Цифровая компетентность обучающихся школы: сущность, структура, содержание
Конференция: LII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
Секция: Общая педагогика, история педагогики и образования
LII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
Цифровая компетентность обучающихся школы: сущность, структура, содержание
DIGITAL COMPETENCE OF SCHOOL STUDENTS: ESSENCE, STRUCTURE, CONTENT
Denis Ushakov
Post-graduate student Belgorod State National Research University, Russia, Belgorod
Аннотация. В современном, технологическом обществе остро встаёт вопрос об формировании и развитии цифровой компетентности обучающихся. В данной статье рассматривается содержание понятия цифровая компетентность применительно к обучающимся общеобразовательных школ.
Abstract. In modern, technological society, the question of the formation and development of digital competence of students is acute. This article deals with the content of the concept of digital competence in relation to students in general education schools.
Ключевые слова: цифровая компетентность; цифровая грамотность; информационное общество.
Keywords: digital competence; digital literacy; information society.
Существуют разные определения современной эпохи: информационное общество, постиндустриальное общество, общество обществ, цифровое общество. Названия отражают разные стороны происходящих в обществе изменений, в том числе и проникновения информационных и цифровых технологий во все сферы жизнедеятельности человека, ускоряющиеся с течением времени изменения рынка труда, устаревание профессий и появление новых. Все происходящие изменения в обществе, науке, технике и технологиях вызывают необходимость изменения трудовых функций и обуславливают появление новых профессиональных обязанностей. Для успешной деятельности становятся необходимы такие качества как мобильность, креативность, коммуникативная культура.
Общий принцип формирования цифровой компетентности состоит в том, что конкретные технологические умения и навыки, универсальные учебные действия, формируются в ходе их применения, осмысленного с точки зрения учебных задач, стоящих перед учащимся в различных предметах.
Начальные технические умения формируются в начальной школе (в частности в 1,2 классах через внеурочную деятельность, а в 3,4 классах – в курсе Технологии). Именно там учащиеся получают общие представления об устройстве и принципах работы цифровых средств, технике безопасности. Существенное значение для учащихся играет именно целенаправленный поиск информации и факт самостоятельно полученного результата.
Сегодня в начальной школе реализуется четыре основных формы работы учащихся с применением цифровых средств: работа в адаптированных обучающих программных средах, проектная деятельность, работа с тренажерами, коммуникация на учебных сайтах.
При этом освоение цифровой компетентности при всей возможной вариативности программ не должно подменять работу с материальными технологиями и в нецифровой среде.
В 5-6 классах цифровая компетентность формируется не только на уроках информатики, но и в курсе изучения различных предметов учебного плана, на занятиях по внеурочной деятельности и в самостоятельной учебной деятельности (например, при выполнении домашнего задания).
Курс Информатики и ИКТ 7-9-х классов основной школы подводит итоги формирования цифровой компетентности учащихся, систематизирует и дополняет имеющиеся у учащихся знания, дает их теоретическое обобщение, вписывает конкретную технологическую деятельность в информационно-цифровую картину мира (например, учатся работать с информацией соблюдая авторские права).
В профильной школе использование цифровых средств ориентировано для решения задач индивидуализации учебного процесса, задач, для решения которых недостаточно традиционных способов (обработка большого объема информации, решение задач на прогнозирование, оптимальное планирование и т.д.).
Эффективная модель формирования цифровой компетентности, когда ученики учат других – и в режиме лекции, и в режиме работы в малой группе и в режиме индивидуального консультирования. В ходе этого достигаются метапредметные и личностные результаты для всех участников. Учащиеся могут обслуживать технику и консультировать пользователей.
Социальные, культурные и технологические вызовы времени нашли отражение в российском и международном законодательстве: правительствами стран, разработаны правовые, социально-экономические, культурные и технологические концепции и программы перехода к глобальному информационному и цифровому обществу.
Правительством РФ 29.09.2018 утверждены «Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2024 года», которые направлены на реализацию положений Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». Данные документы определяют цели, основные задачи и приоритеты деятельности Правительства Российской Федерации по осуществлению прорывного научно-технологического и социально-экономического развития. Значимость образования как основного ресурса научно-технологического и социально-экономического развития подтверждается включением в стратегию развития национального проекта «Образование».
Цифровая компетентность включает в себя такое важное понятие как «цифровая грамотность».
Впервые в 1997 году понятие «цифровая грамотность» ввел Пол Гилстер, американский писатель и журналист. «Цифровая грамотность – это умение понимать и использовать информацию, предоставленную во множестве разнообразных форматов и широкого круга источников с помощью компьютеров». По мнению П. Гилстера, постоянное нахождение в Интернете, в поле гипертекста, дающего возможность быстрой навигации с одного ресурса на другой, формирует новые паттерны поведения человека, приемы поиска информации, особенности общения [1, с. 33].
Это приводит к формированию сетевого мышления, основная черта которого – высокая степень информационно-коммуникационной активности.
Цифровая грамотность акцентирует социокоммуникативные аспекты в деятельности человека. Пол Гилстер выделяет в качестве критериев достижения цифровой грамотности следующие навыки: критерии достижения медиа-грамотности; навыки поиска нужной информации и инструментов работы с ней, умение быстро освоить эти инструменты (информационная грамотность); навыки общения с другими пользователями (коммуникативная компетентность); навыки производства информации в ее разнообразных формах и форматах (креативная компетентность) [1, с. 59].
В российской науке Г.У. Солдатовой предложена концепция цифровой компетентности. Структура цифровой компетентности включает четыре компонента: знания; умения и навыки; мотивация; ответственность (включающая, в том числе, безопасность). Каждый из компонентов может реализовываться в различных сферах деятельности в интернете (работа с контентом, коммуникация, техно сфера, потребление) в разной степени [3, с.15-17].
Соответственно, нами были выделены четыре вида цифровой компетентности:
1) информационная и медиакомпетентность – знания, умения, мотивация и ответственность, связанные с поиском, пони манием, организацией, архивированием цифровой информации и ее критическим осмыслением, а также с созданием информационных объектов с использованием цифровых ресурсов (текстовых, изобразительных, аудио и видео);
2) коммуникативная компетентность – знания, умения, мотивация и ответственность, необходимые для различных форм коммуникации (электронная почта, чаты, блоги, форумы, социальные сети и др.) и с различными целями;
3) техническая компетентность – знания, умения, мотивация и ответственность, позволяющие эффективно и безопасно использовать технические и программные средства для решения различных задач, в том числе использования компьютерных сетей, облачных сервисов и т.п.;
4) потребительская компетентность – знания, умения, мотивация и ответственность, позволяющие решать с помощью цифровых устройств и интернета различные повседневные задачи, связанные с конкретными жизненными ситуациями, предполагающими удовлетворение различных потребностей.
По мнению авторов, учёт мотивационно волевых и ценностных аспектов цифровой компетентности открывает путь к пониманию природы, структуры и возможностей развития понятия цифрового гражданства, задавая основу для развития саморегуляции личности в эпоху интернета.
Здесь речь идет не о сужении, а о расширении возможностей человека, который может и готов осуществить выбор осознанно и ответственно (цифровая свобода личности).
Главным отличием является креативность, как способность и умение создавать новые информационные объекты с использованием цифровых интернет-ресурсов (текстовых, изобразительных, аудио и видео). В концепции Г. Солдатовой эта компетентность является составляющей медиакомпетентности, в то время как П. Гилстер выделяет креативные действия в качестве самостоятельного компонента [2, с. 55-56].
Еще одним отличием «Цифровой грамотности» от «Цифровой компетентности» является кибербезопасность и безопасность в сети Интернет, как умение оценить достоверность информации, как умение сохранить свои личные и персональные данные, умение защитить свои и не нарушить чужие авторские и интеллектуальные права. Об этом говорили и раньше, но в условиях цифровизации образования, эта компетентность становится более значимой, чем ранее, составляющей цифровой грамотности и цифровой компетентности.
Портфель Правительства Российской Федерации демонстрирует значимость для государства задач формирования информационного общества, цифровой образовательной информационной среды, цифровой экономики. В результате реализации этих программ и стратегий развития появляются качественные образовательные ресурсы.
Таким образом использование цифровых образовательных ресурсов может стать эффективным инструментом обучения, воспитания и развития школьников и подготовки их к жизни в цифровом обществе.