Особенности литейного искусства поддужных колокольчиков на примере колокольного набора Спасо-Введенской церкви города Любима
Конференция: XXVII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: филология, искусствоведение и культурология»
Секция: Теория и история искусства
XXVII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: филология, искусствоведение и культурология»
Особенности литейного искусства поддужных колокольчиков на примере колокольного набора Спасо-Введенской церкви города Любима
Features of the foundry art of podduzhny bells on the example of the bell set of the Savior Vvedenskaya church of the city of Lyubim
Sofia Kozlova
student, National Research Nuclear University "MEPhI", Russia, Moscow
Аннотация. В работе были рассмотрены особенности литейного искусства поддужных колокольчиков, а также установлена взаимосвязь истории колоколов с историческими событиями, происходившими в нашей стране. Объектом исследования являются 6 колоколов, составляющих старинную коллекцию. Тема работы актуальна тем, что сохраняя предметы материальной культуры прошлого, мы можем использовать их для изучения истории нашей страны.
Abstract. In this work, the features of the foundry art of podduchny bells were examined, and the relationship between the history of the bells and the historical events that took place in our country was established. The object of the study are 6 bells that make up the old collection. The theme of the work is relevant because, while preserving the objects of material culture of the past, we can use them to study the history of our country.
Ключевые слова: старинные колокола; литейное искусство; орнамент; церковь.
Keywords: antique bells; foundry art; ornament; church.
История России немыслима без колокольного звона. С конца XVIII века специфическим русским явлением становится поддужный колокольчик, играющий заметную роль в жизни людей. Создававшиеся талантливыми мастерами в течение нескольких столетий колокольчики являются уникальными памятниками литейного искусства, многие из которых остаются подлинными шедеврами. Главным образом, данный вид колокола использовался ямщиками в почтовых и курьерских тройках, однако мне удалось обнаружить другое применение старинных поддужных колокольчиков: многие годы они являлись церковным колокольным набором, созывая горожан на богослужения. Данный аспект в истории колокололитейного дела относится к одной из малоизученных тем.
При реставрации Спасо-Введенского храма г. Любима с колокольни был снят необычный колокольный набор, состоящий из шести старинных поддужных колокольчиков с различными орнаментами и надписями. Кроме того, были обнаружены фрагменты больших церковных колоколов: языки и осколок крупных размеров. Все эти факты свидетельствуют об уничтожении храмовых колоколов.
Обращая внимание на надписи, отлитые на самих колокольчиках, можно определить происхождение столь необычного колокольного набора: названия населенных пунктов и районов, в которых находились заводы и мастерские по изготовлению колокольчиков.
Колокольчик №1 с растительным орнаментом на тулове и юбке. Внутри колокольчика видна надпись о месте изготовления колокольчика – Нижегородская губерния. Веденеевы – Трошины стали первыми основателями этого дела. В 1836 году Алексей Веденеев открыл небольшое меднолитейное производство, на котором помимо бубенчиков для упряжек изготавливались поддужные колокольчики. Наиболее знаменитым мастером из династии Веденеевых стал Федор. Его колокольчики, отличавшиеся особым качеством звучания, были отмечены медалью министерства финансов «За трудолюбие и искусство».
Колокольчик №2 с надписью на юбке "Кого люблю того и дарю. Сей ко лит в Валдае 1817". У валдайских колокольчиков были свои отличительные особенности: строгая линия плеча, тулово составляло почти половину от общей высоты, а юбка – четверть. Обратившись к каталогу В. И. Хрунова, удалось установить, что это серийный валдайский колокольчик «Валдай классический», являющийся образцом идеального соотношения формы и звучания. Датировка серии 1810-1817 гг. Мастер неизвестен.
Колокольчик №3 без надписи с линиями на юбке. По каталогу коллекции В. И. Хрунова данный вид представляет собой раннюю форму валдайских колокольчиков, а именно "Валдайскую Коническую". Предположительно его изготовил Алексей Чистюнин (1850-1870 гг.), характерным почерком которого являлась непроточная полоса чуть выше пояса. Авторский штрих не только украшал колокольчик, но и делал его визуально более широким, исправляя не совсем удачную форму пояса. Изделия были тяжелыми, а также имели толстые стенки, что выделяло их на фоне других поддужных колокольчиков.
Грубая отделка не мешала колокольчику Чистюнина производить мощное впечатление своим видом и звучанием. Кованый язык, проточки по тулову, чередующиеся с необточенными шероховатыми полосами, помогают определить принадлежность к валдайскому кустарному промыслу.
Территориальная распространенность достаточно дорогих по стоимости валдайских колокольчиков, по легенде, происходивших из расколовшегося новгородского колокола, заключалась в удачном расположении промысла вблизи дорожного тракта, мастерстве и качестве изделий и особой мелодичности звучания.
Колокольчик №4 с четырьмя двуглавыми орлами на юбке. Внутри была обнаружена надпись: "По особому заказу с серебром". Предположение о том, что данный колокол принадлежит ярославским мастерам Оловянишниковым (номер 811 в каталоге коллекции В. И. Хрунова), базировалось на близком расположении колокольного завода Оловянишниковых и г. Любима. В 1862 году Оловянишниковы в качестве награды получили право на изготовление колоколов с изображениями на тулове двуглавых орлов. Но при более тщательном сравнении орнаментов двух колоколов была обнаружена одна деталь: на исследуемом колокольчике у двуглавых орлов отсутствуют головы. В каталоге В. И. Хрунова колокольчик с таким орнаментом значится под номером № 372 (с. Пурех, Нижегородская губ., XIX век. Мастер Федот Макарович Трошин. На тулове 4 Орла, на дне: "ПО ОСОБОМУ ЗАКАЗУ СЪ СЕРЕБРОМЪ З ФМТ").
Федот Макарович Трошин – представитель третьего поколения династии меднолитейщиков Нижегородской губернии. Именно он изображал двуглавых орлов без голов в качестве украшения товара. Право изображать двуглавого орла на изделии являлось государственной наградой, получаемой после победы на выставках, а вот идея изображать безглавых орлов – это крестьянская смекалка, позволявшая увеличивать стоимость товара. Когда заказчик просил добавить серебро в колокольную бронзу, надеясь улучшить качество звучания, отливалась надпись «По особому заказу с серебром». Но облагораживающее влияние примеси серебра на колокольный звон - всего лишь миф, а надпись «с серебром» – очередная реклама.
Колокольчики № 5, № 6 – малые валдайские, что легко можно определить по характерной форме, имеющей сходство с девушкой одетой в русский сарафан. Они подбирались в тон звучания основного ансамбля и не имели надписей и особого декора.
Таким образом, проведенное исследование позволило сделать следующие выводы. Поддужные колокольчики, основными центрами производства которых являлись Валдай и Пурех, к концу XIX века распространились по всей территории России. Талантливые русские литейщики, используя опыт своих предков, создали уникальный шедевр национального искусства. К середине 30-х годов XX века после повсеместного уничтожения церковных колоколов в небольших городах России именно поддужные колокольчики стали неотъемлемым атрибутом православного богослужения. Наши предки взамен утраченным колоколам принесли в храмы поддужные колокольчики, хранившиеся в домах с дней свадеб и праздничных катаний на тройках. Призывная функция колокола, просуществовавшая на Руси много веков, настолько сильно вошла в повседневную жизнь русского человека, что стала частью русской соборности.