Статья:

Политическое выступление как эффективное средство при создании имиджа политика

Конференция: XLVIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: филология, искусствоведение и культурология»

Секция: Теория языка

Выходные данные
Аджиева З.Г. Политическое выступление как эффективное средство при создании имиджа политика // Научный форум: Филология, искусствоведение и культурология: сб. ст. по материалам XLVIII междунар. науч.-практ. конф. — № 5(48). — М., Изд. «МЦНО», 2021. — С. 90-93.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Политическое выступление как эффективное средство при создании имиджа политика

Аджиева Забия Гамзатовна
студент 3 курс, факультет иностранных языков, Дагестанский государственный университет РФ, г. Махачкала

 

POLITICAL SPEECH AS AN EFFECTIVE MEANS IN CREATING THE POLITICIAN'S IMAGE

 

Zabiya Adzhieva

Student Dagestan State University, Russia, Makhachkala

 

Аннотация. В данной статье рассматриваются выступления политиков как эффективное средство создания имиджа и влияния политической речи на слушателей. Рассматриваются различные стилистические приемы в ходе политических выступлений.

Abstract. This article examines the speeches of politicians as an effective means of creating the image and influence of political speech on the audience. Various stylistic techniques in the course of political speeches are considered.

 

Ключевые слова: политический дискурс выразительные средства; стилистические приемы; риторика; политика.

Keywords: political discourse; expressive means; stylistic techniques; rhetoric; politics.

 

О. Шайгал отмечает, что любой материал, относящийся к политике, должен называться «политическим дискурсом» [1, с. 67].

Политические действия осуществляются в основном через политический дискурс, глобальной целью которого является борьба за власть, ее распределение и использование. Лингвистический подход к политическому дискурсу предполагает изучение политического языка, используемого в манипулятивных целях, а язык политики – терминологии и риторики политической деятельности.

Социокультурный контекст политического дискурса характеризуется ориентацией к массовой аудитории, объединенной общими ценностями и ориентирами, которыми можно управлять; национально-культурная специфика; идеологическая (дискурс отражает взгляды, убеждения, ценностные ориентации определенной социальной группы) [1, с. 250]. Областью функционирования политической лингвистики, по мнению Л. П. Нагорной, является «сфера пересечения политики и идентичности».

Политический дискурс представляет собой почти весь комплекс взаимодействий между человеком и обществом. Его анализ предполагает, прежде всего, изучение текстов в совокупности с экстралингвистическими факторами и показывает, как различные культурные группы моделируют культурные ценности, как продвигается социальный порядок, какие элементы языковой картины мира остаются за пределами сознательных речевых стратегий носителей, как формируется концептуальная картина мира, присущая каждой языковой команде.

Целями политического дискурса могут быть достижение общественного согласия, принятие и обоснование политических и социально-идеологических стратегий, поддержка или разрушение позиций, навязывание той или иной идеологической ориентации массовому сознанию и другие.

Каждая политическая речь имеет определенную политическую задачу, поэтому политические речи – это не только слова, но и определенные синтаксические конструкции слов, которые должны вызвать у слушателей именно тот эффект, который задал себе оратор, выбирая определенную конструкцию слов. Еще одним способом влияния на это является формирование общественного мнения [2, с. 77].

По мнению В. З. Демьянкова, политический дискурс можно рассматривать с «четырех точек зрения: политологической, лингвистической, социально-политической и индивидуальной герменевтической. Политология служит основой для политических выводов; филология интерпретирует политические и идеологические концепции; социально-психолингвистика изучает эффективность достижения скрытых и явных политических целей говорящего; индивидуально-герменевтическая ось политического дискурса раскрывает личностное содержание речи автора в определенных обстоятельствах» [3, с. 78].

Джордж Оруэлл в своей работе «Политика и английский язык» часто говорил о тексте политической речи, в котором нет смысла и единодушия. Оруэлл назвал это «мертвыми» метафорами, чрезмерно сложными и чрезмерно умными структурами, бессмысленными абстрактными словами, жалким словарем, жаргоном и так далее. Среди главных недостатков, которые автор подозревает в порче речи и прозы. Автор пишет, что если целью политического языка является защита невозможного, то сам политический язык будет состоять из эвфемизмов, тавтологий и откровенно размытой уникальности.

Политический имидж является одним из древнейших видов имиджа. Уже в античные времена общественные деятели понимали значимость поведения потенциального политического лидера и восприятия его публикой. Исследователи дают разные определения политическому имиджу. «Политический имидж – это сложившийся в массовом сознании и имеющий характер стереотипа эмоционально окрашенный образ политического лидера». В.В. Волкова отмечает, что американские специалисты определяют политический имидж более упрощенно, как «сильное впечатление, которое возникает в умах избирателей, когда они думают о конкретном политике» [4, с. 502].

Политический имидж, отличается высокой долей стереотипов, поэтому его нельзя рассматривать, как истинное, объективное суждение. При создании политического имиджа необходимо учитывать ряд его особенностей:

1. «Политический имидж должен обязательно формироваться под конкретную задачу. В качестве такой задачи может выступать победа на выборах, политические перспективы и т. д.;

2. Политический имидж в большинстве случаев должен соответствовать ожиданием аудитории. Политический имидж состоит из нескольких компонентов:

А) Ядро имиджа. В качестве ядра могут выступать легенды, позиции, установки;

Б) Внешняя составляющая, которая объединяет визуальный и вербальный компоненты. При этом визуальный компонент включает информацию, которая воспринимается через зрительное восприятие, а вербальный компонент выражается в названии, имени, фамилии субъекта имиджа;

В) Внутренняя составляющая, или, другими словами, менталитет, «т.е. образ мыслей, интеллект, профессионализм, интересы, ценности, хобби, тезаурус понятий и многое из того, что относится к душе и разуму»» [5];

Г) Процессуальная сторона – это эмоциональная выразительность, страстность, энергия, скорость реакции, чувство юмора, артистичность, лицедейство.

Публичная речь, как известно, издревле являлась весьма престижной формой общения и предметом наблюдения и анализа. Под публичной речью понимается устное монологическое выступление одного человека перед группой людей, характеризующееся наличием замысла, структурно-композиционной и содержательной завершенностью, целенаправленностью и установкой на воздействие [6, с. 340].

 

Список литературы:
1. Бабенко Л. Г., Конторских А. И. Реализация категории модальности в инаугурационной речи (на материале речи Дональда Трампа) // Политическая лингвистика. – 2018. – №. 3.
2. Восканян Ш. Р. Анализ инаугурационной речи Дональда Трампа // Успехи современной науки и образования. – 2017. – Т. 5. – №. 3. – С. 77-79.
3. Двойнина Е. В. Стратегии и тактики речевой манипуляции в инаугурационной речи Д. Трампа  // Филологические науки. Вопросы теории и практики. – 2017. – №. 12-4 (78).
4. Игнатенко О. Н., Калинина М. А. Лингвистический анализ некоторых публичных речей ВВ Путина // Новые технологии в учебном процессе и производства. – 2018. – С. 502-504.
5. Кунгурова, 2020
6. Gundlach G. T., Root A. R., Murphy P. E. Corporate political action: The erosion of the political speech doctrine  // Journal of Business Research. – 2016. – Т. 24. – №. 4. – С. 331-346.