Символическое значение образа тени в новелле А. Шамиссо «Удивительная история Петера Шлемиля»
Конференция: XLII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: филология, искусствоведение и культурология»
Секция: Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)
XLII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: филология, искусствоведение и культурология»
Символическое значение образа тени в новелле А. Шамиссо «Удивительная история Петера Шлемиля»
SYMBOLIC MEANING OF THE SHADOW IMAGE IN THE NOVELLA BY A. CHAMISSO «THE AMAZING STORY OF PETER SCHLEMIHL»
Iman Nunaeva
Student, Chechen State Pedagogical University, Russia, Grozny
Elbika Suleimanova
Student, Chechen State Pedagogical University, Russia, Grozny
Aset Muradova
Senior lecturer, Chechen State Pedagogical University, Russia, Grozny
Аннотация. В статье рассматривается сущность архетипа тени и его тесная связь с мотивом двойничества в литературе. Описывается символическое значение образа тени в новелле А. Шамиссо «Удивительная история Петера Шлемиля». Образ тени в данном произведении позволяет условно представить нравственные и общественные ценности.
Abstract. The article examines the essence of the shadow archetype and its close relationship with the motive of duality in literature. The symbolic meaning of the shadow image in the short story by A. Chamisso "The Amazing Story of Peter Schlemil" is described. The image of the shadow in this work allows you to conventionally represent moral and social values.
Ключевые слова: архетип тени; мотив двойничества; душа; ценности; договор; достоинство.
Keywords: archetype of shadow; duality; soul; values; contract; dignity.
«То, что люди называют своей тенью, не тень их тела, а тело их души» — пишет Оскар Уайльд [3, с. 182]. Возможно ли, что тень — это отражение нашего внутреннего «я»? Или это только тёмная сторона нашей души? Что скрывает в себе наш безмолвный двойник? Этими вопросами человек задавался ещё с давних времён. Архетипический образ тени существует во всех культурах. В древности образу тени придавали большое символическое значение, его связывали с духовной субстанцией, нематериальной сущностью человека, и остаться без тени означало потерять связь с этим миром, то есть лишиться жизни.
Архетип тени рассматривается и в психологии. Согласно концепции Юнга, тень является «средоточием демонической природы человека» [5, с. 257]. Это комплекс всех наших желаний, качеств, которые мы хотели бы скрыть. Как правило, теневая сторона личности вытесняется, подавляется тем образом, который человек создаёт себе сам в соответствии с правилами и моральными устоями общества. Однако игнорирование и сдерживание ненавистного «двойника» может привести к катастрофе: подавляемое может, вырвавшись наружу, разрушить мораль и захлестнуть наше сознание.
Образ тени часто пересекается с мотивом двойственности человеческой природы и на страницах мировой литературы. Так, например, в романе О. Уайльда «Портрет Дориана Грея» двойником главного героя становится его портрет, на котором и отражаются его пороки и душевные сдвиги. Герой повести Р.Л. Стивенсона «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда», стремясь удовлетворить свои низменные желания, высвобождает теневую сторону своей личности — Хайда.
Своеобразную интерпретацию образ тени получает в новелле А. Шамиссо «Удивительная история Петера Шлемиля».
Новелла написана в форме записки, точнее письма А. Шамиссо своему другу. Автор знакомит читателей с главным героем по имени Петер Шлемиль, фамилия которого в переводе с еврейского языка, означает «любящий бога» или «любимый богом» [2, с. 59]. Считается, что такое имя давали неловким или неудачливым людям, которым в жизни не везло. К тому же, это имя, к началу ХIХ века, получило жаргонную окраску со значением «горемыка», «растяпа», «бедолага» [2, с. 60].
Сюжет данного произведения начинается с того, что бедняк Петер Шлемиль приезжает к богачу с рекомендательным письмом от его брата. И сам того не ожидая, попадает на настоящее «пиршество». Там Петер встречает человека в сером рединготе, который вызывает у него не самое приятное впечатление. Этот «молчаливый господин в летах, сухопарый, костлявый и длинный» [4, с. 336], вытворяет удивительные вещи и при этом остаётся незаметным для окружающих. Все это наводит на Петера ужас. Но ещё более жутким оказывается его неожиданное признание: «Я имел счастье наслаждаться вашим обществом, любовался той поистине прекрасной тенью, которую вы, будучи освещены солнцем, сами того не замечая, отбрасывали от себя» [4, с. 337].
В ходе их разговора выясняется, что человек в сером предлагает герою в обмен на его тень кошелек Фортуната, в котором никогда не заканчиваются деньги. Возможность обогащения, фантастическая сила денег вскружила голову бедняку Петеру и он решается за кошелек уступить свою тень. Бес-искуситель же обещает вернуться через год, чтобы совершить новый обмен, и затем быстро удаляется.
Вот оно любопытство богатства ради лишает главного героя произведения тени за кошелек, в котором никогда не заканчивается золото. Мечта Петера исполняется: у него в руках несметное богатство, которое можно носить всегда с собой. А теперь живи Петер и радуйся, пока ты еще не чувствуешь разницы из-за отсутствия продолговатой тени, которая появляется в солнечные дни.
Продажа тени Шлемелем переводит конфликт новеллы в морально-психологический план, который связан с вопросом, может ли богатство, полученное такой ценой, сделать человека счастливым.
Ответ на поставленный вопрос не заставляет себя долго ждать. Ведь уже через некоторое время главного героя начинают мучать сожаления. Как оказалось, без тени совершенно невозможно появляться на улице, так как всеми замечалось ее отсутствие. В обществе Петера встречают с презрением или, наоборот, с жалостью, а многие и вовсе избегают человека, продавшего свою тень дьяволу. И только тогда он приходит к выводу, что: «хотя золото ценится на земле гораздо дороже, чем заслуги и добродетель, тень уважают еще больше, чем золото; и так же, как раньше я поступился с совестью ради богатства, так и теперь я расстался с тенью только ради золота» [4, с. 348].
Из-за встречи с человеком в сером редингтоне, которая оказалась для Петера судьбоносной, герой со временем отдаляется от людей и становится совсем одиноким. Из-за того, что окружающие решительно не хотят иметь дело с человеком без тени, герой, во что бы то ни стало, пытается разыскать человека в сером, чтобы порвать ненавистный ему договор с дьяволом. Однако долгожданная встреча так и не состоялась, так как человек в сером отправляется на год за море.
Тогда, после тривиального романа с красавицей Фанни, Петер вместе со своими двумя слугами покидает город и в одном из уединенных местечек встречает девушку, прекрасную, как ангел. Она оказалась дочерью главного лесничего по имени Минна.
Влюбленные решают пожениться, Шлемель собирается просить у лесничего руки и сердца его дочери, однако из-за просочившегося слуха об отсутствии у Петера тени, помолвка отменяется, и Минна выходит замуж за другого.
Следует отметить, что у Петера была возможность вернуть возлюбленную, остаться богатым, а также получить свою долгожданную тень. Взамен на все это ему лишь стоило отдать свою душу и стать похожим на Томаса Джона, который целиком продался дьяволу, утратив при этом все человеческие черты.
Что же заставило главного героя отказаться от предложенной дьяволом сделки? Возможно, это было желание не повторять своих прежних ошибок, за которые ему пришлось дорого заплатить.
В конце произведения мы узнаем, что Петер находит в себе силы навсегда расстаться с человеком в сером и отказаться от богатства. Но за совершенную им когда-то ошибку, ему до конца своей жизни придется нести тяжкое наказание: он утрачивает право на уважение людей. Таким образом, тень в новелле А. Шамиссо олицетворяет человеческое достоинство, которое невозможно купить ни за какие деньги. И только, когда герой отказался от золота, посвятил себя науке, он получил свое подлинное предназначение в жизни.
На наш взгляд, тень в этом произведении ассоциирует не только скрытую сторону души героя, которую он закладывает дьяволу, но и общественное мнение, внешний образ, понятный всем людям. Поэтому мотив тени служит характеристикой не только героя, но и всего общества, в котором он существует: тень – это индикатор ценностей общества, важнейшими из которых являются деньги и репутация. В своем очерке, посвященному творчеству А. Шамиссо, Томас Манн пишет: «Тень в «Петере Шлемиле» стала символом всего солидного, символом прочного положения в обществе и принадлежности к нему» [1, с. 532].
История Петера Шлемиля – это трагедия человека, заключившего неравноценную сделку: герой продает за золото свое человеческое достоинство, которое дороже любых денег. Тем самым Шамиссо, следуя романтической традиции, утверждает превосходство «духа» над «материей», внутренних, духовных ценностей над внешним положением человека.
От себя отметим, что богачи, наживающие состояние путем грязных махинаций, имеют нужду в хорошей тени, то есть им необходимо прикрыться человеческим достоинством, чтобы незаметна была их корыстная сущность. Тень у этих господ не своя, а купленная за золото, и она-то и позволяет им сохранять репутацию честных людей.
У Петера же из-за ошибочно сделанного шага рушится любовь к Фанни, от него уходит Минна. Как загнанный зверь Петер показывается на улице лишь ночью, так как общение с людьми становится невыносимым. Жаль лишь, что слишком поздно к герою приходит осознание того, что богатство, купленное ценой утраты человеческого достоинства, приносит ему одни несчастья.