Статья:

НАРЦИССИЗМ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ

Конференция: LXXIX Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Общая психология, психология личности, история психологии.

Выходные данные
Литвинова Л.Ю., Кропотова М.Ю., Шайхутдинова К.М. НАРЦИССИЗМ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам LXXIX междунар. науч.-практ. конф. — № 12(79). — М., Изд. «МЦНО», 2023.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

НАРЦИССИЗМ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ

Литвинова Людмила Юрьевна
старший преподаватель, Сибирский государственный индустриальный университет, РФ, г. Новокузнецк
Кропотова Мария Юрьевна
старший преподаватель, Сибирский государственный индустриальный университет, РФ, г. Новокузнецк
Шайхутдинова Карина Маратовна
студент, Сибирский государственный индустриальный университет, РФ, г. Новокузнецк

 

NARCISSISM AND THE INFORMATION SPACE OF SOCIAL NETWORKS

 

Lyudmila Litvinova

Senior lecturer, Siberian State Industrial University, Russia, Novokuznetsk

Maria Kropotova

Senior lecturer, Siberian State Industrial University, Russia, Novokuznetsk

Karina Shaykhutdinova

Student, Siberian State Industrial University, Russia, Novokuznetsk

 

Аннотация. Изучение нарциссизма как феномена специфического отношения человека к самому себе до сегодняшнего дня актуально. На данный момент, нарциссизм находится на подъеме, и социальные сети могут быть фактором провоцирующим это. Недавнее исследование показало, что у людей, которые публикуют большое количество селфи в социальных сетях, нарциссические черты выросли за последний период. Это говорит о неблагоприятных личностных тенденциях. В статье представлена информация о самом понятии нарциссизм и исследование этого процесса в малой студенческой группе.

Abstract. The study of narcissism as a phenomenon of a person's specific attitude to himself is still relevant today. At the moment, narcissism is on the rise, and social media can be a factor provoking this. A recent study showed that people who post a large number of selfies on social networks, narcissistic traits have increased over the last period. This indicates unfavorable personal tendencies. The article presents information about the very concept of narcissism and the study of this process in a small student group.

 

Ключевые слова: нарциссизм; селфи; отношения; расстройство; норма; патология.     

Keywords: narcissism; selfies; relationships; disorder; norm; pathology.

 

История самого понятия берет начало с мифа о древнегреческом юноше Нарциссе, знаменитого своей красотой. Увидев впервые свое отражение в озере, он влюбился в него и потерял всякий интерес к другим людям. Желая достать и приблизиться к своему отражению и красоте, он бросился в озеро и нашел свою смерть. Этот миф о Нарциссе, стал основой для формулирования З. Фрейдом психоаналитического понятия нарциссизма.

Ф. Бекон  рассматривает нарцисса как феномен себялюбия, также как тщеславие они могут давать стимул для человеческих достижений. После Ф. Бекона себялюбие в европейской культуре стало интерпретироваться как самодостаточность.

Дж. Милтон в своем романе «В потерянном рае», говорит о Еве, которая обожает свое собственное отражение, обнаруживает, что любовь к Адаму оказывается намного сильнее, чем ее любовь к себе самой и своему лику.

На рубеже XVII и XVIII веков Ж. Аббади, размышляя о ценности эгоизма, вновь обращается к мифу о Нарциссе и описывает любовь к самому себе как возможность сохранения собственного «Я».

О. Уайльд в романе «Дориан Грей», говорит о нем как нарциссе, который отказывается от своей души, взамен на неувядающую красоту и молодую телесность. Вновь появляется тема телесности, преходящей физической красоты и отказ от духовности и самопознания. Портрет Грея на стене, как отражение его праздной нарциссической жизни. Это происходит до тех пор, пока Д. Грей уже не может больше выносить вид своего «зеркала на стене» и исполосовывает его ножом, тем самым, уничтожая себя.

В произведениях Г. Гофманнсталя, Л. Андриана, В. Брюсова, Ф. Сологуба миф о нарциссе, рассмотрен мир как проекция нарцисса, где есть только он, его фантазия, что он отражается во всем и прекрасен, приводит его к гибели от того чего нет на свете, гибель от собственных ложных проекций.

В 1928 году X. Эллис  вводит термин нарциссизма в область сексуальной психопатологии, там нарциссизм − патологическое себялюбие или самолюбование, т.е. влечение индивидуума к самому себе, выраженное в мыслях о себе совершенном или несовершенном и сомнениях вокруг этих полярных состояний.

Нэкке в 1898 относит термин «нарциссизм» к поведению, где эмоции поглощаются и теряются в самовосхищении. Э. Джонс, О. Ранк в своих работах сравнивают с нарциссизмом самовлюбленность, самообожествление и женское тщеславие.

Дж. Холмс  делает акцент в мифе о Нарциссе на быстротечности красоты и наличии связи между нарциссизмом, завистью и смертью.

П. Куттер пишет о травматическом опыте и отсутствие опыта любви в детстве у нарцисса, поясняя, что нарцисс находится в дефиците и любовь к себе для него это замена любви к другим. Любить других ему не то что сложно, а не возможно, в связи с тем, что он это не знает и не умеет.

В 1910 г. в «Очерках по теории сексуальности», в примечании, З. Фрейд ссылается на нарциссизм как на извращение, то есть перверзию. 3. Фрейд отметит, что объектом любви становится собственная личность.

В 1912 году выходит «Тотем и табу», где Фрейд говорил о нарциссизме, как примитивном магическом мышлении и всемогуществом мыслей или «интеллектуальном нарциссизме».

З.Фрейд писал: «Хотя мы еще не имеем возможности дать вполне точную характеристику этой нарциссической стадии, в которой диссоциированные до того сексуальные влечения сливаются в одно целое и сосредоточиваются на Я как на объекте, мы все же начинаем понимать, что нарциссическая организация уже никогда не исчезает полностью. В известной степени человек остается нарциссичным даже после того, как нашел внешний объект для своего либидо; найденный им объект представляет собой как бы эманацию оставшегося при Я либидо, и возможно обратное возвращение к последнему» [1].

В 1914 году выходит работа «О нарциссизме» З.Фрейда, он описал природу нарциссизма, начал использовать термин в широком смысле:

- клинически, для описания перверзий;

- генетически, для описания стадии развития;

- динамически, для объяснения определенных установок, таких как тщеславие и самолюбие; 

- биологически, как: «Индивид действительно ведет двойное существование − как самоцель и как звено в цепи, которой он служит против собственной воли» [1].

Таким образом, З. Фрейд расширяет предшествующие идеи и дополняет их размышлениями о роли нарциссизма и о том, как нарциссические люди выглядят в глазах других.

Нарциссизм в настоящие время находится в стадии роста и еще большем укоренении в обществе, и социальные сети фактор, способствующий этому. Недавнее исследование показало, что у людей, которые публикуют большое количество «селфи» в социальных сетях, нарциссические черты выросли на 25 % за последние годы. О росте свидетельствует частота обращения к интернету именно к социальным сетям, также распространение социальных сетей и количество загруженных фотографий людей. Селфи − автопортретная фотография, как правило, сделанная с помощью смартфона и выложенная в социальных сетях. Такая фотография нужна на данный момент уже не как запечатленное событие, как раньше делали для того, чтобы например, создать фотоальбом, а больше уже необходима для «отзеркаливания» себя для рассмотрения нарцисса как в зеркале. Селфи − это самолюбование себя через фотографию в сети интернет. Еще одна задача селфи − это отзеркаливание реакций через просмотры и «лайки». То есть, то важное, что нужно нарциссическим личностям в погоне за своей уникальностью и неповторимостью.     

В рамках исследования нарциссических тенденций среди молодежи было проведено исследование, где необходимо было фиксировать количество обращений к сети интернет, а именно к социальным сетям для того, чтобы разместить свои фотографии и смотреть реакции своих подписчиков на эти фотографии. Студентам было дано задание в течение недели, отследит свою потребность в этом действии. Большая часть заметила, что делает это намного чаще, чем раньше, количество их обращений за неделю достигает около 100, большая часть именно к социальным сетям. Такую статистику может дать сама социальная сеть, которая и показывает, сколько фотографий загрузил пользователь и сколько раз он зашел на свою социальную страницу. Из 25 человек 15 из них загрузили фотографий в пределах 10, остальные гораздо больше от 10 более, количество выходов в интернет именно социальные сети для того чтобы, оценить реакции подписчиков достигает в день около 30 раз. То есть это говорит о высокой потребности в оценке со стороны окружающих. Большая часть студентов рассказала, что испытывала разные чувства от увиденных реакций от удивления и удовольствия до тревоги и раздражительности. У многих были ожидания, что количество «лайков» будет больше и реакций тоже. Многие смотрели на свои фотографии уже поздно ночью, чтобы увидеть еще перед сном реакции подписчиков и изменения за последнее время. Многие заметили колебания настроения от своего занятия, студенты пояснили это несколькими замечаниями про себя: во-первых необходимо было наблюдать в течение дня иногда это мешало выполнять другие дела и создавала дискомфорт, во-вторых хотелось больше реакций от конкретных людей, т.е. были ожидания реакций, в третьих приходилось еще раз рассматривать фотографию на ее успешность, что вызывало сомнения и у некоторых приводило к действию по удалению фотографии со страницы,  в четвертых такая активность была около двух дней, потом хотелось выложить другие фотографии.    

Отрицательными последствиями нарциссизма являются:

  • трудности в любых отношения;
  • наличие постоянного чувства страха и тревоги, разочарования, ощущения ненужности;
  • возникновение стресса в поиске собственных достоинств.

Существует некоторый ряд признаков развития нарциссизма, вследствие чрезмерного пользования социальными сетями:

1. Продуманный внешний вид: стильная, модная одежда, поза тела. Для получения должного внимания, впечатления публики.

2. Человек не фотографируется, старается не показываться в том случае, если он одет повседневно, не наряжен.

3. Большое количество «селфи».

4. Стремление быть в центре внимания, привлечение внимания к странице своего профиля всеми возможными способами.

5. Постоянное обновление статуса, в котором нарциссы выражают своё настроение, дела, и др.

6. Нарциссы выкладывают информацию о себя с  собственными достоинствами и достижениями, даже если они незначительны.

7. Наличие разных «активных» профилей в социальных сетях, постоянный мониторинг [2].

Таким образом, нарциссы используют социальные сети как зеркало для удовлетворения. Им нравится делиться информацией о себе и выкладывать свои фотографии, снимать видео со своими событиями в жизни. Эго нарциссов находится всегда в состоянии «истощения», а это значит, что ему нужно всегда подтверждение, чтобы понимать свою ценность, достаточно он умен, хорош, красив или талантлив и др. 

Это корень проблемы нарциссизма, непостоянство своей ценности и сомнения с неуверенностью в значимости своего Я для мира и для других. Ценность и самооценка понятия, которые необходимо прорабатывать в терапевтическом процессе долгие годы, информационное пространство сетей дает лишь мнимый эффект, длится он один или несколько дней, далее нужно еще доказательство. Нарцисс не получает длительный эффект после которого он насытится и успокоит свое Эго, которое всегда истощается.    Информационное пространство − это зеркало для нарциссической личности, но оно только усугубляет состояние человека и его тенденции к расстройству.

 

Список литературы:
1. Studfile.net : сайт. - Москва, 2000. - URL:https:// Файловый архив для студентов. StudFiles (дата обращения: 14.06.2023)  
2. Чупров, Л.Ф. Психологическая диагностика в работе практического психолога/ Л.Ф. Чупров . - Текст : электронный // Вестник практической психологии образования. - 2009. - №3(20). - С. 111-115. - URL: http:// https://psyjournals.ru/files/27640/vestnik_psyobr_2009_3_Chuprov.pdf (дата обращения: 15.06.2023)