Статья:

К вопросу феномена мультикультурального сознания

Конференция: XXV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: филология, искусствоведение и культурология»

Секция: Теория и история культуры

Выходные данные
Касумова С.Ф. К вопросу феномена мультикультурального сознания // Научный форум: Филология, искусствоведение и культурология: сб. ст. по материалам XXV междунар. науч.-практ. конф. — № 4(25). — М., Изд. «МЦНО», 2019. — С. 79-82.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

К вопросу феномена мультикультурального сознания

Касумова Сакина Фарзали кызы
доктор философии по филологии, доцент, Национальная Академия наук Азербайджана, Институт архитектуры и искусства, Азербайджан, г. Баку

 

TO THE QUESTION OF THЕ PHENOMENON OF MULTICULTURAL CONSCIOUSNESS

 

Kasumova Sakina Farzali kizi

PhD in philology, Associate Professor. National academy of Sciences of Azerbaijan, Institute of Architecture and Art, Azerbaijan, Baku

 

Аннотация. В статье рассматривается способность азербайджанской ментальности синтезировать достижения различных цивилизаций и способность к интегрированию их с традиционным наследием. В данной работе сделана попытка обрисовать проблемную тематическую картину и увидеть факторы, в свете позитивной критики, которые необходимо иметь в виду для того, чтобы обозначить строгий вектор движения к прогрессивному будущему азербайджанской культуры как по праву значимой и узнаваемой на экране мировой.

Abstract. The article says about the ability of Azerbaijan culture  to synthesize the achievements of  different civilizations and its integration with the traditional heritage In this paper there is an attempt to review and criticize it in order to highlight the problematic side. These factors are crucial to be considered for further improvement and progress of Azerbaijani culture as a respected and honored in front of the world's.

 

Ключевые слова: искусство; ментальность; цивилизация; традиции; культура

Keywords: Art; mentality; civilization; traditions; the culture

 

Выделение концептуальных методологических основ мультикультуральной модели общества в Азербайджане, в контексте осмысления основополагающих критериев развития проекта мультикультурализма, полезно тем, что на своем примере Азербайджан демонстрирует образец гармонично сложившегося мультикультурного общества. Выделение сущностных характеристик ,позволивших  реализовать мультикультурное общество в Азербайджане, требует методологического подхода. Мультикультурализм относительно новое понятие, апеллирующее к рациональному осмыслению проблем глобализации и решению проблем, стоящих на пути человечества, которое должно преодолеть социо-культурный эволюционный порог на пути развития культурной этики, призванной служить связующим звеном коммуникации между различными культурами. Но отсутствие понятие мультикультурализма в прошлом, разумеется, не означает отсутствия сложившейся в прошлом внутри различных стран практики сосуществования многонациональных сообществ. Мнение об опосредованной через культуру связи ментальности с искусством имеет место быть, хотя и не особенно активно поддерживается исследователями. Более охотно пропагандируется точка зрения, согласно которой «ментальность порождает элементы искусства, часть из которых становится достоянием культуры» [1,176].

Азербайджанская культура, испытывавшая на себе влияние других культур и чутко воспринимавшая и абсорбировавшая в себя культурологический опыт, сделала возможным наличие особой ментальности, которая является живым фактором, организующим гибкое и толерантное отношение к различным культурным манифестациям человеческого опыта.

Ментальность подразумевает специфическое мировоззрение, отношение к миру , которое конструирует особую культурную модель, являющуюся ее активной репрезентацией. Естественное развитие индивидуума в мультикультурной среде вырабатывает органическое отношение к многообразию культур внутри социума, которое является залогом эффективного развития мультикультурной модели общества. Из этого следует. что базовой концептуальной методологической основой успешной эволюции мультикультурного общества является воспитание индивидуума в среде ,свободной от национальных, этнических  и религиозных предрассудков, с тем, чтобы выработать нравственный иммунитет против нетерпимости по отношению к "другому" с детства, в период когда у человека вырабатывается отношение к миру, на котором строится последующее  психологическое развитие. Чтобы подобное стало возможным необходима грамотная социо-культурная политика, обязывающая  людей применять на практике этику сосуществования в контексте мультикультурного социума, которая требует от всех вовлеченных в процесс созидания мультикультурного общества участников согласованности в отношении социо-культурного поведения, базирующейся на этике взаимоуважения и социальной скоординированности в отношении осуществления целей развития мультикультурного общества. Отчетливо поставленное требование к участникам данного процесса должно стать нравственным императивом, следуя которому соучастники проекта  эволюции мультикультурного общества смогли бы в итоге прийти к позитивному результату. В этом отношении политика мультикультурализма должна опираться на известную строгость, которая апеллировала бы к этической ответственности лиц, вовлеченных в общий проект развития мультикультурного общества. На примере Азербайджана мы можем увидеть грамотную политику мультикультурализма, которая отвечает вышеназванным требованиям, а также наблюдать феномен мультикультурной ментальности, упомянутый выше. Ментальность подразумевает сознание, а последнее ,если следовать эпистемологически обоснованному положению об интенциональности сознания , всегда есть сознание чего –то, подразумевающее  проективное отношение к миру. Отправляясь тем самым на почву феноменологии мы должны подчеркнуть, что тот или иной модус отношения к миру затрагивает онтологический аспект человеческого бытия. Мультикультурное общество в данном контексте не просто абстрактный конструкт, не просто рационально измышленная социокультурная модель, но особый модус бытия - в – мире, затрагивающий непосредственный опыт человеческой  экзистенции.

Мультикультурная ментальность является основополагающим феноменом в отношении реализации мультикультурной модели общества. Поскольку реальность опирается на живой опыт, а не следует теоретическим моделям, спроецированным на нее. Феномен мультикультурного сознания возникает органически вследствии развития индивида в многонациональном обществе, соблюдающим социо-культурный этикет, обязывающий участников социума к взаимоуважению и терпимости в отношении различных мировоззренческих парадигм. Феномен мультикультурного сознания также апеллирует к выработке адекватных концептуально- методологических основ мультикультурной политики, базирующейся на верном понимании целей и задач относительно успешной реализации мультикультурной модели общества.

На примере азербайджанской модели общества мы можем увидеть в непосредственной отчетливости данный феномен. Сосуществование в многонациональном обществе выработало у азербайджанцев ментальность, которой имманентно отношение к миру, подразумевающее наличие социо -культурного восприятия, ассимилирующего в себя опыт различных культур. Культивация подобной ментальности служит гарантом удачного сосуществования в рамках мультикультурного общества. Тем не менее, важно подчеркнуть, что речь не идет о ментальности, лишенной доминантного культурного восприятия. На примере Азербайджана, в котором наличествует мультикультурное общество, мы видим как тенденция космополитизма соседствует с отчетливо видимой культурной идентификацией и уважением к традициям, сложившимся за длительный исторический процесс в Азербайджане. Данный факт является возражением тем, кто считает что развитие мульткультурализма ведет к распылению доминантного культурного кода в странах, практикующих мультикультурную политику. Наличие доминантного культурного кода в той или иной стране не является репрессивным фактором в отношении других культур и мировоззренческих парадигм, но гарантом синтеза последних внутри своего культурного контекста.

Одним из важнейших факторов, необходимых для сосуществования мультикультурного социума, является способность взаимоперевода культурного опыта в рамках мультикультурного общества. Только в таком случае носитель одной культуры может принять отличие другого и ассимилировать его в отношении выстраивания мультикультурного подхода к обществу. Очертив теоретические аспекты, необходимые для успешного претворения в жизнь проекта мультикультурализма, мы, возвращаясь к конкретике  реализации теоретических критериев, можем с должным методологическим правом апеллировать к опыту Азербайджана как образцовому относительно выстраивания мультикультурной модели общества. За свою долгую историю, благодаря непрерывному влиянию различных культур, азербайджанцы выработали специфическую ментальность, позволяющую удачно интегрировать опыт различных мировоззренческих и культурных парадигм и, несмотря на гибкость в адаптации относительно культурных влияний, остаться идентичными в отношении своей   традиционной культуры, которая ,впрочем, удачно вплетает в свой восточный орнамент  разнообразные культурные вкрапления, оставаясь узнаваемой, как  в ориентальной культурной орнаментации, так и в отношении ее вариаций возникающих из за соприкосновения с иными культурными влияниями. Азербайджанская ментальность, являясь космополитической, тем не менее, содержит в себе идентичность многовековой культурной традиции, особенностью которой в немалой степени является гибкость и восприимчивость  к культурным влиянием. Культурный опыт Азербайджана относительно передачи подобного рода опыта в рамках диалога культур, обладает тем преимуществом, что в нем находит свое выражение способность к гармоничному формированию особого «культурного языка», внутри поля которого различные культуры способны выстраивать конструктивные коммуникативные отношения между собой. 

 

Список литературы:
1. Иванова Т.В. Ментальность, культура, искусство //Общественные науки и современность. 2002, № 6