога, которые обеспечивают высокий профессионализм, являются эмпатия, умение выслушивать, отсутствие осуждения клиента (при условии, что речь не идёт о нарушениях закона, о которых психолог обязан будет сообщить), а также умение оказать моральную поддержку [3].
Именно человек, обладающий подобными качествами, регулярно транслируется в различных СМИ как высокий специалист. Дополнением к образу психолога являются регулярные рекламы психологических кабинетов, основной идей которых является психологическая разгрузка. В этом случае по мнению респондентов складывается устойчивая связь о том, что получение психологической помощи или услуг психолога – это то, что неизменно должно принести облегчение при взаимодействии с фигурой психолога. При этом, в таком случае обывателям, не имеющим дело с психологией сложно провести границу между профессией и личностью. Как правило, стереотипное мышление напрочь вытесняет качествами психолога самого человека. К психологу начинают предъявляться повышенные требования относительно его поведения, желаний, чувств. В этом случае от психолога требуют быть сверхчеловеком, и вешают запрет на любое проявление вне стереотипа. Специалист оказывается под давлением собственной профессии, а проявление личных особенностей, простых человеческих качеств воспринимается как дефект профессии, что в следствии может восприниматься как бесполезность профессии в целом.
Выше в статье было сделано особое указание на явление блоггинга. На сегодняшний день социальные сети выступают не только распространением информации, но также и площадкой для продвижения различных товаров и услуг. К большому сожалению, в этом же спектре широкое распространение получают различные услуги, которые лишь маскируются под психологические, но не имеют никакой связи с реальной доказательной психологией. И зачастую услуги психологии встречаются в аккаунтах наряду с астрологией, нумерологией, которые общепризнанным научным сообществом не признаются в качестве научных дисциплин. Такое обстоятельство формирует у обывателей ощущение, что психология не является самостоятельной отраслью знания, а всего-навсего лженаука. Соответственно психологи выступают не как специалисты, чья профессия тесно сопряжена со здоровьем личности, а как шарлатаны, которые лишь занимаются тем, что выманивают у людей денежные средства. В связи с этим люди с сомнением относятся к профессии психолога, не пытаются разобраться с нюансами профессии, требованиями, которые по-настоящему могут позволить определить специалистов в профессии.
В связи с проведенным исследованием и полученными данными анализа образа психолога, транслируемого в различных СМИ, возникает закономерный вопрос: «Каким образом профессиональное психологическое сообщество может оказать влияние на формирование правильного образа в сознании обывателей, в том числе используя СМИ?»
Предполагается качественная проработка вопроса сразу по нескольким фронтам, таким как: создание мощного психологического сообщества, которое бы координировало работу всех лиц, которые причисляют себя к психологам (вплоть до уголовной ответственности), установление рамок психологической деятельности, введение лицензий на деятельность, установление этического кодекса, создание комиссий, которые бы занимались защитой профессиональной деятельности в СМИ и т. д. Очевидно, что этот обширный вопрос по решению проблемы формирования образа психолога требует самостоятельного изучения в рамках психологической науки.
Данная статья раскрывает лишь небольшие аспекты вопроса формирования образа профессии психолога в сознании граждан, в том числе под воздействием СМИ. Однако, несмотря на малый характер исследования, все же можно прийти к выводу, что на сегодняшний день средства массовой информации действительно не просто оказывают влияние на формирование образа психолога в массовом сознании граждан, но и способствуют появлению определенных общественный стереотипов для профессии психолога. Приписываемые профессии психолога склонности к злостному использованию манипуляций, ясновидение и отсутствие человеческих слабостей являются определенным препятствием для формирования адекватного образа психолога, что требует отдельного поиска решения для этой проблемы.