Статья:

Стилевые и коммуникативные особенности современного дизайна Финляндии

Конференция: XLII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: филология, искусствоведение и культурология»

Секция: Изобразительное и декоративноприкладное искусство и архитектура

Выходные данные
Горелов М.В., Столяров О.В. Стилевые и коммуникативные особенности современного дизайна Финляндии // Научный форум: Филология, искусствоведение и культурология: сб. ст. по материалам XLII междунар. науч.-практ. конф. — № 11(42). — М., Изд. «МЦНО», 2020. — С. 30-42.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Стилевые и коммуникативные особенности современного дизайна Финляндии

Горелов Михаил Вячеславович
канд. искусствоведения, доцент, Московская Государственная художественно-промышленная академия им. С.Г. Строганова, РФ, г. Москва
Столяров Олег Викторович
профессор, Московская Государственная художественно-промышленная академия им. С.Г. Строганова, РФ, г. Москва

 

STYLE AND COMMUNICATION FEATURES OF CONTEMPORARY FINLAND DESIGN

 

Michael Gorelov

Candidate of Art History, Moscow State Art and Industry Academy S.G. Stroganova, Russia, Moscow

Oleg Stolyarov

Professor, Moscow State Art and Industry Academy S.G. Stroganova, Russia, Moscow

 

Аннотация. В статье кратко рассказывается об истории сложения дизайна в Финляндии, его культурологических основах. В приведенном материале дается концептуальное понимание финского дизайна на современном этапе − это сочетание в архитектурных, мебельных или промышленных конструкциях исконных многовековых традиций и современного функционально-технологического стиля. Дается понимание того факта, что финский дизайн − это составная, неотъемлемая часть повседневного образа жизни, это продукт экспорта культуры и одновременно стратегический инструмент конкурентной борьбы. В статье даётся экскурс в тенденции современных профессиональных выставок в рамках ознакомления зрителей не только с традициями финской культуры, но и с инновационными технологиями в области промышленного и графического дизайна и архитектуры, в том числе дизайна костюма и декоративно-прикладного творчества. В этой связи в приведенном материале приводятся имена известных дизайнеров и дается анализ их профессиональной деятельности и философская концепция их творчества.

Abstract. The article briefly describes the history of design development in Finland and its cultural foundations. This article provides a conceptual understanding of Finnish design at the present stage − a combination of architectural, furniture or industrial structures of the original centuries-old traditions and modern functional and technological style. The author gives an understanding of the fact that Finnish design is an integral part of everyday life, a product of cultural export and at the same time a strategic tool for competition. The article provides an excursion into the trends of modern professional exhibitions in order to familiarize the audience not only with the traditions of Finnish culture, but also with innovative technologies in the field of industrial and graphic design and architecture, including costume design and decorative and applied art. In this regard, the given material contains the names of famous designers and provides an analysis of their professional activities and the philosophical concept of their creativity.

      

Ключевые слова: финский дизайн; экологичность; функционально-технологический стиль; интеграция дизайн-образования в промышленность.

Keywords: Finnish design; environmental friendliness; functional and technological style; integration of design education in industry.

 

В первой четверти XIX века в Финляндии были открыты первые частные художественно-мануфактурные школы ремесел. Слова "дизайн" в привычном для нас современном понимании, естественно, в то время не существовало не только в скандинавском образовании или повседневном обиходе, во всем мире художники ремесленного производства мечтали о продвижении своих товаров в массовое производство. В 1871 году Александр III разрешил открыть первую государственную школу ремесел, где бы обучение искусству могло помочь подготовить художников для промышленного производства. Через три года было основано «Общество национального дизайна и ремесел». С 1878 г. изделия мастеров стали выставляться на международных выставках. В начале ХХ столетия у финнов уже был персональный павильон на вернисаже в Париже. Этому способствовали достижения архитекторов страны.

Финские мастера не были "периферийными художниками" Российской империи. Вдохновение для своих идей, художественных образов они черпали из суровой, но по-своему прекрасной, окружающей их скандинавской природы. Настоящим стартом в дизайне можно считать 1890-е годы, именно в этот период появилось направление, вытекающее из художественного течения "карелианизм", то есть природные пейзажи Карелии и руны "Калевалы" [1, c.36]. Тесаные массивные парадные, напоминающие вход в пещеру, черепичные крыши, совы и филины, устрашающие метаморфозы животных, северная флора и фауна на цоколях превращают жилые дома в суровую северную поэму и напоминают крепости средневековья. Концентрация домов в этом стиле особенно высока в районах Katajanokka, Kruunuhaka и Eira. Из публичных мест в этом стиле построен вокзал Сааринена, Национальный музей, а также Национальный театр Финляндии.  В середине XX века появилось понятие "разумный" дизайн, который ввел "основатель модернизма" архитектор Алвар Аалто (1898−1976) [2, c. 62]. Безусловно, именно благодаря природной и минималистичной концепции многие предметы финского дизайна стали не просто популярными, но и любимыми у людей, предпочитающих изжившему себя "украшательству" дизайн "натуральный".

Поэтому, неудивительно, что и современный финский дизайн, известный во всем мире, несет на себе узнаваемый отпечаток этих северных краев. Работы представителей школы финского дизайна сразу узнаваемы, эта кажущаяся простота формы и воплощения, переплетение природных и традиционных этнических мотивов карельских народностей, издавна населяющих эти территории. Особо тщательное внимание уделяется проработке формы, пропорциям и технической моделировке каждой детали изделия, ведь каждая работа делается на столетия. Финский подход к дизайну весьма показателен и поучителен – любая качественная дизайнерская работа неподвластна времени, ведь по-настоящему хорошо сделанная вещь становится только лучше со временем и никогда не устареет! Однажды Алвар Аалто изрек пророческую фразу, характеризующую финскую дизайнерскую школу и концепцию: «Если идея появилась однажды, то так или иначе она будет жить в той или иной форме» [3, c. 75].

Стоит отметить, что, по сути, дизайн не является чем-то из ряда вон выходящим или чем-то роскошным для финнов, это повседневная жизнь обычного рядового жителя страны, дизайнерские вещи может позволить купить себе каждый, а не только привилегированная прослойка общества. Дизайн просто окружает всех на каждом шагу и используется ежесекундно, от мебельной обстановки дома и декора, до кухонной посуды и общественного транспорта. Зайдя в любой дом, можно обнаружить вещи производства известнейших на весь мир финских брендов. На кухне набор тарелок производства Littala, гостиную подсвечивают лампы от Pentik и можно спокойно почитать книгу, попивая горячий чай из чашек от Arabia. Несомненно, финны любят качественные вещи, красивый и функциональный дизайн, и не остаются равнодушными к отечественным производителям, а всесторонне поддерживают их. Это не вызывает удивления, Финляндии есть чему гордиться в сфере дизайна, ведь уже почти два столетия финские бренды задают тон в мировой дизайн-индустрии [7, c. 28].

"Финский дизайн" сегодня − это сочетание в архитектурных, мебельных или промышленных конструкциях исконных многовековых традиций и современного функционально-технологического стиля. В середине прошлого века этот термин употреблялся в отношении мебельных изделий Алвара Аалто, Илмари Тапиоваара (1914−1999) [3, c. 68].  Также, помимо них, к изготовлению особого вида керамики, бумаги декоративных образцов. Чтобы не сойти с занимаемых высоких позиций в области оформления, властями Финляндии был разработан и поддержан курс на развитие Hi-Tech-направлений. Роль дизайна в жизни Финляндии, отношение финского государства к дизайну видны, в частности, в финской политике образования, нацеленной на постепенную интеграцию дизайнерского образования с техническим и бизнес-образованием. В рамках проводимой национальной политики  в 2010 г. Хельсинкская школа экономики, Хельсинкский технологический университет и Университет промышленного искусства и дизайна слились воедино, сформировав, таким образом, консолидированную инновационную силу Финляндии – Университет Аалто [7, c. 31].  На севере Финляндии образовательным центром в области дизайна служит факультет искусства и дизайна Лапландского Университета. Среди политехнических учебных заведений заслуживает внимания Институт дизайна в городе Лахти. Интересы финских профессионалов дизайна поддерживают и защищают две ассоциации: «Орнамо» (основана в 1911 г.) и «Графиа» (основана в 1933 г). «Орнамо» насчитывает около 1 700 членов, в их числе промышленные дизайнеры, дизайнеры по интерьерам, художники по текстилю, модельеры, мастера художественных промыслов. Дизайнеры графики являются членами ассоциации «Графиа».

Для Финляндии характерно быстрое проникновение новых идей, рождающихся в сфере дизайна в коммерческие сферы, в область коммуникаций и услуг, в цифровой дизайн и социальные сети. В современном мире дизайн является продуктом экспорта культуры и одновременно стратегическим инструментом конкурентной борьбы. Финский дизайн, как фактор конкурентоспособности, играет сегодня все возрастающую роль в укреплении позиций финской продукции и финских компаний на мировом рынке. Высокое качество и аутентичность финских материалов и продукции являются базовой платформой для будущего финского дизайна и индустрии финского дизайна в целом.

Финская столица Хельсинки вместе с ее пригородами Эспоо, Вантаа, Кауниайненом и Лахти стала столицей мирового дизайна 2012 года. Почетный титул столицы мирового дизайна присваивается один раз в два года решением Международного Совета по промышленному дизайну (ICSID) тому из городов, в котором наиболее зримо влияние дизайна на его социальную, экономическую и культурную жизнь. Хельсинки стал третьей столицей мирового дизайна вслед за Турином (2008 г.) и Сеулом (2010 г.) [5, c. 54].  Девизом столицы мирового дизайна Хельсинки стала фраза «Дизайн как часть жизни». Этот девиз отражает изменение роли дизайна в современной жизни, расширение границ его практического применения. Сегодня дизайн как творческая деятельность помимо отдельных предметов, охватывает самые различные стороны жизни человека, активно интегрируя, к примеру, в сферу социальных услуг, здравоохранения и иные области. «Дизайн как часть жизни» – это дизайнерский процесс с акцентом на функциональность, в котором потребности пользователя являются ориентиром на протяжении всего творческого процесса, начиная с самой ранней стадии проектирования объекта [5, c. 55].

В самом центре финской столицы есть место с особо высокой концентрацией креативности и творчества – дизайн-квартал Helsinki Design District. Здесь, на маленькой территории всего лишь немногим более квадратного километра, разместилось свыше 180 интереснейших объектов – магазинов дизайна и интерьера, художественных галерей, мастерских, удобных бутик-гостиниц, концептуальных баров и ресторанов; рядом находятся Музей дизайна, Музей финской архитектуры и организация развития финского дизайна «Design Forum Finland». Роль популяризатора финского дизайна принадлежит организации «Design Forum Finland». В круг ее деятельности входит проведение выставок и семинаров, выпуск публикаций, сбор и распространение информации о дизайне, присуждение наград и премий дизайнерам, организация работы бутика Design Forum Shop. Деятельность «Design Forum Finland» осуществляется при поддержке финского Объединения прикладного искусства и промышленного дизайна, основанного, как отмечалось выше, в 1874 году и являющегося одним из самых старейших дизайнерских объединений в мире. [8, c. 103].

Один из современных примеров социальной функции финского дизайна — школа Кирккоярви (2011). Проект Verstas Arkkitehdit стал лауреатам многих международных конкурсов. Школа на 770 детей построена в столичном пригороде Эспоо, в районе, где живут малообеспеченные семьи и мигранты. «Мы хотели создать школу, которая работает как небольшой город, — рассказывает архитектор Юсси Палва. — Все классы выглядят как дома со своими лобби и входными зонами. Каждая зона имеет свою цветовую гамму, позволяющую детям лучше ориентироваться» [5, c. 86]. В холле есть круглые столы и даже диванчики, на которых школьник может устроится с ноутбуком. Классы начальной школы ориентированы на утреннее солнце, а средней, чьи занятия дольше, — на дневное. У школы — обширные дворы (в Финляндии детям рекомендуется проводить все переменки на открытом воздухе), а деревянные фасады, обращенные к ним, защищены длинными карнизами. Здание использует геотермальную и солнечную энергию. Инновационный проект стоимостью 30 млн. евро реализовал концерн ЮИТ, известный в России как застройщик жилья комфорт-класса.

Отражением единой концепции дизайн-образования и наличия профессиональной среды в области архитектуры и промышленного дизайна во всём мире являются тематические выставки. Финляндия − не исключение. "Много дерева, мало пластика, много натуральных материалов и немного сказки" − под таким девизом проходила, к примеру, в Хельсинки в 2015 году выставка Habitare (Рис. 1). Выставка проводится с 1970 года и ориентирована как на профессионалов, так и на широкую публику.

 

Рисунок 1. Мягкая мебель от финских дизайнеров на Habitare-2015

 

В 2017 году, в Москве состоялась выставка «33 революции — 100 лет финского дизайна». В экспозицию вошли такие шедевры, как кресло, сконструированное Алваром Аалто для туберкулезного санатория Паймио (1930-е гг..) (Рис.2) — его конструкция помогала выздоровлению больных (у откинувшегося на спинку кресла пациента санатория раскрывалась грудная клетка: устремив взгляд вверх он дышал полной грудью. Кресла стояли под потолком синеватого, как небо, цвета, чья блестящая поверхность отражала деревья за окном [2, c. 69].  Интересно было бы знать − применяются ли в период нынешней коронавирусной пандемии данные кресла в финских больницах?); новаторское кресло-шар Ээро Аарнио из стекловолокна (1960-е); стаканы Тапио Вирккалы Ultima Thule для авиакомпании Finnair и даже ожерелье «Астероидные долины» Бьорна Векстрёма, украшавшее принцессу Лею в фильме «Звездные войны».

 

Рисунок 2. Алвар Аалто. Paimio. Artek. 1932

 

Среди бюро, представивших экспонаты на выставке — Anttinen Oiva architects, Avanto Architects и другие. Часть объектов привезли из музеев Design Museum Finland и Museum of Finnish Architecture.

В сентябре 2019 года, в Хельсинки прошла очередная выставка дизайна — Habitare. Организатором её явился хельсинкский выставочный центр Messukeskus. За годы своего существования выставка превратилась в событие международного масштаба. С 2016 года программа Habitare охватывает все аспекты интерьерного дизайна: мебель, декор, предметы повседневного обихода, бытовую технику, отделочные материалы, а также инновационные интерьерные решения — все то, что формирует нашу повседневную жизнь. Habitare предложила взглянуть на дом как на отражение личности его хозяина и в то же время как на пространство для экспериментов и развития творческих способностей его обитателей. Тема Habitare-2019 — “Mindspaces” («Пространства сознания»): пространства, существующие между материальным и нематериальным, подлинным и воображаемым. Впервые в истории Habitare дизайн-решение выставки предоставила посетителям возможность оказаться в фантастических мирах и попробовать технологии дополненной реальности. Мощная визуальная составляющая была объединена с интерактивным повествованием, персонажами которого смогли ощутить себя сами посетители. Главным дизайнером выставочного пространства Habitare Pro-2019 стал архитектор Микко Хейккинен из бюро Heikkinen-Komonen Architects. Проект Микко под названием “Lights” включил в себя архитектурные конструкции, спроектированные без использования строительных материалов. Ряды световых столбов создали образы древних храмов с массивными колоннами, на которые опирались в высоте потолочные своды. Это дополненная реальность в действии: иллюзия, построенная для того, чтобы скрыть повседневность окружающего выставочного пространства.

Традиции проведения конкурсов и выставок дизайна для признания талантливых мастеров принесли международное признание многим финнам, в числе которых такие звезды как Кай Франк, Тапио Вирккала, Тимо Сарапнева, Нэнни Стилл и Ойва Тойкка. Дизайн Финляндии известен своими фирмами, объединениями различных художников, чьи имена уже не один десяток лет входят в историю мирового дизайна. Вот некоторые из них.

Artek – это детище знаменитого архитектора Алвара Аалто и группы его сподвижников, компания основана в 1935 году. Бренд Artek является одним и старейших мебельных производителей в стране, дизайнеры компании по сей день радуют высококлассными моделями, сочетающими в себе высокое искусство и современную функциональность. Стоит отметить, что работы, созданные самим Алваром Аалто, производятся фабрикой до сих пор в неизменном виде [4, c. 43].

Littala – компания была основана еще в 19-м веке, а именно в 1881 году, и с тех пор производит изделия из стекла, которые не подвластны времени, можно сказать, они не привязаны к нему или какой-то конкретной эпохе. Именно по этой причине Littala благополучно пережила революции, гражданские и мировые войны, экономические кризисы и спады – сегодня фабрика прекрасно чувствует себя и занимает достойное местно, можно сказать, что она является национальной гордостью Финляндии. Бренд Littala весьма известен во всем мире и является своеобразным маяком в стекольном дизайне, а также ярким представителем скандинавского стиля. Достаточно вспомнить легендарные коллекции этой фабрики, которые уже стали иконой скандинавского дизайна – ваза Savoy, подсвечники Kastehelmi, посуда Ultima Thule и Taila, и многие другие прекрасные модели, произведенные за годы существования бренда [4, c. 47].

Marimekko – эта компания знаменита в Европе, да и во всем мире, в первую очередь благодаря яркому цветовому оформлению своей продукции. В дизайнерской среде даже появилось устойчивое выражение, достаточно сказать «надо в духе Marimekko» и все сразу понимают, что имеется в виду. Компания выпускает коллекции, изобилующими буйством ярких красок, олицетворяющих собой короткое, но жаркое финское лето. Современный стиль Marimekko начинает свою историю с шестидесятых годов, когда для уставших от войны и тяжелых послевоенных лет женщин, фабрика выпустила линейку одежды, выполненную как раз в ярких цветах. Сегодня компания, помимо одежды, предлагает разнообразный ассортимент посуды, декора, текстиля и других аксессуаров для домашнего интерьера [6, c. 31].

Nokia – бренд, под которым выпускались телевизоры, шины и даже бумага (немудрено: фирма была основана в 1865 году как фабрика по производству бумаги и картона). Однако большинство знакомо с Nokia как с маркой мобильных телефонов. Концерну удавалось долгие годы удерживать пальму мирового первенства в этой области. В конце 1980-х гг. компания начинает делать оборудование для скандинавских NMT операторов (а в будущем и европейских) — делая и базовые станции и сами мобильные телефоны. Позже содружество стран, которым Nokia делала оборудование и телефоны решили перейти на более модный стандарт — GSM, и уже в 1992 году Нокиа выпускает в широкие массы свой первый карманный GSM Телефон — Nokia 1011. А за год до этого был совершен легендарный первый звонок в сети GSM. В этом же году Nokia получает свой легендарный слоган "Connecting People" – соединяя людей. В 1994 году Nokia окончательно отказывается от всего лишнего и занимается только телекоммуникациями и оборудованием, что позволило ей стать крупнейшим производителей мобильных телефонов в мире [10].  Nokia и поныне остается самой любимой у россиян маркой телефонов и занимает девятнадцатое место в списке самых дорогих брендов мира.

Pentik – компания ведет свое начало с 1971 года, когда её основатель, Ану Пентикин (род. 1942 г.), решилась работать под собственным брендом. Имея огромный опыт работы с глиной, она вручную изготавливает чудесные коллекции посуды, которые приводят в восторг ценителей подобных изделий по всему миру. В 1974 году был основан завод керамики — самый северный в мире, а в 1976 году первый магазин Pentik открылся в самом центре Хельсинки, на Esplanadi. Сегодня фабрика успешно продолжает свою работу и географически располагается на севере страны в местечке под названием Посио. За годы существования компании, она существенно расширила ассортимент предлагаемой продукции и выпускает сегодня не только изделия из керамики, но и различные предметы из стекла, металла, текстиль для дома и интересные коллекции мебели из натуральных материалов. Свою миссию бренд Pentik оценивает следующим образом – дарить красоту северной природы, скандинавскую одухотворенность и спокойствие всему миру (Рис 3) [5, c. 81]. На сегодняшний день Pentik — международный розничный поставщик предметов интерьера и дизайна, в год производственная мощность предприятия составляет более 300 тысяч изделий из керамики. Сезонные коллекции фирмы обновляются четыре раза в год. Мотивы мастерам подсказывает сама природа. Каждая коллекция выпускается лимитировано и никогда не повторяется. Над дизайном новых линеек трудится команда Pentik во главе с основательницей бренда Ану Пентикин.

 

Рисунок 3. Продукция компании Pentik

 

Клаус Хаапаниеми (род. 1970 г.) — яркий представитель графического финского дизайна, который создает сказочные иллюстрации, разрабатывает удивительные принты и занимается рекламой. Он сотрудничал с именитыми компаниями: Iittala и Marimekko, Cacharel, D&G, Chanel, Christian Louboutin, Diesel, Levis, Valio и Fiskars, где впоследствии выработал свой, теперь уже, известный стиль. А линия посуды Taika пришлась по вкусу не только финнам, но и людям далеко за ее пределами (Рис. 4). Рисунки автора используют в производстве посуды, одежды, аксессуаров типа зонтов, сумок, брошей и даже ножниц, а также постельного белья, декоративного текстиля, обоев. На стиль Хаапаниеми, по его же собственным словам, оказали влияние не только финские традиция и эпос «Калевала», но и славянская и японская культуры. Вот как он сам говорит о том, как рождаются у него идеи: «Я заново для себя открыл классические узоры, стили, в том числе такие, как русский авангард, который основан на языке геометрии. Также мои идеи рождаются во время прогулок, и многие корнями уходят в детство» [5, c. 92]. Своими единомышленниками и творцами, которые оказали на него влияние, он считает скандинавских дизайнеров Алвара Аалто, Ойва Тоикка и Туве Янссон.

 

Рисунок 4. Посуда и оформление упаковки для молочных продуктов от Клауса Хаапаниеми

 

Кая Франка (1911−1989) современники считают совестью финского дизайна. Он полагал, что для жизни по этическим принципам необходимо довольствоваться меньшим и стремиться к простоте. Для своего времени это была новаторская идея, уходящая корнями в традиционный уклад жизни. Именно он придумал  демократичную альтернативу классическим сервизам, предлагая покупателям самим составлять, соответствующий их нуждам, набор повседневной посуды из ассортимента нескольких разностилевых серий. Его концептуальная формула проста: долговечность, практичность, компактность, «ясная» чистая форма, насыщенный цвет или мягкое тонирование в духе палитры французского кубиста Жоржа Брака (Georges Braque), столь любимого дизайнером [9]. Франк  долгое время возглавлял арт-департамент Arabia и преподавал в Колледже прикладных искусств в Хельсинки. За четыре десятилетия (с 1940-е по 1980-е годы) Франк делал эскизы для керамики для компании Arabia и стекла для Iittala и Nuutajarvi, создавая прекрасные предметы повседневного обихода, которые выдерживают проверку временем. Изысканные и чистые линии его произведений подняли планку и ознаменовали собой период стремления к совершенству (Рис 5). Наиболее известные работы дизайнера – серия предметов посуды Kilta из глазурованного фаянса для бренда Arabia, которая позднее была перевыпущена под названием Teema, и серия стекла  Kartio для Iittala (1958). Обе линии выпускаются до сих пор. В Финляндии ежегодно присуждается премия имени Кая Франка (Kaj Franck Design Prize), которой отмечается дизайнер, работающий в традициях прославленного мастера.

 

Рисунок 5. Посуда, выполненная под руководством Кая Франка

 

Одним из широко известных финских дизайнеров одежды является Май Ниеми, создающая уникальную экологичную одежду. Она черпает своё вдохновение в народном эпосе «Калевала», часто использует в своих работах национальные орнаменты. Май давно уже делает ставку на вязаные вещи и это отразилось на характере её коллекции − она признана мировыми брендами.

В Финляндии дизайн по-настоящему стал образом жизни.  Его суть – видеть красоту в простоте и украшать повседневную жизнь искусными объектами, сохраняя при этом прочную связь с живой природой. Благодаря приверженности минимализму, финский дизайн не подвластен времени. Финны ценят наследие в сфере дизайна и бережно хранят сокровища ушедших времен, а развитие современных тенденций основывается на уважительном отношении к планете. Любая новая вещь должна служить какой-то цели – именно по этому принципу создают свои работы дизайнеры и архитекторы новой волны. В основе процесса дизайна должно лежать стремление к экономике замкнутого цикла и безотходному производству, а также принципы добросовестности, экологичности и этичности, однако это представляет значительные сложности. Тем не менее, наследие Финляндии в сфере дизайна и вековая любовь к природе служат проводниками на пути к красоте.

 

Список литературы:
1. Андреева Е. В. Финляндия: Творимый ландшафт. — СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха, 2017.
2. Володин Б. Ф. Аалто Алвар // Библиотечная энциклопедия / Гл. ред. Ю. А. Гриханов; Российская государственная библиотека. — М.: Пашков дом, 2007. 
3. Кивилинна Х. Золотой век финского дизайна. Золотое поколение. Модернизм в финской архитектуре и дизайне. (Каталог выставки). − СПб: Издательство Государственного Эрмитажа, 2015.
4. Малич К.А. Золотое поколение. Модернизм в финской архитектуре и дизайне СПб: Издательство Издательство Государственного Эрмитажа, 2015
5. Нефёдов В. А. Дизайн как образ жизни: финская модель. − СПб: Издательство "Любавич" 2018.
6. Marianne Aav . Marimekko: Fashion and Design. Designmuseo, 2010.
7. Pekka Korvenmaa. Finnish Design: A Concise History. V&A Publications, 2014.
8. Sommar, Ingrid, Scandinavian Style. Carlton, 2005.
9. [Электронный ресурс]. − Режим доступа: http://www.designaddict.com/atlas/designers/Kaj-Franck (дата обращения: 20.10.2020)
10. [Электронный ресурс]. − Режим доступа: tech.onliner.by›2003/12/01/nokia_history (дата обращения: 20.10.2020)