Статья:

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА ПРИМЕРЕ ИССЛЕДОВАНИЯ КАРТИН БЕЛОРУССКИХ ХУДОЖНИКОВ НА НАЛИЧИЕ «ЗОЛОТОГО СЕЧЕНИЯ»

Конференция: LXXVIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Теория и методика обучения и воспитания

Выходные данные
Екимова к.А., Акиншева И.В. РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА ПРИМЕРЕ ИССЛЕДОВАНИЯ КАРТИН БЕЛОРУССКИХ ХУДОЖНИКОВ НА НАЛИЧИЕ «ЗОЛОТОГО СЕЧЕНИЯ» // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам LXXVIII междунар. науч.-практ. конф. — № 11(78). — М., Изд. «МЦНО», 2023.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА ПРИМЕРЕ ИССЛЕДОВАНИЯ КАРТИН БЕЛОРУССКИХ ХУДОЖНИКОВ НА НАЛИЧИЕ «ЗОЛОТОГО СЕЧЕНИЯ»

Екимова кристина Александровна
магистрант, Могилевский государственный университет им. А.А. Кулешова, Республика Беларусь, г. Могилев
Акиншева Ирина Владиславовна
канд. техн. наук, доцент, Могилевский государственный университет им. А.А. Кулешова, Республика Беларусь, г. Могилев

 

THE DEVELOPMENT OF COGNITIVE ABILITIES OF STUDENTS ON THE EXAMPLE OF THE STUDY OF PAINTINGS BY BELARUSIAN ARTISTS FOR THE PRESENCE OF THE "GOLDEN SECTION"

 

Krystina Yekimava

Master's student, Mogilev State University named after A.A. Kuleshov, Republic of Belarus, Mogilev

Irina Akinsheva

Candidate of Technical Sciences, Associate Professor, Mogilev State University named after A.A. Kuleshov, Republic of Belarus, Mogilev

 

Аннотация. В статье рассматриваются возможности развития познавательных способностей учащихся при исследовании картин белорусских художников на наличие «Золотого сечения» с использованием приложения GeoGebra. Для исследования выбраны картины Павла Васильевича Масленикова и Витольда Каэтановича Бялыницкого-Бирули.

Abstract. The article discusses the possibilities of developing cognitive abilities of students in the study of paintings by Belarusian artists for the presence of the "Golden Section" using the GeoGebra application. Paintings by Pavel Vasilyevich Maslenikov and Vitold Kaetanovich Byalynitsky-Biruli were selected for the study.

 

Ключевые слова: познавательные способности; исследование; «Золотое сечение»; приложение GeoGebra.

Keywords: cognitive abilities; research; "Golden section"; GeoGebra application.

 

Развитие познавательных способностей учащихся в наше время приобретает особое значение. Связано это со стремительным развитием науки и техники. Обществу необходимы люди, способные быстро ориентироваться в любой обстановке и подстраиваться под изменяющийся мир.

Формирование исследовательских способностей подразумевает выработку у учащихся конкретных умений. Среди этих умений основными считаются умения видеть проблемы, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, наблюдать, выполнять измерения, сравнивать, проводить эксперименты, делать выводы, а также представлять результаты своего труда окружающим [1].

Современный мир ставит перед школой много новых и интересных задач. Одна из важнейших целей образования − воспитание разносторонней личности. Не остается в стороне от этого процесса развитие современной белорусской культуры, когда обеспечивается связь времен и поколений, осознание необходимости сохранения исторического наследия нашего народа.

Беларусь дала миру много замечательных художников. Многие из них значимы и знамениты. Самым распространенным жанром в творчестве художников Беларуси конца XIX начала XX века является пейзаж. Каждое гармоничное и радующее глаз художественное произведение обнаруживает правило «Золотого сечения», а история «Золотого сечения» – это история человеческого познания мира.

Вместе с учащимися проводилось исследование картин белорусских художников на наличие «Золотого сечения». Выбор картин Павла Васильевича Масленикова и Витольда Каэтановича Бялыницкого-Бирули обусловлен тем, что в городе Могилеве есть музеи, посвященные их творчеству. Также исследование способствует углублению знаний о вкладе данных художников в развитие белорусского изобразительного искусства.

Первым делом необходимо разобраться со способами деления картин «Золотым сечением». В нашем исследовании использовалось два способа.

Для определения линий «Золотого сечения» первым способом необходимо разделить стороны картины на восемь равных частей. После этого необходимо отмерить 3/8 и 5/8 от краев изображения (рисунок 1) [3].

 

Рисунок 1. Сетка «Золотого сечения»

 

Второй же способ определения линий «Золотого сечения» на картине основан на геометрическом способе деления отрезка «Золотым сечением» (рисунок 2) [2, с. 12–13].

 

Рисунок 2. Деление отрезка «Золотым сечением»

 

Для исследования картин в приложении GeoGebra первым делом было необходимо изучить его интерфейс. Опираясь на алгоритмы деления отрезка «Золотым сечением» была составлена последовательность действий, необходимых для получения результата.

Для исследования были подобраны картины:

  1. «Туманный день», автор П.В. Маслеников;
  2. «Лунная ночь», автор В.К. Бялыницкий-Бируля.

Для исследования картины «Туманный день» на наличие «Золотого сечения» использовался первый способ (рисунок 3).

 

Рисунок 3. Деление картины «Туманный день» «Золотым сечением» в приложении GeoGebra

 

Вывод, который сделали учащиеся: видно, что на данной картине художник следовал принципу «Золотого сечения». На верхней горизонтальной линии заканчивается лес, и начинается небо. Нижняя горизонтальная линия разделяет луг и поле. А вот правая вертикальная линия проходит через дерево и отделяет дом.

Для исследования картины «Лунная ночь» на наличие «Золотого сечения» использовался второй способ (рисунок 4).

 

Рисунок 4. Деление картины «Лунная ночь» «Золотым сечением» в приложении GeoGebra

 

Вывод, который сделали учащиеся: мы видим, что деревья располагаются в центре и отделены вертикальными линиями. Верхняя горизонтальная линия разделяет небо с облаками и часть неба без облаков. Нижняя горизонтальная линия отделяет часть, где находятся дома, забор, деревья и часть, засыпанную белым снегом.

Такого рода исследования активизируют познавательные способности учащихся. Подбор картин, подходящих к тематике исследования, требует от учащихся умения анализировать информацию и обращать внимание на детали. Также для представления своей работы учащимся необходимо умение обобщать данные, делать выводы и представлять результаты своего исследования.

 

Список литературы:

  1. Романова М.Н., Потапова И.Н. Развитие художественно-творческих способностей у школьников // Научный электронный журнал Меридиан. – 2018. – № 4 (15). – С. 300–302.
  2. Сопроненко Л. П. Анализ золотого сечения с помощью средств компьютерной графики / Л. П. Сопроненко, Я. М. Григорьева. – Университет ИТМО, 2015. – C. 12–13.
  3. Шевелев И. Ш. Золотое сечение: Три взгляда на природу / И. Ш. Шевелев, М. А. Марутаев, И. П. Шмелев. – М. : Стройиздат, 1990. – 339 с.
  4. Щукина Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе / Г. И. Щукина. – М. : Просвещение, 1979. – 160 с.