Статья:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ВОСПРИЯТИЯ ИНФОРМАЦИИ В ИНТЕРНЕТ-ПРОСТРАНСТВЕ В РАБОТЕ С ПОДРОСТКАМИ

Конференция: LXXXIX Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Педагогическая психология

Выходные данные
Артемьева О.В. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ВОСПРИЯТИЯ ИНФОРМАЦИИ В ИНТЕРНЕТ-ПРОСТРАНСТВЕ В РАБОТЕ С ПОДРОСТКАМИ // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам LXXXIX междунар. науч.-практ. конф. — № 10(89). — М., Изд. «МЦНО», 2024.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ВОСПРИЯТИЯ ИНФОРМАЦИИ В ИНТЕРНЕТ-ПРОСТРАНСТВЕ В РАБОТЕ С ПОДРОСТКАМИ

Артемьева Ольга Владимировна
педагог-психолог, ГБОУ школа №1794 имени А.С. Чуфистова, РФ, г. Москва

 

Мы живем в мире, где визуальные образы играют очень важную роль. Каждый день мы сталкиваемся с огромным количеством образов. Особенно насыщенно ими виртуальное пространство.

Зрительное восприятие (совокупность процессов построения зрительного образа мира на основе сенсорной информации, получаемой с помощью зрительной системы) выходит на первый план у тех, кто пользуется интернетом часто и длительное время. Зрительное восприятие мы можем поделить на несколько важных для нас составляющих, которые помогут нам понять, на что следует обратить особое внимание в дистанционной работе с подростками.

  • Восприятие цвета (в силу большого количества раздражителей оно сводится к оценке светлоты (видимой яркости), цветового тона и насыщенности).
  • Восприятие пространства (происходит оценка восприятия удаленности объекта, а также его направление).
  • Восприятие движения строится на основе данных, полученных о пространственном положении объекта.
  • Восприятие формы (являясь синтезом остальных видов зрительной информации, видимая форма оказывается независимой относительно цвета, положения, ориентации и состояния движения предмета) [3].

Борис Митрофанович Величковский пишет, что в среднем через 300 мс после предъявления стимула процесс построения зрительного образа оказывается завершенным и приобретает свои хорошо известные характеристики: общую пространственную стабильность, подвижность локальных объектов, инвариантность видимых форм относительно цвета, пространственного положения и состояния движения [1]. Таким образом, первое впечатление, которое подросток получает от стимула, мгновенно формирует  отношение к образу, предъявляемому психологом, и в дальнейшем является поводом продолжить работу, основываясь на полученных данных.

Известно, что перестройка, происходящая в центральной нервной системе подростка,  лежит в основе изменений его психики. Вместе с тем в психической сфере нередко выявляются признаки эмоциональной неустойчивости: немотивированные колебания настроения, сочетание повышенной чувствительности, ранимости в отношении собственных переживаний и известной черствости и холодности к другим, застенчивости и подчеркнутой развязности, самоуверенности [2].

Именно в этом возрасте интенсивно формируются самосознание, способность к анализу окружающих явлений. Повышается интерес к своей внешности, чрезмерно остро воспринимаются любые критические замечания по этому поводу. В мышлении подростков часто отмечается стремление к мудрствованию, разрешению сложных философских проблем, наблюдается склонность к фантазированию, вымыслам [4].

Важно помнить, что в сложный «переходный возраст» к подростку предъявляется масса новых требований, что нередко вызывает сложные конфликтные переживания.

В силу загруженности информацией и, напротив, уменьшению социальных связей, подросток получает возможность выразить все свои чувства, мысли и эмоции именно в интернет-пространстве. Многие пользуются возможностью и проявляют себя анонимно, другим важно найти референтную группу, где их мнение будет услышано и оценено.

Психолог, получивший возможность работать  с подростком в интернет-пространстве, должен учитывать его возрастные особенности и особенности зрительного восприятия. Поэтому использование фотографий или картин для оказания психологической помощи подросткам является весьма ресурсным методом.

Художественные  изображения в ходе консультирования активизируют образно-ассоциативную сферу подростка [3]. Свои чувства и представления, которые он не может выразить словами, легко получают возможность быть выраженными языком метафор и образов, способствует преодолению защит и сопротивления.

Кроме того, данный метод способствует активизации воображения, раскрывает творческий потенциал, помогает в переработке информации и решении проблем на основе образного мышления.

Символы и метафоры могут использоваться как осознанно, так и неосознанно, служить обозначению наиболее важных смыслов и отношения человека к своим проблемам и трудностям. Символ соединяет подчас разнородные идеи и информацию кроме того, благодаря символам идеи связываются с эмоциями и воспоминаниями [3].  Часто символы и метафоры помогают извлечь информацию из бессознательного, порождают сложные ассоциативные связи, обеспечивают интеграцию старой и новой информации.

Основой своей работы в интернете мы видим методику «Спектрокарты», разработанную У. Халкола и А.И. Копытиным [3], однако в силу особенностей виртуального пространства, она была нами несколько модифицирована.

Психологу требуется иметь некоторый набор изображений. Разумеется, можно использовать изображения, предложенные самим подростком, однако на начальном этапе работы важно иметь собственный материал, который будет служить отправной точкой в работе.

Структура интернет-консультации довольно подвижная, многое зависит от самого психолога, насколько он оценивает необходимость тех или иных инструкций, различных заданий и каким образом строит дальнейшее обсуждение.

Психолог формулирует тему или задачу, в зависимости от ситуации.

Изображения в количестве не более 10 штук высылаются для ознакомления.

Подросток выбирает фотографию, которая связана с данной темой или проблемой, затем дается время для размышления и выбора ассоциаций.

Затем психолог может задать вопросы, имеющие отношение к выбранному изображению и проблеме, озвученной ранее.

Так же эффективными в работе проявили себя так называемые домашние задания, когда подросток самостоятельно ищет изображение, придумывает историю, подбирает фразеологизм или подходящую музыку. Все это используется для дальнейшего обсуждения с психологом.

Достоинство данного подхода в том, что подросток, выражая свои мысли и чувства через образы, находит новый ракурс восприятия жизни. Использование визуально-нарративных приемов обеспечивает психологическую интеграцию клиента, а во многих случаях – так же изменение и развитие его образа Я [3].

В результате проведенного исследования можно сделать вывод о том, что использование особенностей восприятия информации в интернете является эффективным инструментом работы с подростками. Интернет предоставляет уникальные возможности для взаимодействия и обучения, учитывая потребности и интересы этой возрастной группы, открывает новые пути для эффективной работы психологов.

 

Список литературы:
1. Величковский Б. М., Лурия А. Р., Зинченко В. П. Психология восприятия. – М.: Изд-во МГУ, 1973. – 247 с. 
2. Малая медицинская энциклопедия. – В 6 т. – М.: Советская энциклопедия, 1991–1996. 
3. Халкола У., Копытин А.И. Спектрокарты. Краткое методическое руководство по применению в психотерапии и психологическом консультировании. – СПб; М.: Речь, 2016. – 78 с. 
4. Энциклопедический словарь медицинских терминов. – В 3 т. – М.: Советская энциклопедия, 1982-1984.